Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Авангардизм и его отличительные черты
Содержание:
- 18 декабря 2024
- 6 минут
- 22
Основой этого художественного течения является полный разрыв с предшествующими традициями, устоявшимися канонами и нормами, а также экспериментальное стремление к поиску новых форм и путей в искусстве.
История появления и развития авангардизма
Термин «авангардизм» начал использоваться во французской критике во второй половине XIX века для описания некоторых явлений в искусстве. Первые проявления авангардизма в литературе появились в 1909-1910 годах в виде футуристических манифестов. Ключевые фигуры: Ф. Маринетти, считающийся основоположником (в частности, его произведение «Красный сахар»); М. Пруст с его «В поисках утраченного времени»; Ф. Кафка - «Замок»; Дж. Джойс - «Улисс»; а также В. Маяковский, Р. Якобсон, Е. Бобринская и С. Бирюков.
Периоды развития направления:
- Ранний этап – до Первой мировой войны.
- Зрелый период – время между войнами.
- Неоавангард – после Второй мировой войны.
Отличительные черты и признаки
Авангардизм ассоциируется с разрушением устоявшихся канонов и традиционных форм. В число его стилевых течений входят:
- Футуризм: возник в Италии в 1910-1920 гг. Представителем этого направления является Маринетти, который представил «Манифест итальянского футуризма», отражающий разрушение привычного языка, грамматики и орфографии, а также возвышенный пафос. Он воспевает войну и разрушение как способы обновления мира.
- Сюрреализм: сочетает действительность и сновидения, опираясь на философские учения Фрейда, интуитивизм и восточные религии. Стилевые особенности включают парадоксы, алогичность, а также соединение несовместимых элементов. Основным методом является выражение мыслительных процессов, отделение материального от духовного и иррациональность.
- Дадаизм: возник в Швейцарии и США в 1915-1916 годах, он олицетворяет полное отрицание всего. Главные стилистические черты – спонтанность и провокационность. Используются художественные приемы, такие как расчленение реальности и произвольное соединение её фрагментов.
Особый признак авангардизма – манифест. Это документ, отражающий дух времени и часть общей поэтики, основанной на стремлении к свободе от условностей. Сторонники авангардизма считают, что только свободный народ способен создавать историю, не поддаваясь внешнему влиянию. Их восприятие мира построено на интуитивных и иррациональных основах, они стремятся к исследованию сновидений и галлюцинаций, предпочитают быть еретиками и шутами, поддерживая оригинальные и самобытные личности.
Основные концепции движения
- Нетрадиционное понимание литературы, интерес к фольклору, графомании и работам людей с отклонениями;
- Шокирующее эстетическое восприятие, противопоставляющее художественную деформацию объективной реальности, что открывает возможности для развития различных форм гротеска и алогизма;
- Размытие границ между жанрами и видами литературы, комбинация гибридных форм;
- Практический подход к использованию достижений науки и техники;
- Индивидуальные приемы и стили, такие как стихи на карточках Л. Рубинштейна и фоносемантика А. Горнона;
- Жизнестроительный пафос, активное манипулирование биографиями и произведениями;
- Презентация материалов в провокационном формате.
Авангардизм отличается отсутствием стационарной системы эстетических принципов и подвижностью в границах выражения идей. Характеризуется множественностью подходов к пониманию бытия, созданием разнообразных картин мира, рождающихся из воображения автора. Это ведет к постоянному поиску новизны и экспериментам с художественным языком.
Литературный авангард в мире
Уолт Уитмен в сборнике «Листья травы» 1855 года предлагает новое восприятие литературы. Американские читатели были поражены его смелостью, новаторским стилем и идеями. Его критиковали за безнравственность и сравнивали с Богом, особенно после введения черт Сына Божьего в образ главного героя. Уитмен, презирая лицемерие общества, отстаивал равенство и человеческое достоинство.
Малые произведения Уитмена стали образцом для англо-американских писателей, таких как Д. Герберт Лоуренс, Р. Олдингтон и Эзра Паунд. Среди русских поэтов его влияние ощутили Фет, Тургенев, Бальмонт, Блок и Маяковский. Конкретно, Есенин обвинил Маяковского в отсутствии индивидуальности, заявляя, что его поэзия является всего лишь подражанием Уитмену.
Русский авангардизм удивляет читателя своей заявленной антириторичностью и простотой, стремлением избавиться от традиционных элементов декорации речи и шокировать публику, пытаясь разрушить привычные представления о литературе.
Таким образом, авангардизм стал одним из самых влиятельных художественных течений прошлого века, что повлияло на переосмысление сути искусства и поиск новых форм выражения.
Навигация по статьям