Автор статьи

Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik

И.С. Тургенев "Дворянское гнездо". Роль и проявление символизма в романе. Символ гнезда

Среди русских писателей Тургенев, вероятно, имел наибольшее количество причин и возможностей для размышлений о сущности "русского". Эти раздумья нашли предельно сжатое выражение в его сочинении "Дворянское гнездо".

Символизм романа

Уже само название романа несет в себе глубокий символический смысл. Метафора "гнезда" становится ключевым поводом, который развивается совместно с развитием сюжета. Через образ дворянского гнезда сопоставляется с Парижем.

В произведении характеристика Парижа представлена через несколько аспектов:

  • его соотношение с другими территориями,
  • типография и внутреннее устройство французской столицы,
  • материальное содержание Парижа,
  • ценностное содержание концепта.

Париж в романе выступает крайним выражением удаленности от русской деревни и поместья. Это удаление происходит опосредованно: начиная с Петербурга, где Лаврецкий краткий период проживает с молодой супругой, затем через Германию и Швейцарию, названные в тексте местами временного пребывания:

...как и следовало ожидать, поехали в Париж...

Описывая Париж, автор акцентирует внимание на колледжах - Sorbonne и Collège de France, и, в том числе, на Французской комедии. Это описание помогает создать контраст между жизнью в французской столице и в русской деревне. Реалии французской жизни отражают ее фальшь и неестественность, противопоставленные природным и порой звериным реакциям русских людей. Например, герой Лаврецкий, узнав о неверности жены, ощущает сильное желание физической расправы:

...почувствовал, что в это мгновение он был в состоянии истерзать ее, избить до полусмерти, по-мужицки, задушить ее своими руками...

Кроме образа Парижа, произведение включает упоминания античности, к примеру, прическа «à la Titus», с которой Иван Петрович появляется перед своим отцом. Эти отсылки способствуют созданию высокой интертекстуальности текста.

Образ гнезда

Центральным элементом романа является образ дворянского гнезда, олицетворяемый усадьбой Лаврецких. Интересно, что история этой семьи восходит к происхождению из Пруссии, что подчеркивает неразрывную связь России и Европы. Образ прабабки Лаврецкого приобретает значительное значение:

Пучеглазая, с ястребиным носом, с круглым желтым лицом, цыганка родом, вспыльчивая и мстительная...

Изображение персонажа, напоминающего хищную птицу, усиливает негативные ассоциации гнезда, связывая его с жестокостью. Образ ястреба также проявляется в момент конфликта деда с отцом Лаврентьева, помимо этого в тревогах самого Лаврецкого, узнавшего о неверности супруги.

Эти же жестокие коннотации видны в образе Глафиры, изгнанной из «дворянского гнезда» Варварой Павловной. История рода Лаврецких создается вокруг их взаимодействия с Европой, подчеркивая общие корни, связывающие Россию и Европу. Это взаимодействие выражается в различных формах:

  • в пассивном сопротивлении бабушки Лаврецкого новой европейской моде: пудриться, по ее мнению, было для нее смертью,
  • в бонвиванском франкофильстве княжны Кубенской, которая вышла замуж за гувернера-француза, и он бросил ее в старости.

Наиболее подробно показана история отца Лаврецкого, который уже двенадцать лет живет в Петербурге. Как раз в его сознании возникают чувства национальной гордости и осознание своей "русскости":

...вся Россия поднималась на врага, и они почувствовали, что русская кровь течет в их жилах...

Однако, едва миновав опасность, он возвращается к привычной жизни и вновь ощущает уверенность, даже находясь в Париже. Тургенев подчеркивает как генетическую связь России с Европой, так и отличие их народов, проявляющееся в решимости русского человека принести свою жизнь в жертву ради Родины, его способности испытывать дикую ярость, совершенно не похожую на европейское самообладание.

Примечание 1

С развитием сюжета Тургенев усиливает сарказм в описании русских «европейцев», которые потеряли связь с родной культурой и не смогли найти новую.

Динамика повествования формируется через перемещения в промежутке от родной деревни до Европы, при этом герой все больше возвращается в свое «дворянское гнездо» с ощущением угнетенности. Наиболее ярко непримиримое расхождение России и Европы проявляется в своде принципов и ценностей Ивана Петровича, что ясно отражается на воспитании его сына. Основной конфликт сюжета заключается в противоречии между внутренним и внешним, родным и чуждым, органичным и наносным. Сложность конфликта заключается не в открытой оппозиции между европейскими городами и русской деревней, а в самой усадьбе, которую обитатели теряют свою "русскость", что в свою очередь ведет к утрате самих себя. Тургенев не ставит целью противопоставление идеализированного образа России с Европой, а стремится глубже проникнуть в национальное самосознание и проанализировать сущность национальной жизни.

На основании вышеизложенного, можно прийти к выводу, что роман Тургенева отличается высоким уровнем символизма и направлено на отражение авторского видения всего русского, "русскости" как таковой. Осознание национальной самобытности России достигается через сопоставление ее с Европой, контрастируя французскую столицу с русской глубинкой.

Навигация по статьям