Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
А.С. Пушкин «Полтава» - Знакомство с жанром исторической поэмы и характеристика героев
- 13 января 2025
- 27 минут
- 39
Предисловие к школьной программе, 6 класс. Цель и задачи
Обсуждение отрывка из поэмы А. С. Пушкина «Полтава» («Полтавский бой») в программе литературы 6 класса является достаточно привычным. Темы, такие как прославление мужества русского войска в сражении с шведами, контраст между образами Петра и Карла, стилистический анализ текста и выразительное чтение, составляют основу работы с данной поэмой.
Согласно учебной программе под редакцией В. Г. Маранцмана, ученикам предлагается самостоятельно ознакомиться с полным текстом произведения. При этом, сохраняя традиционные акценты (героизм, величие Петра, тщеславие Карла), предлагаемый учебниками анализ поэмы включает размышления Пушкина о нравственных причинах исторического бессмертия, о том, как ценности человека испытываются временем и памятью сердечности. Такой подход к изучению поэмы оправдан как взглядами автора, так и актуальными вопросами, поднятыми в процессе анализа.
С изменением образовательных акцентов меняется и сам ученик. Поскольку поток информации не формирует в его сознании организованную систему знаний, школьники сталкиваются с трудностью в выделении приоритетных тем и сосредоточении на главном. Вопросы исторической памяти, взаимодействия общего и частного, государственного и личного должны органично вписаться в контекст школьного образования, особенно в литературном.
Тема Петра I в творчестве А.С. Пушкина
- Поэма «Полтава» (1828 г.),
- «Стансы» (1827 г.),
- исторический роман «Арап Петра Великого» (1827 г.),
- петербургская поэма «Медный всадник» (1833 г.),
- «История Петра» (1835 г.)
- составляют круг основных произведений Пушкина, затрагивающих тему Петра I.
Поэтому имеет смысл знакомить учащихся с полной версией «Полтавы» и обсуждать ее, чтобы затем осветить эволюцию взгляда Пушкина на Петра I и его эпоху. Если в «Полтаве» побеждает концепция исторической необходимости, то в «Медном всаднике» основной упор делается на гуманность и драматическое противоречие между моралью и прогрессом.
Образ и тема Петра I у А.С. Пушкина
Образ Петра впервые появляется у Пушкина в «Заметках по русской истории XVIII века» (1822), где поэт указывает на его величие и называет «северным исполином». Пушкин полагал, что именно гениальность Петра позволила изменить ход истории России, где «Связи древнего порядка вещей были прерваны навеки»… Гражданские и военные чиновники стали умножаться, меняя страну под влиянием европейских идей. В Petре I Пушкин видел человека, способного вдохновлять людей на великие дела, и в «Полтаве» он представляет Петра как «вдохновенного» с высшей силой: «Тогда то свыше вдохновленный…». При этом поэт акцентировал внимание на самодурстве Петра и разрушительной мощи его власти, подчеркивая, как «все дрожало, все безмолвно повиновалось». Пушкин даже считает, что Петр презирал человечество не меньше, чем Наполеон. Мысль о написании «Истории Петра» зародилась у него в 1827 году, и впоследствии материалы к ней составили 32 тетради, написанные рукой поэта.
Тема Петра, с которым у Пушкина ассоциируется российская государственность, становится одной из центральных в его творчестве. В письме к М. П. Погодину от 7 апреля 1834 года поэт отмечал: «К Петру приступаю со страхом и трепетом…».
Исследуя историческую тематику творчества Пушкина, многие исследователи отмечают его знакомство с трудами Ф. Гизо, О. Тьерри, П. де Баранта, В. Кузена и других мыслителей, которые размышляли о величии личности. Так, Гизо определял «великость» как судьбоносную силу, которая движется и завоевывает, чтобы исполнить свою непросветленную миссию. Это напоминает пушкинскую интерпретацию «Полтавы».
Поэма “Полтава”
Значение Полтавской битвы
В предисловии к первому изданию поэмы Пушкин отмечает значение Полтавской битвы в истории России, подчеркивая, что она избавила страну от угрозы со стороны опасного врага и укрепила российскую власть на юге. Об этом же упоминал и Белинский, говоря о том, как Пушкин выбрал для эпической поэмы исторический момент, связанный с царствованием Петра.
Мнения критиков
Современники поэмы в большинстве свою не оценили ее, как заметил Белинский. Пушкин, в письме к М. П. Погодину, иронично комментировал: «...меня десяток лет хвалили за что-то, а разругали за “Годунова” и “Полтаву”». Критики жаловались на карикатурность персонажей, нелепость сюжета, а также на несоответствие образа Мазепы историческому концепту, отмечая, что композиция поэмы вызывала наибольшее недовольство. Даже Белинский оценивал поэму как величественное произведение лишь по ее частям, не признавая единства и целостности.
Он задавал вопрос: «Что такое эпическая поэма? Это идеализированное представление о историческом событии, в котором участвовал весь народ и которое оказало влияние на его судьбу». Белинский указывал, что Полтавская битва воспринимается лишь как эпизод любовной истории Мазепы и Марии, что уменьшает величие темы, тем самым подрывая эпический характер поэмы.
Отказывая в цельности пушкинской поэме, Белинский подчеркивает, что каждая часть «Полтавы» является выдающимся художественным произведением. Как и с «Пиковой дамой», в которой он видел лишь «мастерски написанный анекдот», он не заметил глубины задумки Пушкина и мастерски представленных чувств в композиции поэмы.
Путь автора
В контексте историко-литературной ситуации в пушкинской «Полтаве» можно вспомнить романтическую поэму Байрона «Мазепа» и поэму К. Ф. Рылеева «Войнаровский». Пушкин сам признал, что строки из последней стали стимулом для создания своей поэмы, когда он удивился, «как мог поэт не заметить столь страшного обстоятельства». Это, вероятно, побудило его дискредитировать Мазепу как исторического персонажа через интимный сюжет.
До «Полтавы» Пушкин часто опирался на предания в своих исторических произведениях, как в «Бахчисарайском фонтане» и «Цыганах», где он сам писал, что мифологические предания для него больше вдохновения, чем исторические. Однако в работе над «Полтавой» он использует серьезные исторические источники, такие как «История Малой России» Д. Бантыш-Каменского, «Деяния Петра Великого» И. Голикова и «История Карла XII» Вольтера.
Историческое влияние на выбор героя автором
Многие современники считали название поэмы ошибочным, считая, что главного героя следует видеть в Мазепе, а не в Петре. Однако для Байрона в первую очередь был важен романтический образ, «картина человека, привязанного к дикой лошади и мчащегося по степи». Рылеев же изображал Мазепу как борца за свободу украинского народа. Пушкин, в свою очередь, акцентировал внимание на реальном историческом характере героя. В предисловии к поэме он обращается к Рылееву: «Мазепа — одно из самых ярких лиц своего времени. Некоторые писатели пытались представить его как героя свободы, нового Богдана Хмельницкого. Однако история показывает, что он был честолюбивым, коварным злодеем, предателем и клеветником, его память подверглась церковному анафеме и народному проклятию».
Таким образом, по мнению Пушкина, Мазепа не может быть настоящим героем истории, и «Забыт он с давних пор». В первых двух частях поэмы Мазепа противостоит Кочубею как романтический герой, в третьей части он становится эпическим героем, противостоящим Петру. В обоих случаях его движет стремление к власти.
Карл же, представленный как лжегерой, олицетворяет легкомыслие и честолюбие. Его ничтожество становится особенно очевидным на фоне Петра, что признает даже его временный союзник Мазепа. Суетные желания Карла не оставляют следа в народной памяти, о чем напоминают лишь «мхом поросшие ступени» шведского короля.
Главный герой поэмы и философия Пушкина
Истинным героем, который достоин исторической славы, является Петр I, чьи действия продиктованы интересами государства: «Лишь ты воздвиг, герой Полтавы, / Огромный памятник себе». Пушкин создает образ Петра как мифологического героя, при этом придерживаясь исторических фактов, но и идеализируя его. В поэме Петр выступает как великий полководец, гениальный государственный деятель и идеальный герой, лишенный внутренних противоречий — это был принципиальный подход Пушкина к изображению этой исторической фигуры.
Образ Петра в «Полтаве» не вызывает противоречий и двойственной оценки у Пушкина. Противостояние человека и истории в «Полтаве» представлено проще и более прямолинейно, чем в «Медном всаднике». Противоречие между моралью и цивилизацией будет явным в «Медном всаднике», но «в “Полтаве” оно совершенно не ощущается»: ни смерть Кочубея, ни безумие Марии не порождают тени на триумфе Петра. Третья часть поэмы, посвященная историческим событиям, является кульминацией и отражает идею автора.
Ясность и величие образа Петра, создаваемые Пушкиным, помогают лучше понять, кто остается в народной памяти и почему. Название и эпиграф к поэме, взятые из произведений Байрона, подчеркивают важность исторических событий, а не частных случаев: «Мощь и слава войны, как и их суетные поклонники, перешли на сторону торжествующего врага».
Жанр, структура и многослойность смыслов поэмы “Полтава”
Эти аргументы, обосновывающие преимущество исторического над личным, были акцентированы многими исследователями. Однако гораздо реже обсуждалось содержание посвящения поэмы, которое воспринималось больше с точки зрения биографического контекста, нежели идейного. Как полагают исследователи, посвящение адресовано Марии Николаевне Волконской, жене декабриста, с которой Пушкин был знаком и которая произвела на него впечатление благодаря своему героическому поступку. Ю. М. Лотман предлагает иное понимание. Он утверждает, что Пушкин выбрал образ женщины, который вдохновил его на глубокие и проникновенные стихи, уравновесив «государственно-исторический» пафос «Полтавы» нежным, теплым настроением человечности.
Структура поэмы, включающая предисловие, посвящение, эпиграф, три части и эпилог, написанные в прагматичном и «крупно-форматном» ключе, создает многослойность смыслов произведения. Анализ композиции помогает избежать однолинейного подхода к восприятию Пушкина и открывает путь для понимания дальнейших его произведений о Петре.
Анализ произведения учащимися 6 класса. Рекомендации
Перед анализом произведения учащиеся должны самостоятельно прочитать поэму и поразмышлять над предложенными вопросами. Заготовленные вопросы при чтении будут способствовать более глубокому пониманию. В качестве дополнительного задания рекомендуется собрать информацию о Петре I и принести соответствующие иллюстрации и книги.
- Обсуждение исторической роли Петра, пересказ сюжета поэмы и выразительного чтения отрывков. Важно выяснить, что ученики уже знают о Петре I, предложив составить ассоциативный ряд. Однако педагог может обнаружить, что ученики не всегда располагают четкими представлениями о Петре I и его значении для истории России, что затрудняет работу над поэмой. Поэтому необходимо создать базу для понимания этого эпического произведения и авторской позиции.
Образ Петра в работах великих художников
- Обратим внимание на картину В. А. Серова «Петр I» (1907). Царь шагает по берегу залива с гордостью и решимостью, за ним следуют маленькие, сутулящиеся фигуры приближенных, как будто ведомых исполином. Вдалеке видны очертания кораблей. Лицо Петра выражает твердость и решительность — он не ощущает холодного ветра, полы его одежды развеваются, взгляд устремлен в будущее. В то время как «сподвижники» выглядят растерянными и недоуменными. Художник ярко передает это состояние каждого персонажа: один пытается поправить на ходу чулки, другой недоуменно смотрит на товарища, третий, поджав плечи и закутавшись в шубу, неохотно следует за Петром. Все они, словно сломленные ветром. Лишь фигура Петра остается неколебимо прямой. Низкий горизонт, угрюмое небо и низко кружащие чайки создают атмосферу грядущей бури, в то время как вдали причаливают корабли, а люди занимаются своими делами. Все это на фоне безбрежного пространства создает ощущение кипучей деятельности и переменчивой жизни. Асимметричная композиция вызывает напряженность и тревогу. Размещенный «между небом и землей» Петр приобретает трагический оттенок, вызывая у зрителя ассоциации с разрывом и катастрофой.
- На картине Н. Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871) царь изображен в один из самых драматических моментов своей жизни. Царевич Алексей, слегка опершись о стол, опустил голову, его лицо бледно, глаза исполнили rancор и злость. Петр сидит на стуле, его фигура направлена к зрителю, а поворот головы демонстрирует гневный взгляд, устремленный на сына. В его облике чувствуется сила и величие, а сжатые губы выдают негодование и горечь. Напротив, образ царевича Алексея вызывает ощущение слабости и безволия, показывая его неспособность стать историческим деятелем. Это столкновение двух противоположных характеров не только семейная драма, но и историческая драма, символизирующая конфликт старого и нового.
2. Перед началом анализа поэмы важно проверить, насколько содержание произведения усвоено учениками. С учетом сложного сюжета богатого многими деталями, лучше всего «очертить» основные сюжетные линии поэмы. Это можно сделать через создание плана с пересказом ключевых эпизодов, привлекая весь класс. Для этого можно организовать работу в три группы, призванные выполнять различные задания.
- Первая группа получит задание создать словесные иллюстрации к первой Песне и соотнести их с названиями, взятыми из текста. Ученики смогут «изобразить» портрет Марии и сцену ее побега, а также момент, когда Кочубей пишет донос на Мазепу.
- Во время работы следует подумать над вопросами: «Как отражается характер Марии в ее портрете? Чем отличается ее любовь от чувств Мазепы? Каковы мотивы поступков Мазепы, Кочубея и Марии?»
- Вторая группа исследует три диалога — между Мазепой и Марией, между Кочубеем и Орликом, между Марией и матерью. Им будет предложено найти ключевые строки, которые подводят итог дискуссиям героев. Этот анализ потребует глубокой концентрации на мотивах, движущих персонажами, а также на их характерах и настроениях.
- Третья группа сосредоточится на исторических событиях, соберет цитатный план поэмы. Например: «Он изменил, / К ногам положил бунчук покорный» или «И грянул бой, Полтавский бой».
Результаты работы каждой группы предстоит обсудить на уроке. Вместе с учениками мы обратим внимание на то, каким образом человеческая драма (сюжетная линия Марии, Мазепы и Кочубея) разворачивается на фоне масштабных исторических событий (сюжетная линия с Мазепой, Карлом и Петром).
Таким образом, через различные задания мы поможем ученикам усвоить содержание поэмы, способствуя их пониманию как частных, так и исторических сюжетных линий.
3. Хорошее владение текстом облегчит дальнейшую работу над характеристиками персонажей, акцентируя внимание на романтической линии (Мария, Мазепа, Кочубей) и одическом пластах повествования (гимн Петру). Противопоставление этих двух слоев создает проблемную ситуацию: почему Пушкин назвал свое произведение «Полтава», несмотря на то, что основная часть текста посвящена любви Марии и Мазепы, тогда как Полтавскому сражению уделяется меньше внимания?
Портрет Петра глазами учеников
- Оживим обсуждение образа Петра, обращая внимание на красоту и величие портрета: «Его глаза сияют. Лик его ужасен…». Наполненность его действий победоносным зарядом подчеркивает его образ как почти божественного героя. Сравнения, которые использует поэт, описывают его как могучего и радостного, как грозу, что создает сильный и величественный образ. Оксюморон «прекрасен — ужасен» точно отражает его характер.
- Составим ассоциативный ряд: Петр — натиск, дерзость, гром, гроза, ужас, победа, бог. Пушкин изображает Петра не только как бесстрашного полководца и мощного властелина, но и подчеркивает его благородство и великодушие. Великодушный — это тот, кто умеет прощать и воздать должное сильному сопернику: «В шатре своем он угощает / Своих вождей, вождей чужих...». В словарном определении великодушного человек обладает высокими душевными качествами и готов бескорыстно приносить в жертву свои интересы. Петра больше волнует не слава, а сама победа и триумф России. Мы можем дополнить наш ассоциативный ряд словами — великодушие, благородство. Появление Петра встречают восторженно, и сам он «могуч и радостен», что делает его образ светлым и радостным.
- Подбираем общее слово, объединяющее все перечисленные качества: талантливый, гениальный, божественный, великий... Таким образом, доминантой образа Петра можно считать качество «великий», которое включает в себя весь этот ассоциативно-смысловой ряд.
Анализ сцены Полтавского боя
Эффективным приемом анализа сцены Полтавского боя будет составление киносценария, что иллюстрирует кинематографичность этого эпизода поэмы.
Составим план эпизода:
- Начало боя («И битвы поле роковое / Гремит, пылает здесь и там»).
- Появление Петра («...Из шатра <...> Выходит Петр»).
- Временная передышка в бою («Как пахарь битва отдыхает»).
- Петр и Карл («И он промчался пред полками могущ и радостен как бой»; про Карла: «Вдруг слабым манием руки / На русских двинул он полки»).
- Разгар сражения («И смерть и ад со всех сторон»).
- Победа («О славный час! О славный вид!»).
- Торжество Петра («Пирует Петр»).
Ужас, величие, чувство непримиримости обеих сторон — такие эмоции рождает описанная сцена рукопашного боя. Применение подхода киносценария может помочь ученикам представлять стремительно сменяющиеся картины сражения и даже «озвучить» их «музыкой боя».
Пушкин использует глаголы настоящего времени, описывая события, произошедшие много лет назад, чтобы создать иллюзию реальности происходящего и вовлечь читателя в действие.
Выбор глагола «грянул» также важен: он вызывает ассоциации с громом и одновременно с другим событием — «грянуло ура».
После связанных с коварством, изменой и страстями, Полтавская битва возникает как очистительное мощное событие, представляющее собой не просто сражение за частные интересы, а за судьбу Отечества.
В качестве домашних заданий ученики должны выучить понравившиеся отрывки и поразмышлять, кто из героев поэмы и почему остается в народной памяти.
Причины исторического бессмертия
В этом уроке мы будем размышлять о причинах исторического бессмертия, рассматривая уникальное художественное видение Пушкина. Примечания о ценности человека во времени. Начинаем урок с краткого резюме выводов, к которым пришли учащиеся в предыдущих уроках, и выразительного чтения отрывков, которые им понравились. Главный вопрос урока: «Чем заслужил Петр свою великую судьбу? Какова цена исторического бессмертия и памяти народной?».
Сто лет — это временная дистанция между описанными событиями и их оценкой, и судьбы всех героев подвергаются проверке временем.
Пушкин старается быть верным исторической правде. Он создает не романтизированный образ влюбленного старца (как у Байрона) и не образ народного заступника (как у Рылеева), а представляет человека, в характере которого есть и коварство, и злость. Мазепа в контексте исторической личности дискредитируется из-за личных стремлений. Его жажда власти оказывается сильнее любви, и он предает всех своих друзей и родину, потому что «нет отчизны для него».
Образ Кочубея в поэме представлен фольклорно: описание богатств, размышления о трех кладах, сцена казни. Он смел, автор подчеркивает его страстную натуру. Но Кочубей, движимый любовью к дочери и «святой местью» к Мазепе, забывает об интересах своих людей. Месть становится смыслом его жизни. Даже умирая, он жалеет о том, что не смог отомстить.
Гибель Кочубея вызывает симпатию и оставляет в сердце память о «страдальце», хотя его поступки не позволяют ему стать настоящим народным героем.
Тщеславные мысли Карла, его легкомысленный подход к войне отвергают его как историческую фигуру. Его слабость и безответственность становятся особенно заметными на фоне Петра, которого Пушкин поднимает до уровня эпического героя.
Заключение и работа над композицией поэмы
Назвав свою поэму «Полтава», Пушкин ставит в центр исторические события, а не частные, поэтому героем становится личность, имеющая значение для всей страны, а не просто человек с сильным характером. Все герои в поэме — Карл, Мазепа и Кочубей — имеют храбрость, но их поступки движимы личными интересами, а не государственными.
Эпический герой в лице Петра представляет интересы народа. Народ видит в нем защитника и освободителя, связывая с ним будущее страны.
В ходе анализа поэмы мы многократно обращались к её композиционным особенностями, что существенно облегчает понимание её структуры. На заключительном этапе работы важно обобщить результаты и настроить учащихся на дальнейшее чтение. Рассмотрим общий контур работы над композицией, выделив ключевые приемы, используемые автором для раскрытия характеров героев и основной идеи произведения:
- Совмещение частных событий с историческими: Личное в контексте важных исторических процессов позволяет раскрыть глубину персонажей и их цели.
- Название произведения: Оно отражает точку зрения автора на смысл описанных событий и задает рамки для интерпретации.
- Прием противопоставления: Сопоставление различных сцен и состояний героев, таких как ночь перед казнью Кочубея и размышления Мазепы, а также поведения персонажей перед боем, помогает создать контраст и углубить понимание внутренней борьбы.
- Словесная перекличка: Воссоздание связи между портретом Петра и последними словами Марии подчеркивает внутреннюю напряженность и ощущение утраты.
- Кольцевая композиция: Понимание того, как начало и конец произведения перекликаются между собой, создает целостное восприятие.
- Роль эпиграфа и посвящения: Эти элементы играют важную роль в раскрытии авторской позиции и настройке читателя на восприятие основного содержания.
В финале работы над поэмой важно рассмотреть с учащимися вопросы:
- Каким вам запомнится Петр I после прочтения пушкинской “Полтавы”?
- Какие иллюстрации откликнулись в их восприятии героев и почему?
Это позволит ученикам не только выразить свои мысли, но и углубить понимание произведения через его визуальные интерпретации.