Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik
Жанры художественной литературы. Элегия
- 19 февраля 2025
- 7 минут
- 32
Элегия — это жанр лирической поэзии, который передает меланхоличное и грустное настроение, а также размышления.
Происхождение элегии
Элегия как поэтическая форма начала развиваться примерно в 7 в. до н.э. в древнегреческой литературе. Известными римскими поэтами, обращавшимися к этому жанру, были Тибулл, Проперций и Овидий. Элегия в русской литературе появляется в контексте сентиментализма, предромантизма и романтизма. К числу авторов элегий относятся Н. Карамзин, В. Жуковский, К. Батюшков, М. Лермонтов, А. Пушкин, А. Фет, Н. Некрасов, А. Блок и В. Брюсов.
Первоначально элегией назывались любые поэтические произведения, которые исполнялись под аккомпанемент флейты. Узнать о «грустной» стороне жанра можно уже в поздней литературе, созданной римскими поэтами, которые сделали элегию жанром размышлений и любовной лирики. Однако это не имело строго обязательного характера; в ранние времена древнегреческие элегии, наоборот, включали в себя бодрые политические идеи и военные призывы. Таким образом, жанр элегии не был чужд духу гомеровского эпоса.
Среди первых древнегреческих элегических поэтов выделяются Тиртей и Каллин, которые призывали своих соотечественников смело сражаться за родину. Каллин создавал образы героических воинов, храбрость которых восхвалялась как при жизни, так и после смерти.
Современные элегии по тематике во многом близки к тем, что создавали римские поэты.
Определение И. Р. Эйгеса подчеркивает, что элегия — это стихотворение, пронизанное задумчивостью и грустью. В эпоху Ренессанса к этому жанру проявляется особый интерес, а наивысшей популярности он достигает в период предромантизма и романтизма. В этом контексте можно отметить любовные элегии (например, Шенье), унылые элегии (Юнг, Грей) и подражания античным элегиям (Гёте).
В Англии элегия больше связана с философскими размышлениями о природе и смерти, как видно из произведений Грея, Томсона и Вордсворда. В Германии значимое событие — это публикация «Римских элегий» Гёте, где поэт, черпая вдохновение из древнеримской традиции, выражал ключевые идеи европейского Просвещения. Шеллинг утверждал, что «элегия охватывает весь мир, даже если и фрагментарно».
Во Франции элегия изначально была жанром галантной лирики. Поэты вроде Бертена и Парни в конце 18 века создавали лирические романы о несчастной любви, сочетая эротические элементы с психологическим анализом. А. Шенье усилил связь элегии с античностью, одновременно испытывая влияние английской элегии, что привело к появлению религиозно-медитативных произведений Ламартина. Все эти традиции в какой-то мере повлияли на русскую элегию.
Зарождение и развитие элегии в русской литературе
За две тысячи лет восприятие этого жанра претерпело значительные изменения, особенно в структуре и форме. Элегия утратила строгие каноны, что позволило русской поэзии принять более свободное строение. В данном случае к жанру элегии можно отнести практически любое стихотворение с философско-медитативным строем, где изображаются чувства тоски по прошлому, печаль, вздохи по утратам и сожаления.
Первоначальная попытка русских авторов создать произведения в этом жанре связана с циклом элегий В.К. Тредиаковского, который черпал вдохновение из наследия античных поэтов и формировал новый вариант элегии.
В ранних элегиях Сумарокова освещалась не столько несчастная любовь, сколько тематика расставания с любимой. Его элегии построены в виде последовательности связанных формул, развивающих ситуацию. При этом схематизм был заметен: два персонажа и отсутствие имен, что делало лирическое высказывание универсальным.
В этот же период появляются и элегии, несущие нелюбовные темы. Сумароков, подводя итоги своей жизни, создавал произведения о житейских и авторских неурядицах. Элегия в это время начинает влиять на ряд других жанров, таких как стансы, песни и драматические монологи, и многие монологи Сумарокова можно сложно отличить от элегий.
Новый этап развития жанра русской элегии связывают с 1802 годом и творчеством В. Жуковского. Его перевод элегии «Сельское кладбище» Грея открыл новую страницу русской поэзии, вышедшей за пределы риторики и обретшей интимность и искренность. После этого многие поэты обратились к элегии, и к 1810 году данный жанр занял ведущее место в русской литературе.
Батюшков стал первым поэтом, для которого элегия была ключевым жанром. Он акцентировал внимание на противоречии между стремлением к высоким ценностям и земным наслаждениям, воспринимая преходящие удовольствия как трагедию. Психологизм его произведений основан на том, что переживания определяются лирической ситуацией.
Элегии 1810-1820-х годов в определенной степени стали синтезом элегического стиля Жуковского и Батюшкова. Так, ранние произведения Пушкина написаны в том же ключе, и с лицейского периода в них наблюдается крайняя яркость антитез в рамках основной элегической ситуации — несчастной любви.
Пушкину удалось индивидуализировать элегическую ситуацию, часто связывая ее с конкретными событиями в своей жизни, примерами чего служат его произведения михайловского периода. Элегии поэта взаимодействуют с другими жанрами, включая сатиру, как в «Свободы сеятель пустынный» и «Деревня».
К моменту появления элегии в творчестве Лермонтова жанр уже начинал угасать. В русском обществе 30-х годов 19 века произошло переосмысление литературы: оригинальность произведения стала цениться выше следования жанровым канонам.
Таким образом, элегия оставалась основой русской поэзии 19-20 века, но сама как жанр в чистом виде исчезла. В настоящее время так называемые элегии поэтов часто представляют собой грустные стихотворения в общем смысле или отсылки к старой традиции (например, «Северные элегии» Ахматовой).