Автор статьи

Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik

Краткий анализ детской повести "Кладовая солнца" Михаила Пришвина

Определение 1

Психологический параллелизм — это стилистический прием, суть которого заключается в сопоставлении мотивов, природных явлений, человеческих действий и взаимосвязей.

История написания и жанровые особенности произведения

Сказка-повесть М. Пришвина «Кладовая солнца» была написана в начале июня 1945 года и стала победителем конкурса на лучшее детское произведение, организованного Министерством просвещения РСФСР. Повесть была опубликована в журнале «Октябрь».

В перод 1941 - 1945 годы автор находился в эвакуации в Ярославской области, в деревне Усолье. Там он активно выступал против вырубки лесов, вызванной торфоразработкой. Пришвин наблюдал за жизнью детей-сирот, мальчика Бори одиннадцати лет и девочки Сони десяти лет, которые успешно справлялись со своими обязанностями. Непосредственно они и стали прообразами для персонажей Митраши и Насти.

В момент задумки М. Пришвиным, как описать историю ссорящихся детей, которые отправились на сбор клюквы разными тропами, у него не было четкого замысла. Сюжет формировался во время написания повести.

Автор долго раздумывал над заголовком своего произведения, рассматривая варианты: «Друзья», «Золотая Курочка и Мужичок в мешочке», «Блудово болото», «Тропа испытаний», «Друг человека», «Правда Антипыча».

Примечание 1

Метафору «Кладовая солнца» Пришвин не придумал. Этот термин он заимствовал из исследования болот, где так называли местности, хранящие солнечное тепло в растениях.

Жанровое определение своего произведения Пришвин сам обозначил как сказка-быль. Это не является противоречивым сочетанием двух антонимов. Автор, будучи реалистом, считал свои произведения ближе к сказкам, поскольку они превращают реальность в сказочные сюжеты.

Вечные ценности, прославляемые в сказках, преодолевают время и в современной сказке-были, где сам автор называл себя современным сказителем.

Тематика, сюжетная линия и композиция повести

«Кладовая солнца» — это повесть о взаимосвязи между природой и человеком, о подлинном гуманизме, который делает человека другом природы и покровителем всего живого. Главная идея произведения — ценность общности и дружбы. Идея повести перекликается с победой в войне, о которой в 1942 году лишь мечтали. Автор использует образы друга и врага — собаку и волка. Собаку он именует «верным другом человека», а волка — «злейшим врагом», который олицетворяет зло, обреченное на гибель. Хотя в повести нет упоминаний о фашистах или военных действиях, эти образы читаются между строк.

С первого взгляда, название повести кажется не связанным с основной темой и служит лишь указанием места действия, однако это не так. Солнце — символ дружбы и жизни, а то, что называется его кладовой — мёртвые травы, лежащие рядом друг к другу, олицетворяет братство и товарищество.

В произведении содержится 12 частей. В первой - описана трудовая жизнь детей-сирот. Вторая часть рассказывает о весеннем сборе клюквы. Настя, подражая маме, готовит необходимое, а Митраша — приманку для птиц и инструменты с мечтой найти красивую поляну с клюквой. Путешествие начинается с рассказа о месте, которое когда-то упоминал отец Митраши.

Дети отправляются в борину Звонкую, выбрав путь на север. Четвертая часть примечательна нарастающим напряжением: на месте отдыха происходят несколько конфликтов — между животными и деревьями, подогревая ссору детей, которые спорят и расходятся, оставляя еду у Насти.

Пятый и шестой разделы — ретроспективные. В них речь идет о собаке Травке. Возобновление сюжета происходит в седьмой главе, когда Травка по следам зайца приходит к Лежачему камню и находит Антипыча.

Восьмая часть — кульминация. Митраша, идя по узкой тропе, попадает в болото и зовет Настю, но она его не слышит. Злой волк предвосхищает его гибель.

В девятой части сюжетные линии Насти и Митраши пересекаются. Настя, охваченная жадностью, забывает о брате и сталкивается со змеей.

Кульминация достигается в одиннадцатой главе, когда Травка находит Митрашу и помогает ему выбраться из болота.

Двенадцатая глава завершает повествование на оптимистичной ноте: дети встречаются и возвращаются домой с добычей. Митраша, ставший героем после победы над волком, отдает всю клюкву сиротам из Ленинграда.

В заключение повести рассказчик раскрывает себя, представившись разведчиком болотных богатств.

Краткая характеристика персонажей “Кладовая солнца”

Ключевые персонажи произведения:

  • Настя
  • Митраша
  • Собака Травка
  • Антипыч

Настя и Митраша — сироты, о которых заботится все село. Насте 12 лет, Митраше 10. Родители оставили им большое хозяйство, с которым они отлично справляются. Рассказчик описывает портреты Насти и Митраши как умных и дружных детей, готовых помогать в общих делах. Он, как и другие жители деревни, с теплотой говорит о них, называя своими любимцами.

Собака Травка — тоже важный персонаж. Она наделена человеческими качествами. Смерть ее хозяина, Антипыча, стала для нее большим ударом. Травка вскоре привыкла к горю, продолжая выполнять свои обязанности. По мнению Антипыча, собака понимает больше, чем люди. Ее жизнь была связана с работой на хозяина, и после его кончины она часто приносила зайцев к его разрушенной избе.

Весь мир для Травки был представим в образе Антипыча, который, как казалось, проявлял свою заботу в каждом существе. В конце повести Травка обретает нового хозяина в лице Митраши.

Антипыч похож на мудрого волшебника. Его возраст остается неизвестным, и рассказчику он кажется бессмертным. Он является хранителем мудрости, и рассказчик стремится узнать его тайны, на которые Антипыч обещает ответить перед смертью, шепнув их Травке на ухо.

Примечание 2

В повести «Кладовая солнца» рассказ ведется от первого лица множественного числа, что подчеркивает идею важности коллективного над индивидуальным.

Художественная уникальность произведения

Пришвина часто называют певцом русской природы. Его произведения отличительны описаниями природы, которые занимают центральное место произведений, в то время как сюжет уходит на второй план. В «Кладовой солнца» описание природных явлений и обстановка имеют особое значение; природа представлена как одушевленная, обращенная к человеку и восхваляющая солнце. Автор сравнивает природу с храмом, а сосны, освещенные солнечными лучами, — с горящими свечами.

Для создания напряжения в сюжете Пришвин использует прием психологического параллелизма. Образы деревьев, соперничающих друг с другом, аналогичны взаимоотношениям между людьми и животных. Например, волк воет от ненависти к человеку, а собака тоскливо скучает по нему. В ссоре деревьев также отражаются конфликты между братом и сестрой и войны между людьми.

Навигация по статьям