Автор статьи

Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.

М.Ю. Лермонтов “Герой нашего времени”. Краткий анализ романа

История создания

В настоящее время, из-за недостатка авторских свидетельств и многих рукописей полная история создания романа «Герой нашего времени» остается неизвестной. Тем не менее, известно, что М. Ю. Лермонтов работал над этой книгой в период с 1830 по 1840 год во время своей ссылки на Кавказ. Первая публикация романа состоялась в 1840 году. Лермонтов задумывал произведение как набор отдельных путевых заметок о Кавказе, но после успеха рассказов в «Отечественных записках» он объединил их и дописал новые главы.

Офицер Печорин (главный герой романа), как и сам автор, представляет собой «потерянное поколение». В 30–40-е годы XIX века Россия переживала значительные социальные и политические потрясения, вызванные поворотными событиями, такими как подавление восстания декабристов. Образ Печорина служит собирательным отражением основных черт общества того времени. Молодые люди, как и сам Печорин, оказались на распутье, утратив старые убеждения и жизненные цели, но не найдя новых. Они уже испытали свою духовную смерть и потеряли интерес к жизни. При этом реальные исторические события в романе описаны расплывчато и не влияют на основное развитие сюжета.

Сюжет и композиция произведения

Сюжет «Героя нашего времени» построен необычно, так как экспозиция отсутствует. Читателю не известно ни о прошлом Печорина, ни о его воспитании, ни о причинах его поездки на Кавказ. Нет информации о семье главного героя, но, судя по его характеру, возможно сделать предположение, что он одинок. У него нет и друзей. Печорин говорит:

Пример 1

«...потому что я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае - труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакеи и деньги!»

Роман состоит из пяти частей, каждая из которых содержит собственную завершенную сюжетную линию. Композиция произведения имеет кольцевую структуру: оно начинается с повести «Бэла» и завершается «Фаталистом», обе истории происходят в период службы Печорина в горной крепости. Интересно, что остальные части располагаются вне хронологического порядка, что указывает на то, что автору важнее было раскрыть характер героя, чем отобразить временные последовательности событий. Лермонтов демонстрирует, что события и их порядок не определяют человеческую судьбу, куда как наибольшее значение имеет внутренний мир человека.

  

Тем не менее, автор не высказывает собственного мнения о Печорине и не оценивает его поступки, оставляя это на усмотрение читателя. При создании образа главного персонажа он использует стереоскопический подход, предоставляя читателю возможность составить своё суждение, основываясь на различных точках зрения, которые могут существенно различаться. Ключевыми оценками, формирующими этот стереоскопический образ Печорина, становятся мнения других героев, таких как:

  • княжна Мария;
  • драгунский капитан Грушницкий (высказывания во время дуэли);
  • Вера (письмо).

Главные герои и их характеристики

«Герой нашего времени» является многогеройным произведением. Все персонажи имеют влияние на развитие сюжета и участвуют в раскрытии личности Печорина. Герои романа, такие как Бэла, Максим Максимыч, Грушницкий и Вернер, являются так же важными и значимыми персонажами, а не второстепенными.

  • Грушницкий, Вернер и Вулич выступают своего рода двойниками главного героя. С Грушницким мы знакомимся в части «Княжна Мэри». С Печориным их связывают общий возраст, дворянское происхождение и офицерский чин, но изначально проявляется его поверхностность и стремление угодить окружающим. Он осуждает Печорина и высмеивает его искренние порывы , упрекая в стремлении произвести впечатление на других. Конфликт между ними приводит к тому, что Печорин влюбляется в княжну Мэри, на которую также претендует его соперник.
  • Вернер, хотя и отличается от Печорина как внешне, так и по роду деятельности, все же имеет схожие взгляды на жизнь. Оба они скептичны, материалистичны и утратили интерес к жизни, считая её бессмысленной, однако Вернер ещё способен на сочувствие и сопереживание.
  • Третий двойник, Вулич, ведёт аналогичный образ жизни, но его взгляды прямо противоположны: он верит в предопределенность судеб и невозможность изменить свою участь.

  

Таким образом, используя различные образы, Лермонтов стремится наиболее полно раскрыть личность Печорина, и это раскрытие происходит через противопоставление «Я» Печорина и других персонажей.

Любовная тема в романе

Любовная тема занимает важное место в романе. Внутренний мир героя раскрывается через его отношения с женщинами, хотя ни одна из его романов не продолжается долго. Остывая в чувствах, он оставляет женщин с разбитыми сердцами. В «Княжне Мэри» он даже манипулирует её чувствами ради собственной выгоды.

Для полного раскрытия характера Печорина автор использует разнообразные художественные приемы, включая внутренние монологи и психологические пейзажи.

«Герой нашего времени» занимает ключевое место в творчестве М. Ю. Лермонтова. В этом романе он расширяет привычные возможности композиции, вводит в русскую литературу приём циклизации и создает образ Печорина. Главный герой является одновременно как положительным, так и отрицательным персонажем — он вызывает сочувствие, как потерянный человек, не способный найти своё место в жизни. Это и есть основная беда поколения, которую Лермонтов отразил в своем романе.

Навигация по статьям