Автор статьи

Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik

Образ Хлестакова в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"

Примечание 1

Хлестаковщина — это не просто бахвальство, но и стремление казаться тем, кем ты не являешься, подтверждённое отсутствием реальных дел и возможностей.

Главный герой Хлестаков и его биография

Иван Александрович Хлестаков, главный герой пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор», представляет собой молодого помещика и дворянина, оказавшегося в затруднительном положении. После неудачной игры в карты он решает отправиться в поместье родителей, чтобы поправить свои дела. На пути, не имея необходимых средств, он останавливается в гостинице города N, где случайно принимается за ревизора, приехавшего из Москвы. Его манера поведения и самоуверенность вводят в заблуждение чиновников, которые уверены, что так может вести себя лишь проверяющий.

В условиях, когда в городе N царит коррупция и безответственность, чиновники стремятся избегать последствий своей неряшливой работы. Пытаясь сохранить свои должности, они стремятся подкупить Хлестакова, что даёт ему возможность воспользоваться ситуацией и безнаказанно покинуть город, несмотря на то, что он вовсе не является ревизором. Узнав об этом факте, чиновники понимают, что обвинять Хлестакова в обмане будет крайне глупо, так как это может привести к раскрытию их собственных недочетов.

Внешность Хлестакова, семья и происхождение

Хлестаков, как и многие обманщики, обладает привлекательной внешностью: у него каштановые волосы, "милый носик" и живое выражение глаз, способные смутить даже самых решительных людей. Он невысокого роста и выглядит худощавым, а его дорогая и стильная одежда создаёт впечатление благополучия и статуса.

Хлестаков происходит из дворянской семьи, его родители владеют имением Подкатиловка, что свидетельствует о том, что они не бедствуют и могут поддерживать его финансово. Однако явные подробности о состоянии их дел на протяжении пьесы остаются неясными. Сам Хлестаков, несмотря на свою должность коллежского регистратора, носит среднее образование и не стремится к повышению — его интересуют только удовольствия.

Отказ от усердной работы и стремление к легкому заработку проявляются в его беззаботном отношении к службе. Хлестаков предпочитает проводить время за прогулками или играми в карты, не заботясь о карьерном росте.

Примечание 2

Если его уровень жизни нельзя сопоставить с петербургскими богачами, то Хлестаков всё же старается создать видимость достатка, прибегая к выбору дорогих, но не слишком удобных апартаментов, экономя на жилье ради качественной одежды. Это отражает его стремление производить впечатление успешного человека и вызывать зависть у окружающих.

Родители, недоумевая о недостатке успехов сына, воспринимают его отговорки как пустые оправдания, предназначенные для скрытия его истинного бездействия.

Характеристика личности

Основные ценности для Хлестакова сосредоточены в Петербурге, где он может наслаждаться жизнью, вкусной кухней, театрами и развлечениями, зачастую смещая акцент на легкость и вымышленную состоятельность. В своих амбициях он не проявляет малейшей удачи, поэтому его удачи в картах являются редкостью.

Одной из заметных черт Хлестакова является умение врать, выдавая своё желание выглядеть значимым человеком за истину. Он мастерски скрывает свои недостатки за фасадом ложного успеха, демонстрируя высокомерие и стремясь быть в центре внимания. В корпоративном обществе, где его слова и манера поведения внезапно получают уважение, он легко добивается успеха.

Примечание 3

Хлестаков олицетворяет "маленького человека" — он не обладает смелостью и не берёт на себя ответственность за свои поступки. Столкнувшись со страхом, когда к нему приходят чиновники, он прилагает усилия, чтобы создать образ умного и значимого человека.

Таким образом, выделяющиеся черты Хлестакова включают:

  • Склонность к вранью
  • Тщеславие
  • Легкомысленность
  • Внутренняя пустота
  • Безответственность
  • Склонность к рисовке
  • Артистичность

Эти качества делают Хлестакова ярким образчиком комедийного типажа, подчеркивающим абсурд власти и социальной структуры своей эпохи.

Навигация по статьям