Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik
Петербург Ф.М. Достоевского в романе “Преступление и наказание”
- 23 января 2025
- 7 минут
- 923
«Преступление и наказание» — это социально-психологический и философский роман Ф. М. Достоевского, написанный в 1865-1866 годах.
Городские пейзажи в романе
Одним из ключевых элементов в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» выступает образ Петербурга.
Петербург — это город мечтаний. Его великолепие и красота дворцов восхищали многих известных писателей и поэтов, а художники стремились запечатлеть его на своих холстах. Этот город привлекает туристов и вызывает гордость у местных жителей.
Однако на страницах романа Петербург описывается совершенно иначе. Ф. М. Достоевский, мастерски используя детали городского пейзажа, позволяет читателю заглянуть в душевные переживания героев, принадлежащих к бедному слою общества.
С первых строк романа читатель погружается в гнетущую атмосферу Петербурга глазами Родиона Раскольникова. Город здесь изображается как «вонючий и пыльный». Невезучий студент обитает в неблагополучном районе, который вряд ли способствует проявлению творческих импульсов. На узких и грязных улочках встречаются персонажи, схожие с главным героем. Появление Раскольникова среди таких же обездоленных прохожих никого не удивляет.
Связь описания Петербурга с трагическими событиями жизни персонажей ощутима в романе Достоевского.
В распивочной на Сенной зарождается ужасная и бесчеловечная теория Раскольникова. Здесь он сталкивается с Мармеладовым, чья судьба является объектом насмешек у постоянных посетителей. Именно тут, за грязным столиком, происходит странный разговор Родиона с Свидригайловым. Вокруг него грязь, вонь, равнодушные пьянчуги, которым до чужих страданий нет никакого дела. Кажется, что сам город подталкивает Раскольникова к преступлению и усугубляет его душевные муки после совершённого убийства.
Ради того чтобы отвлечься, он бесцельно бродит по улицам. Раскольников страдает от пыли и летней жары, задыхается от гнилостных запахов сточных канав. Этот квартал лишён всего, что хоть немного могло бы порадовать глаз измученного человека: только толчеи, духота, кирпичи, строительные леса и пыль. В состоянии полного истощения он проклинает отсутствие зелени, фонтанов и свежего воздуха. Но город продолжает жестоко преследовать его. На пустынной улице он сталкивается с юной пьяной девушкой, которой угрожает её прожорливый ухажёр. Сумасшедшая Катерина Ивановна, трагическая судьба Мармеладова и несчастные дети — всё это тоже части изображения Петербурга в произведении Достоевского. В образе города, представленном автором, нет места для архитектурных шедевров, зелёных парков или фонтанов.
Интерьеры квартир героев романа
Однако описание Петербурга не может быть полным без упоминания жилища персонажей романа:
- Родиона Раскольникова;
- Сони Мармеладовой;
- Катерины Ивановны.
Квартира Раскольникова
Тесная каморка, в которой еле помещаются старый диван, стол и шкаф:
«Это была крошечная клетка, около шести шагов в длину, с жалким видом, имеющая желтые, пыльные, почти отставшие от стен обои...».
Эта неуютная комната изменила здорового молодого человека в маниакального злодея.
Комната Сони Мармеладовой
Тоска и уныние витает и в убогом жилище девушки. Ей приходится снимать комнату неправильной, даже уродливой формы, где нет даже необходимой мебели. Автор сравнивает эту комнату с сараем. Хозяева парадного дома — такие же бедные, как и она.
Проходная комната семьи Мармеладовых
Для читателей особенно шокирующим становится знакомство с жизнью семьи Мармеладовых. Уволенный чиновник, его больная жена и маленькие дети вынуждены тесниться в проходной комнате. Им некуда укрыться от скандалов пьяных соседей и табачного дыма, а жизнь проходит на виду у других жильцов. Войдя в квартиру чиновника, Раскольников замечает «беднейшую комнату около десяти шагов в длину». Здесь душно, а с лестницы доносится вонь.
Похожие обстановки царят и в распивочной на Сенной, у старухи-процентщицы и у Дмитрия Разумихина — нищета и убожество объединяют эти пространства.
Ф. М. Достоевский в своих описаниях часто использует серый и жёлтый цвета, символизирующие безысходность и тоску. В жизнях людей, обитающих в таком Петербурге, нет места счастью, любви или красоте. Каждый из них, оказавшись в квартале бедноты, смотрит на поблекшие стены домов, разбитую мостовую и множество вывесок, манящих в кабаки. Ноги невольно ведут их в эти заведения, где за гроши можно напиться, высказать все накипевшее и забыться у рюмки.
Влияние города на жизни героев произведения
Героям «Преступление и наказание» незнакомо чувство, когда город становится родным и любимым домом. Они не ощущают спокойствия и защищенности. Читая роман, мы знакомимся с внутренним миром Петербурга глазами трудового человека, «униженного и оскорблённого», лишённого прав и задавленного нищетой. Восхитительные дворцы, великолепные парки и блестящие роскошные интерьеры представляют собой лишь парадную сторону Петербурга. В этих местах проводят свою жизнь состоятельные вельможи и знатные дамы, которым совершенно не интересна судьба простых людей, зарабатывающих их безбедное существование.
Достоевский с горечью рассказывает о среде, в которой живут миллионы, которым просто «некуда больше идти». Трудные жизненные условия заставляют их совершать убийства, подталкивают к безумным теориям, ведут к пьянству и проституции. Трагедия этих людей разыгрывается за стенами серых домов, за которыми скрывается великолепный Петербург.
Достоевский заставляет читателя задуматься о социальном неравенстве и несправедливости, распространённых в обществе. Равнодушный Петербург в произведении является символом безразличия людей. Им неинтересны голодающие сироты, безработные алкаши, больные женщины, талантливые, но бедные студенты и молодые женщины, которая вынуждена продавать свои тела.