Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
В.П. Астафьев «Васюткино озеро»: идея рассказа и анализ чувств главного героя
Содержание:
- 14 декабря 2024
- 13 минут
- 26
Введение творчества В.П. Астафьева в школьную программу
Внесение рассказа Виктора Петровича Астафьева «Васюткино озеро» в программу 5 класса предоставляет уникальную возможность познакомить школьников с творчеством выдающегося современника, который стал одной из ярких страниц русской литературы XX века.
Для 5 класса основной задачей является внедрение имени писателя в читательскую практику школьников через автобиографический рассказ «Васюткино озеро», на изучение которого отводится два урока.
Урок 1. В. П. Астафьев — писатель, «сопричастный всему великому и живому»
На первом уроке дается слово о писателе, его связи с природой и деревней, его детских годах. Рассказ рассматривается как автобиографический, подчеркивающий красоту родной природы, а также суровые испытания, которые она предоставляет человеку. Обсуждается, как природа формирует характер человека.
На уроке также проходит беседа с учениками о личных и литературных впечатлениях от «робинзонад». Учителя ставят проблемный вопрос: «Как изменяется главная мысль рассказа при изменении его названия с «Жив!» на «Васюткино озеро»?».
Урок 2. Васюткино озеро — «еще одно голубое пятнышко» на карте страны
На втором уроке акцент делается на суровые законы тайги и личный опыт героя рассказа, Васютки, который является опытным таежником. Ученики составляют сценарий на тему «Как Васютка заблудился», подвергают стилистическому анализу эпизод, фиксируя изменения его чувств. Они пересказывают эпизод «Первая ночь в лесу» от первого лица и размышляют, какие качества характера помогли Васютке преодолеть страх и как меняется его отношение к природе.
Изучение образности и выразительности описаний природы предполагает нахождение эпитетов, сравнений и метафор, а также составление лексического ряда, отражающего чувства героя. К вопросам теории литературы добавляется характеристика литературного героя и создание собственных рассказов на тему «Как я заблудился».
Построение урока для анализа рассказа
Астафьев, родившийся 1 мая 1924 года в селе Овсянка в семье Астафьевых, пережил утрату матери в 7 лет и, переехавшись в Игарку, столкнулся со многими трудностями. Выпавшая на его долю беда и трудности воспитали в нем любовь к природе и родной земле. Эти качества и состояние души станут основой его литературного творчества.
Анализируя рассказ, учителю важно
- определить главную идею произведения, которая впоследствии повлияет на методы его изучения. Сюжет рассказа прост и описывает, как мальчик заблудился в лесу, его переживания и неожиданное открытие. Готовясь к работе, учитель может использовать иллюстрации, чтобы помочь ученикам представить ситуацию с рассказа.
- Основное внимание должно быть уделено проблемному вопросу изменения названия рассказа и его влиянию на содержание. Первоначальное название «Жив!» подчеркивает счастливый финал, в то время как «Васюткино озеро» акцентирует внимание на внутреннем росте и открытии, которые переживает мальчик.
- В результате анализа ученики подводятся к пониманию изменений в отношении Васютки к природе и его личностного роста, а текст предоставляет возможность составить партитуру чувств героя и работать над выразительными средствами, одушевляющими природу. Важно помнить о роли диалога и выразительных средств в литературе.
- После обсуждения о писателе начнётся беседа о личных восприятиях, чтобы дети могли связать свои впечатления с темой рассказа. Учитель может предложить вопросы, чтобы углубить понимание текста и выявить изменение отношения Васютки к окружающему миру.
В качестве домашнего задания учащиеся могут подготовить рассказ от первого лица на тему «Как я заблудился» или «Первая ночь в лесу», а также составить фразы, отражающие таежные законы и народные приметы.
Краткое содержание и сюжет рассказа
В рассказе особое внимание привлекают живописные описания природы, играющей не просто иллюстративную, а ключевую роль в сюжете: именно изменение восприятия природы становится для Васютки важным элементом выживания. Умение мальчика прислушиваться к звукам леса и понимать его тайны позволяет ему справляться со страхом и одиночеством.
В начале рассказа Васютка, представляя себя опытным таежником, весело дразнит глухаря, передразнивает кедровку и сердит на "нахальных" птиц. Поставив ружье на плечо, он ощущает легкое превосходство над "неразумной" природой. Однако, оказавшись заблудшим в лесу, мальчик начинает внимательнее вслушиваться в его звуки и движения, понимая, что теперь он полностью оказывается в власти леса. Восприятие природы передается через ощущения Васютки, и автор наделяет её живыми чертами.
Сравнения в тексте подчеркивают неразрывную связь между природой и человеческой жизнью в сознании мальчика: «Лесные тропинки узенькие, извивающиеся, как морщинки на лбу деда Афанасия», «костер от сырости зашипел, защелкал, вспыхнул, будто сердился на сырость», «голос его пролетел немного над тайгой и мягко упал кедровой шишкой на мох», «темно-красные листья лежали на земле, как тонкие пластинки свеклы».
Автор сказочно и поэтично описывает, как «в лес, как сова, бесшумно пришла ночь». Но для Васютки она приносит страх неизвестности и одиночества. Даже комары, налетающие на костёр, поднимают ему настроение: «веселее с ними». А подбитый глухарь помогает ему не испытывать голод. Замирующий лес пугает мальчика: «что-то должно родиться из этой тишины, кто-то должен разбудить спящую тайгу и послать утреннее известие». Знакомые звуки утреннего леса — крики кедровок, плач желны, писк синичек, цоканье белки — как будто поддерживают мальчика.
Вечерний лес перекликается с переживаниями Васютки: «Прощаясь с днем, с грустью ворчали синички, плакала сойка, стонали гагары».
Борясь со страхом, Васютка начинает говорить вслух, ведя беседу с лесными жителями — белкой, глухарем и дождем. Таким образом, одушевляя природу, он находит способ преодолеть одиночество. Именно его разговоры и связь с природой помогают не впасть в отчаяние. В ходе этих испытаний формируются такие качества героя, как находчивость, способность справляться со страхом и терпение.
Влияние чувств и настроения главного героя на читателя
Авторская позиция проявляется через стиль и характер повествования. На протяжении всего рассказа героя чаще называют «Васютка», лишь изредка — «мальчик». В первом случае создаётся ощущение, что мы видим происходящее через восприятие самого героя, во втором — появляется дистанция, и автор смотрит на события со стороны. Вместе с Васюткой мы переживаем азарт погони за глухарем, затем испытываем страх и одиночество, и по мере преодоления трудностей становится очевидно, что эти испытания выпали не на взрослого человека, а на ребенка — это усиливает наше сочувствие герою. Автор точно и образно передает смену чувств и настроения мальчика, демонстрируя свою гордость за него, ведь именно преодолевая страхи и отчаяние, он открыл для себя новое переживание, и на карте страны «появилось новое голубое пятнышко».
Цель и значение диалога в литературе
Человеку необходимо общение, в котором мы делимся своими мыслями и переживаниями, стремясь найти общее, что нас соединяет.
Диалог в литературе — это разговор между персонажами произведения. Автор не только описывает своих героев, но и позволяет читателям наблюдать за их взаимодействием. Диалоги раскрывают характеры героев и их отношения друг к другу, к событиям и к жизни в целом. Каждая реплика состоит из слов, произнесенных персонажами.
Система персонажей рассказа “Васюткино озеро”
В начале истории Григорий Афанасьевич, отец Васютки, говорит очень мало. Он — глава семьи и бригадир, на котором лежит ответственность как за семью, так и за бригаду. Рыбаки не обсуждают его указания, доверяя ему. Он воспринимает сына как ребенка, а рыбацкие неудачи отдаляют его от общения: Григорий Афанасьевич не привык жаловаться. Важно отметить, что диалог между отцом и сыном происходит только в конце повествования, когда Васютка преодолел испытания и проявил себя как истинный таежник, и отец начинает говорить с ним как со взрослым.
Мать Васютки, напротив, очень разговорчива и, на первый взгляд, все чем-то недовольна. Однако за её упреками скрывается забота о будущем сына (в лесах можно пропасть, учёбе он не уделяет внимания) и усталость от однообразной жизни. Но как теплые и заботливые её слова, как нежно она говорит, когда Васютка возвращается живым и невредимым!
Дедушка Афанасий, проживший долгую и тяжёлую жизнь, опирается на веру в Бога и природу. Современная жизнь для него — угрозой живой природе. Никто не вступает с ним в спор, потому что знают: убедить его невозможно, и его слова воспринимаются как монолог.
Вспомните реакции каждого члена семьи на возвращение Васютки. Определите, кому принадлежат следующие реплики.
Мать, отец и дедушка Афанасий все тревожились за Васютку. В момент его возвращения каждый раскрывает лучшие черты своего характера. Мать — заботливая и любящая, дедушка — снисходительный и добрый, а отец, хотя по-прежнему немногословен и резок, демонстрирует свою любовь и заботу — «Здоров ли он?», «Рассказывай, где пропадал?».
После приключения жизнь Васютки меняется. До поездки всё казалось привычным, и он смирился с таежной скукой и отсутствием общения со взрослыми. Теперь его опыт и открытия ставят его в центр событий, и все говорят только о нём.
Автор придаёт каждому персонажу уникальный стиль речи. Дедушка Афанасий использует много простонародных слов и поговорок, отражая богатство народной мудрости.
Обратите внимание на изменение глаголов, характеризующих речь дедушки: в начале он «ворчит», затем становится «уныло отозванным», но когда узнает о спасении внука, он «встрепенулся».
Словах матери много упреков и наставлений, что объясняется нелегкой жизнью в тайге и любовью к сыну. Автор оправдывает её строгий тон: «Мать ворчит по привычке, потому что ей не на кого больше ворчать». Когда Васютка возвращается, её интонация меняется, она задаёт вопросы «нежно, как о больном».
Кроме обычных героев в рассказе присутствуют и «участники» диалога. Для Васютки, как и для самого автора В. П. Астафьева, природа оживлена. Вы могли заметить, что в лесу Васютка часто произносит мысли вслух, дразнит кедровку или угрожает глухарю. Сначала он говорит больше для поддержания самоуважения, но когда осознаёт, что заблудился, речь помогает ему отпустить страх.
Навигация по статьям