Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Анализ и основная идея повести Н.В. Гоголя “Шинель”
Содержание:
- 05 декабря 2024
- 11 минут
- 377
История создания повести “Шинель”
Повесть «Шинель» была включена в третий том собраний сочинений автора, тираж которого был напечатан в декабре 1842 года. В конце января 1843 года она уже была разослана заинтересованным читателям. Гоголь черпал вдохновение для сюжета из анекдота, в котором главный герой — бедный чиновник, охотник по призванию. Однако из-за отсутствия хорошего оружия его охотничьи приключения не имели реального успеха. В конечном итоге герой решил копить на ружье, откладывая средства в течение долгого времени. После его покупки, вернувшись на корабле домой, на Финском заливе произошла буря, в результате которой утонуло и ружье. Это событие сильно потрясло его и стало причиной его смерти. Существует и другая версия, в которой коллеги по работе собрали средства на его заветное приобретение.
Однако Гоголь отвергает простое разрешение проблемы. Герой оказывается в финансовых затруднениях даже после поддержки коллег, и, в отчаянии, начинает писать, исправлять и вновь обращаться к истории о человеке, столкнувшемся с жизненной несправедливостью. Первые черновики повести появились еще в 1841 году, когда Гоголь работал над итальянскими рассказами и не успевал вовлечься в сюжет повести. Изначально она была написана с оттенком сатиры, но вскоре в ней появились сентиментальные элементы. Вместо юмора автор начинает исследовать социальные противоречия своего времени.
Идея возникла у Гоголя еще в 1839 году, а сам анекдот был рассказан ему в 1834. Интересно, что он был единственным, кто не смеялся, оставаясь с серьезным лицом. Семилетний процесс написания повести кажется долгим, но сам Гоголь объяснял это трудностью в выборе имени для своего героя. Так фамилия изменялась от Тишкевич до Башмакевич и, наконец, до Башмачкин. Автор долго мучился с характеристикой персонажа, и окончательный вариант был завершён лишь под давлением редактора, который уже устал ожидать текст. «Шинель» завершила цикл «Петербургских повестей».
Почему "Шинель"
Название повести «Шинель» носит глубокий смысл: этот обычный предмет гардероба с течением событий становится символом человеческого достоинства, придающим герою силы и желание жить. Именно поэтому она занимает центральное место в повествовании.
Акакий Акакиевич Башмачкин — бедный чиновник с жалованьем всего 400 рублей в год, живущий уединенно и скромно. Он из последних сил обеспечивает свои нужды и платит за квартиру, планируя расходы на многие годы вперед. Его рацион и одежда отвержены к самым простым и дешевым вариантам.
Башмачкин считал, что справляется со своей жизнью. Однако трагедия не за горами: его старая шинель теряет свой вид. Новая одежда для него становится недоступной роскошью — для её покупки потребуется 80 рублей, что кажется непосильным. Тем не менее, герой находит способы сэкономить: строго сокращает свой рацион, усердно работает и получает премию. Он заказывает новую шинель, и радость его оказывается кратковременной — в темном переулке на него нападают разбойники и отнимают его шинель.
Хотя кража — это неприятное событие, большинство людей быстро о нем забывают. Но не для Акакия Акакиевича. Потеря шинели для него — это крушение уверенности в себе, достоинства и сил. Башмачкин начинает искать помощников и добивается правды, обращаясь сначала к приставу, но не получая ответа, затем к старому генералу. Генерал, будучи «значительным лицом», не понимает его бедственное положение, и Башмачкин, замёрзнув и опечалившись, заболевает и умирает. После его гибели, в том самом переулке появляется призрак, который требует вернуть ему шинель.
Краткий анализ произведения
Повесть «Шинель» часто изучается в школьных курсах литературы. Анализ произведения помогает глубже понять замысел автора и историческую эпоху. Повествование делится на две основные части: первая касается отказа от ремонта старой шинели и её покупки, вторая — ведет к фантастическому финалу и мести «значительному лицу».
Жанр
Для того, чтобы разбудить у читателя сочувствие или хотя бы слезу, Гоголь использует особый прием: он описывает жизнь Акакия Акакиевича в манере, напоминающей жития святых. Башмачкин — это мученик. Читатели это замечают с первых строк, где рассказывается о его «страдальческом» детстве. Далее раскрывается история выбора имени главного героя, его предназначение. Титулярный советник — это не мечта, а судьба.
Подчеркивая образ мученика, Гоголь описывает обыденные будни Башмачкина, его рутинную работу и вечера, проведенные за перепиской. Статья из жизни святых вскрывает схожесть.
Сюжет
Сюжет сосредоточен на приобретении новой шинели. Ранее смысл жизни героя заключался в добросовестности на работе, но когда он осознает, что старая шинель непригодна, его мысли только о покупке новой. Новая шинель становится целью его существования.
Сюжет разворачивается после того, как шинель украли, подталкивая героя на поиски защиты и справедливости. Обращение к влиятельным людям приводит его к пониманию собственной ничтожности в большом мире, оставляя в страданиях без утешения от закона и друзей.
Характеристика персонажей
Акакий Башмачкин выступает главным героем. Обладая невыразительной внешностью — рябое лицо, маленькие глаза, низкий рост и лысая голова, он, возможно, старше своего возраста. В свои пятьдесят лет Башмачкин работает переписчиком документов, получает небольшую заработную плату и не замечает радостей жизни, сосредоточившись на экономии. Поношенная шинель становится символом его крушения и разрушает его мир.
Среди других персонажей выделяются:
- Портной Петрович — добросовестный и трудолюбивый, но любящий выпивку.
- Значительное лицо — генерал, который не готов прийти на помощь Башмачкину и, напротив, раздражается от его просьбы.
- Привидение — философский искомый персонаж, который появляется на месте трагедии после смерти Башмачкина и отбирает верхнюю одежду у прохожих.
В повести участвовали и другие персонажи: столоначальник - главный герой отправился к нему в гости; хозяйка квартиры, которая посоветовала обратиться за помощью к частному приставу; грабители. Люди с усами. В том числе коллеги Башмачкина, которые собрали деньги на новую шинель.
Конфликт повести и способы его разрешения
Конфликт повести заключается в противостоянии человека, занимающего низкую позицию в обществе, и целого мира. Как и многие современники, Гоголь показывает сложности простого человека без денег и власти. Владение своим героем показывает, что даже «маленькие люди» имеют свои истории и внутренние переживания.
Конфликт выстраивается таким образом, что читатели видят противостояние «маленького героя» и «большого мира». Башмачкин живет в сером и скучном существовании, однако новая шинель окрашивает его мир. После утраты он возвращается к прежней степени невидимости, но общество не испытывает сочувствия.
Разрешить конфликт судьбы Башмачкина в его жизни не удалось. Он не находит ни покоя, ни счастья, но после смерти его спасает провидение, позволяющее ему стать призраком и отомстить.
Художественная оригинальность
Художественное оригинальность повести проявляется в следующих ключевых моментах:
- Наличие жалкого и комичного главного героя, чья жизнь сосредоточена вокруг покупки одежды.
- Создание ироничного контраста между предметом и словесным описанием, достигаемого использованием возвышенных формулировок.
- Косноязычие персонажа.
- Фантастический финал.
Гоголь изображает забавные ситуации, помещая героя в неловкое положение, побуждая читателя смеяться, в то время как в глубине поднимаются серьезные смыслы. Не каждый способен встать на защиту чего-либо важного, но Гоголевский герой может это сделать.
Нравственный контекст
Завершив свою повесть на фантастической ноте, Гоголь демонстрирует бунт своего героя. Он предоставляет Акатию Акакиевичу возможность отмстить за все прежние страдания, вызванные безразличием людей. Призрак Башмачкина, пугающий прохожих, становится символом не только его собственных страхов, но и тех переживаний, которые остались незамеченными при его жизни.
В то время как другие наслаждаются жизнью, находя ее смысл в удовольствиях, таких как жареная курица или новая карета, персонаж Гоголя лишь борется за свое выживание. Его смерть освобождает его душу и вместе с тем дает шанс наказать тех, кто игнорирует окружающих.
Нравственный контекст «Шинели» заключается в призыве к переменам. Люди должны проявлять понимание и заботу друг о друге. Каждая жизнь имеет значение, и все её мелочи важны. Для одних смысл жизни может заключаться во вкусной пище, в то время как для других радость приносит новая одежда. Не следует недооценивать чужие желания.
Что хочет сказать автор?
Рассказывая историю борьбы героя, Гоголь стремится воспитать в читателях сострадание и эмпатию. Он также пропагандирует упорство и трудолюбие, показывая, что даже без власти и влияния человек не должен терять надежды. Важно прилагать все усилия, чтобы достичь поставленных целей. Хотя Башмачкин не смог изменить общественные реалии, он нашёл в себе силы для борьбы.
Гоголь поднимает вопрос о высшем суде. Злодеяния не останутся без наказания, и те, кто совершает их в этой жизни, понесут ответственность. Каждый человек, независимо от статуса, заслуживает счастья и радости.
Критики о повести
После своего первоначального выхода повесть «Шинель» не сразу завоевала популярность. Критики в основном обходили её стороной, поскольку в тот период уже были известны схожие произведения. В 1847 году Аполлон Григорьев переосмыслил образ Башмачкина, описывая его как обмелевшее Божье создание, а шинель — как символ его желаний, способный уничтожить его судьбу.
В 1885 году француз Эжен Мельхиор Де Вогюэ написал статью, в которой сформулировал мысль, позднее приписанную Достоевскому: люди во многом похожи на гоголевских Башмачкиных. Эта фраза, хоть и кажется принадлежащей Достоевскому, могла бы быть произнесена любым писателем-реалистом, вдохновленным мощным образом, созданным Гоголем в «Шинели».
Навигация по статьям