Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Эпос и эпический род в литературе
Содержание:
- 02 декабря 2024
- 7 минут
- 11
Формирование и эволюция эпоса
Трудно установить, когда именно был создан первый миф — предполагается, что это произошло около 3000 года до нашей эры. Первоначально мифы служили для объяснения процессов мироздания: они рассказывали о сотворении мира, делении его на небо и землю, а также о происхождении живых существ и человека. Люди стремились понять устройство реальности, создавая образы богов, героев и монстров, наделяя их свойствами природных явлений. Со временем мифы начали отражать исторические события через героические образы, от которых происходят персонажи, ставшие предками (Осирис, Ясон, Рама, Геракл).
На стыке эпох, переходя к новой эре, мифологические образы стали пересекаться с реальными событиями. Появились саги, военные хроники и героические нарративы, рассказывающие о древних воинах и вождях народов.
В Средние века в Европе были созданы циклы романов о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. В Руси, после принятия христианства, пользовались популярностью былины и воинские предания, основными героями которых выступали князь Владимир и его дружина.
Духовная литература обогатила русский эпос произведениями о вере и её защитниках (жития святых и притчи), а также о земной жизни («Домострой», «Измарагд» и др.). Позже на свет появились светские эпические произведения — жизнеописания, хождения и бытовые повести. Одним из первых отечественных романов-путешествий принято считать «Хождение за три моря» Афанасия Никитина, известного купца и путешественника.
Жанры романа и повести, более знакомые современному читателю, начали формироваться в 18 веке, а затем к ним добавились рассказ, очерк и новелла. Начиная с 20 века эпические жанры обрели общий европейский облик, оставаясь при этом только жанр сказа.
Помимо сказок, в народном фольклоре возникли и жанры с более простым литературным контекстом — «страшная повесть», быличка, анекдот, байка и побасенка.
Характеристики эпики
Произведения эпического рода обладают рядом отличительных признаков:
- Повествование ведется от третьего лица, а роль рассказчика приобретает особое значение.
- Сюжеты затрагивают судьбы множества героев (иногда целых родов или поколений).
- Временной охват повествования варьируется от нескольких лет до нескольких столетий.
- Эпос стремится представить объективную картину, избегая прямой авторской интерпретации.
- Масштабное пространство, в котором события разворачиваются как последовательно, так и одновременно, будь то город, село или заграница.
- Наличие нескольких параллельных сюжетных линий.
Жанры эпической литературы
Эпические произведения не имеют строгих ограничений по объему и числу действующих лиц и событий. В эпосе применяется широкий арсенал художественных выразительных средств, что позволяет глубже раскрыть внутренний мир героев.
Выделяют следующие жанры эпической литературы:
- Крупные (эпопея, роман, роман-эпопея, сага);
- Средние (повесть);
- Малые (рассказ, новелла, очерк, эссе, этюд).
К основным эпическим жанрам можно отнести роман, эпопею и сагу. Эпопея, как самый крупный жанр, описывает истории нескольких поколений, действия разворачиваются на территории одного или нескольких государств, и охватывают период в несколько веков. В Северной Европе подобные нарративы именуются сагами, как, например, «Хеймскрингла» Снорри Стурлусона.
Не менее обширным является роман, который отличается вариативностью в освещении различных тем. Классические примеры синтеза эпопеи и романа — «Тихий Дон» Михаила Шолохова и «Война и мир» Льва Толстого. Роман может быть как многотомным, как «Жизнь Клима Самгина» Максима Горького, так и компактным, как «Брисбен» Евгения Водолазкина.
Повесть представляет собой среднюю форму эпоса, которая стала доминирующей в первой половине 19 века, когда реализм начал формироваться. В этот период жанр повести развился и приобрел множество разнообразных вариантов, таких как «Петербургские повести» Н. В. Гоголя, «Повести Белкина» А. С. Пушкина, «Повесть о Сонечке» М. И. Цветаевой.
Среди малых эпических форм наиболее известен рассказ, который обычно фокусируется на одном или нескольких персонажах. События развиваются в ограниченном пространстве и короткие сроки, с лаконичной и простой фабулой. В современности популярность начинают набирать небольшие эпические жанры — эссе, короткие рассказы и этюды.
Современность требует краткости и стремительности, а время длинных преданий уходит в прошлое. Тем не менее, эпос не теряет актуальности и продолжает эволюционировать.
Навигация по статьям