Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik
Беллетристика: определение, значение в литературе, примеры
- 17 декабря 2024
- 6 минут
- 136
Беллетристика - это компонент массовой литературы; она относится к категории «вторичной» литературы, которая, хотя и не является классической или образцовой, обладает определенными достоинствами и отличается от низшей литературы.
Понятие и место в литературе
Слово "беллетристика" происходит от французского термина, который переводится как «изящная словесность». Оно имеет несколько значений:
- В широком смысле беллетристика охватывает художественную литературу в целом.
- В более узком контексте беллетристика обозначает повествовательную прозу.
- Также это часть массовой литературы.
Беллетристика занимает промежуточное положение в литературе. Она не является однородной, и в её рамках преобладают произведения, которые не обладают ярко выраженной оригинальностью или масштабностью, но в то же время поднимают актуальные для своего времени и места проблемы.
По словам В. Г. Белинского, подобная литература обращается к насущным потребностям общества.
Примером может служить творчество В. И. Немировича-Данченко, который, не совершая больших художественных открытий и не избегая штампов, смог представить оригинальные взгляды на русскую жизнь и её людей.
Книги, которые отражают мысли и потребности своего времени и находят отклик у современников, могут со временем стать забытыми и оказаться интересными лишь специалистам. Так произошло с произведением «Тарантас» Вл. Соллогуба, которое имело значительный успех, но не сохранило его надолго. Похожие участи постигли творения Д. В. Григоровича, М. Н. Загоскина и И. Н. Потапенко.
Эпигонство в беллетристике
Беллетристика, имеющая отклик на современные литературные и социальные течения, может быть разнообразной по содержанию. В некоторых случаях в ней присутствуют элементы новизны и оригинальности, в других – она бывает эпигонской и подражательной.
Эпигонство относится к нетворческому следованию традиционным образцам и повторению известных сюжетов, мотивов и тем, включая подражание видным писателям. Как отмечал М. Е. Салтыков-Щедрин, сильные таланты всегда вызывают появление подражателей. После выхода повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина последовали многие произведения с похожими сюжетами и стилем. Это наблюдение также верно для поэзии А. А. Блока и Н. А. Некрасова.
Опасность стать эпигоном угрожает и талантливым авторам, которые могут сначала создавать оригинальные произведения, а затем начать повторяться, как это было на раннем этапе творчества Н. В. Гоголя. В его первых текстах, например, в поэме «Ганс Кюхельгартен», заметно подражание. Иногда автор, который сначала проявлял оригинальность, впоследствии сам становится эпигоном своих же трудов.
Существует также творчество, в котором оригинальность сочетается с эпигонством.
Например, рассказы и повести С. И. Гусева-Оренбургского демонстрируют как подражание М. Горькому и Г. И. Успенскому, так и смелое освещение современности.
- Эпигонство не следует путать с преемственностью, когда автор опирается на традиционные формы. Для художественного творчества важно сочетание преемственности без подражательности; это предполагает, что у автора имеются свои идеи и темы, а форма, заимствованная у предшественников, получает обновление.
Классификация на виды
Порой беллетристика, созданная под влиянием сильных личностей, воспринимается как классика. Это относится к множеству произведений литературы советского периода, таким как «Молодая гвардия» и «Как закалялась сталь». Данная беллетристика часто называется канонизированной.
Существует также беллетристика, ориентированная на развлечение и легкое чтение. Эта форма, хотя и отдалена от массовой литературы, содержит авторскую индивидуальность. Наиболее заметно это проявляется в научной фантастике. Развлекательная беллетристика имеет позитивное влияние, особенно на молодежь, но важно не зацикливаться только на ней.
Беллетристика, как «срединная» сфера литературного творчества, тесно переплетается как с высоким, так и с низким искусством. К таким жанрам относятся:
- детектив
- научная фантастика
- исторический роман
- авантюрный роман.
Яркий пример смешения высокой и средней литературы демонстрирует Ф. М. Достоевский, который в своей статье «Книжность и грамотность» утверждает важность интересного чтения для народа. Это подтверждается его произведением «Униженные и оскорбленные», которое получило большой успех и положительные отклики. В более поздних работах Достоевский также использует характерные для беллетристики приемы повествования.