Автор статьи

Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.

Анализ и история стихотворения М. Ю. Лермонтов «Смерть поэта»

Влияние А.С. Пушкина на творчество М.Ю.Лермонтова

С раннего детства М. Ю. Лермонтов восхищался поэзией А. С. Пушкина, который в некотором смысле стал для него наставником. Талант Лермонтова постепенно проявлялся, и многие его современники в ранних работах уже уловили в нем гениальность, сопоставимую с Пушкиной. В то же время личность Михаила Юрьевича всегда оставалась на фоне величия Александра Сергеевича. Лермонтов часто черпал вдохновение из пушкинских произведений, заимствуя темы и мотивы для своих собственных стихов.

История создания стихотворения “Смерть поэта”

Стихотворение «Смерть поэта» было написано М. Ю. Лермонтовым в 1837 году вскоре после трагической гибели А. С. Пушкина. Эта утрата глубоко потрясла Лермонтова; он выразил свои чувства и размышления о преднамеренном убийстве Пушкина Дантесом в своем творении.

Работа Лермонтова имела большой успех и быстро распространилась среди писателей и интеллигенции. Позже поэт добавил к стихотворению 16 заключительных строк, где осудил высшую власть за лицемерие и за соучастие в смерти Пушкина. Текст дошел до Николая I, который, ознакомившись с ним, сослал Лермонтова.

Первое издание «Смерти поэта» произошло в Германии в 1852 году, тогда как в России стихотворение появилось лишь в 1858 году, а полный вариант с добавленными строками был опубликован в 1860 году.

 

Анализ стихотворения «Смерть поэта»

«Смерть поэта» занимает значимое место в русской литературе. Стихотворение отражает чувства автора в связи со смертью Пушкина, представляя собой монолог, насыщенный скорбью, печалью и гневом.

Первая часть написана четырехстопным ямбом, вторая же включает пяти- и шестистопные ямы.

Композиция и сюжет стихотворения

Стихотворение состоит из шести строф, отличающихся своей рифмовкой, ритмом и размером.

  • Первая строфа передает искренние эмоции автора по поводу утраты Пушкина, который самому Лермонтову кажется невостребованным.
  • Во второй части поэт рисует образ Дантеса, убийцы Пушкина, представляя его как человека с «пустым» сердцем, лишенного моральных принципов и незнакомого с русской культурой.
  • В следующих двух частях Лермонтов размышляет о несправедливости судьбы, намекая на истинные причины дуэли, о которых знали лишь немногие. Он критикует безразличное и завистливое общество, в котором жил Пушкин, сравнивая Александра Сергеевича с Христом в его страданиях. Для передачи своих мыслей в этой части стихотворения Лермонтов переходит от четырехстопного ямба к пятистопному.
  • Последняя часть включает 16 «опальных» строк, когда Лермонтов открыто обличает высшие слои общества, указывая на их участие в смерти Пушкина, именуя их «палачами свободы». Он заявляет о продажности судебной системы и превышении полномочий властей, напоминая убийцам, что их ждет справедливый суд, от которого не удастся избежать ответственности.

Главная идея и содержание

С первых строк мы чувствуем, как стихотворение отражает личные переживания автора, однако его содержание намного глубже. Лермонтов рассматривает сложные отношения Пушкина с обществом и властью, подчеркивая неблагоприятные условия для творцов: жесткую цензуру и преследование инакомыслящих. Он активно критикует недостатки власти, такие как беззаконие и продажность.

 

Стихотворение содержит призыв к мести за Пушкина, к свободе и независимости, утверждая, что только свободный человек способен полностью реализовать свои таланты как писатель или поэт.

Несмотря на резкую критику власти, в каждой строке Лермонтова прослеживается любовь к России – стране, полной бедности и угнетения.

Художественные средства

Лермонтов использует разнообразные художественные тропы в своем творчестве. Он применяет яркие эпитеты, такие как "гордая голова", "жалкий лепет" и "смелый дар". Также он использует сравнения, например, "угас, как светоч", "дивный гений", "подобный сотням беглецов". Кроме того, Лермонтов прибегает к метафорам: "не вынесла душа", "на устах его печать", "иглы язвили славное чело", "взят могилой". Одним из приемов, к которому обращается поэт, является гипербола, как в фразе "не вынесла душа поэта позора мелочных обид". Лермонтов также использует перифразы, такие как "невольник чести" и "палачи свободы". Кроме того, в его произведениях встречаются олицетворения: "отравлены мгновения", "замолкли звуки чудных песен".

Проблема жанра

Жанровая природа стихотворения «Смерть поэта» вызывает дискуссии среди исследователей. Произведение обладает чертами элегии, оды и сатиры, и различные литературоведы классифицируют его как:

  • Политическую оду с элементами сатиры, направленной против произвола власти.
  • Элегию с сатирическими элементами, поднимающую проблемы влияния общества на человека.
  • Лиро-эпическую поэму.

Заключение

Стихотворение «Смерть поэта» М.Ю. Лермонтова стало одним из самых значимых и известных произведений русской литературы. Оно сыграло ключевую роль в общественно-политической жизни России и оказало значительное воздействие на развитие русской поэзии. Лермонтов доказал, что поэзия может быть не только лирической, но и политической и гражданской. В «Смерти поэта» он утвердил высокое предназначение поэта как защитника правды, справедливости и свободы.

Как настоящее культурное и историческое достояние русской литературы, стихотворение оказало ощутимое влияние на российское общество, став выражением народного гнева по поводу гибели А. С. Пушкина. Выразило либеральные взгляды части русской интеллигенции, недовольной самодержавным режимом. Стало символом борьбы за свободу слова и творческую независимость. Лермонтов, открыто обвинивший Николая I в смерти Пушкина, был кумиром для либеральной молодежи и творческой интеллигенции. Его стихотворение и по сей день воспринимается как символ свободы слова и творческого самовыражения.

Навигация по статьям