Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik
М.А. Булгаков “Мастер и Маргарита”. Изображение Москвы 30-х годов в романе
- 19 февраля 2025
- 7 минут
- 115
МАССОЛИТ — это вымышленная организация писателей в произведении М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Сатира на московское общество в романе Булгакова
События «Мастера и Маргариты» проходят в двух временных рамках: в эпоху Понтия Пилата в Иерусалиме и в 20-30-е годы XX века в Москве. Главным катализатором сюжета в московских частях выступает Воланд, который пришел увидеть, изменились ли люди за столетие.
Изображение Москвы и её жителей в произведении сливается в сатиру. Многие персонажи, представленные Булгаковым, — это лживые, морально недостаточные и несовершенные личности. Каждый из них представляет собой не уникальный характер, а обобщённый образ. Особенно ярко это проявляется в персонаже Аннушки, которая стремится контролировать все вокруг и проявляет патологическую жадность.
Критика Булгакова нацелена на низменные и наглые составляющие русской жизни. Однако сатира, которой автор пронизан, больше весёлая, чем жестокая. Писатель высмеивает человеческие пороки, а приключения Воланда лишь подчеркивают, что московское общество не изменилось и не стало идеальным, как его рисуют газеты.
Роман «Мастер и Маргарита» отражает размышления автора. Булгаков, описывая реальность Москвы, применяет приём «свирепого гротеска», который помогает отделить правду от лжи и отрицает мирское безобразие, поддерживая высокие ценности. Произведение представляет собой смешение реального и фантастического. Сатира Булгакова жестока, конкретна и психологически, и исторически обоснованна.
В этом романе город, время и люди объединены в выразительное и запоминающееся полотно — поэтому существует концепция «булгаковской Москвы».
Булгаковская Москва
Москва 1930-х годов населена обычными людьми, которых наблюдал писатель в реальной жизни. Однако однажды в городе появляется Воланд, олицетворяющий Сатану, который раз в сто лет приходит на землю, чтобы узнать, как живут люди. Быт и нравы Москвы становятся интересными и для самого Булгакова. К. Симонов подметил, что для старшего поколения читателей в произведении особенно бросается в глаза, что основным полем для наблюдений автора служит московский быт обывателей, связанный с театром и литературой.
Топография полотна ограничивается с одной стороны Тверской улицей, а с другой — Кропоткинской набережной, охватывая пространство между Бульварным и Садовым кольцом. Здесь располагаются:
- «особняк Маргариты»,
- «подвал Мастера»,
- Варьете, где выступает Воланд со своей свитой,
- «Дом Грибоедова»,
- «нехорошая квартира» на Садовой, 302-бис.
На этой небольшой территории разворачиваются невероятные события — как комические, так и трагические. Здесь царит Воланд, который раскрывает все пороки уважительных и добропорядочных москвичей.
В булгаковской Москве обитают бездушные атеисты, уверяющие в триумфе разума, такие как Берлиоз, который отмахивается от всего необъяснимого фразой: «Этого не может быть».
Сатира Булгакова безжалостна к московским литературным чиновникам и писателям, о которых автор знал из первых уст. Например, литераторы ассоциации МАССОЛИТ не стремятся к совершенствованию своих душ и не ищут истину, полагая, что настоящая правда — это отпуск на курорте, престижный загородный дом и изысканные блюда в ресторане, куда простым смертным вход запрещён. Писатель обрисовывает критиков-конъюнктурщиков в облике распорядителя творческой жизни Латунского. В романе также критикуются начальство театра Варьете, Варенуха, Римский и Степа Лиходеев, которые отличаются наглостью, корыстностью и лживостью.
В своем произведении автор высмеивает и новые порядки в Москве. Однако являются ли они действительно новыми? По большому счету, ничего не изменилось: жители как и прежде посещают магазины, театры и развлекаются в ресторанах. Однако интеллигенцию сменили предприимчивые мещане, а осетрина в театральном буфете теперь подается «второй свежести».
Во время сеанса черной магии в столичном Варьете Воланд искушает москвичей потребительством и деньгами, выставляя их в неблагоприятном свете по отдельности и город в целом. Сатана замечает, что внешне горожане изменились, но в остальном остались такими же, продолжая любить деньги. Он обращает внимание на то, что квартирный вопрос стал для москвичей более важным, чем спасение души. Дело не только в том, что герои романа без стеснения берут взятки и прячут золотые червонцы, а в том, что они полностью утратили представление о справедливости и добре, что значительно хуже.
Воланд мчит над Москвой, жестоко наказывая горожан за их лживость, моральные слабости, подлость и жадность. Один из удивительных парадоксов произведения заключается в том, что банда Воланда, проворачивая шалости в Москве, одновременно воскрешает добродетель, наказывает неправду и зло, утверждая древние моральные принципы. И хотя свита Воланда предстает как группа мелких бесов, склонная к разрушениям и пакостям, сам мессир сохраняет свое величие.
Воланд наблюдает за бытом и нравами булгаковской Москвы как исследователь, осуществляющий научные наблюдения. Его полномочия велики: он имеет право наказывать. Идея писателя поместить Сатану и его свиту в Москву 1930-х годов, символизирующих силы, которые не поддаются ни одному закону логики, кардинально новаторская. Князь Тьмы приходит в Москву, чтобы «испытать» героев произведения, воздать должное Маргарите и Мастеру, которые сумели сохранить взаимную любовь и верность, а также наказать предателей, проходимцев и взяточников. Суд над ними не будет принимать человеческие законы; им будет судить время, как это произошло со спекулянтами в лице Понтия Пилата.
По мнению Булгакова, в данной ситуации со злом бороться нужно силами зла, чтобы восстановить справедливость. В этом и заключается трагический гротеск романа.
Булгаковская Москва фантастична, но авторский взгляд на этот город нельзя отнести исключительно к субъективным. Реальная Москва служила фоном, на котором писатель воплощал свой замысел, поскольку реальность того времени имела много общего с фантастикой благодаря своей неестественности. Нужно лишь взглянуть на неё с позиции универсальных человеческих ценностей, и сразу становится ясно, что в Москве все не так, как предписывает нормальная человеческая жизнь.