Автор статьи

Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.

И.А. Бунин: творчество, взгляды, путь и значение в литературе

Детство И.А. Бунина

Творчество И.А. Бунина, как и его современника Куприна, глубоко связано с принципами и традициями русской классической литературы. Однако реалистические традиции, которые Бунин стремился сохранить, проходили через призму нового, переходного времени. Он всегда негативно воспринимал декадентство в этическом и эстетическом контекстах, а также литературный модерн, но не мог не ощутить некоторое влияние новых художественных тенденций.

Общественные и эстетические взгляды Ивана Алексеевича Бунина (1870–1953) формировались в условиях провинциальной дворянской культуры. Происходя из древнего, но к концу века обедневшего дворянского рода, его семья с 1874 года обитала в последнем оставшемся поместье — на хуторе Бутырки в Елецком районе Орловской губернии. В своей автобиографии Бунин описывал: "... В глубокой тишине, летом среди полей, подступавших к порогам, а зимой среди сугробов прошло моё детство, полное печальной и своеобразной поэзии." Эти детские впечатления нашли отражение в его произведениях, где он исследовал распад усадебного барства, бедность, затрагивающую как помещичьи усадьбы, так и крестьянские избы, а также радости и печали русского народа.

В Ельце, где Бунин учился в гимназии, он наблюдал жизнь мещан и купцов, в домах которых иногда приходилось жить нахлебником. Обучение в гимназии он был вынужден оставить из-за финансовых трудностей.

В девятнадцатилетнем возрасте Бунин покинул родовое гнездо и начал период скитаний. Он работал в земской управе в Харькове, а затем в "Орловском вестнике", где его обязанности включали корректуру, написание статей и театральных рецензий. В это время он начал свою литературную карьеру.

Несмотря на то, что Бунин стал известен как прозаик, поэзия также занимала важное место в его творчестве. Он начал писать стихи и продолжал это делать до конца жизни. Первые его стихотворения "Деревенский нищий" и "Над могилой Надсона" были опубликованы в 1887 году в петербургском журнале "Родина". Стихи раннего периода отражали настроения гражданской поэзии 1880-х годов, и в них чувствовалось влияние таких авторов, как Кольцов и Надсон, но уже тогда проявлялся и самостоятельный голос Бунина.

Знакомства и влияние связей на раннее творчество

На раннем этапе творчества Бунин отстаивал реалистические принципы и заявлял о гражданском назначении искусства в своих статьях "Недостатки современной поэзии" (1888) и "Маленькая беседа" (1891). Он утверждал, что поэзия должна отражать как общие, так и актуальные проблемы. В этих статьях он критиковал мнение о том, что гражданская лирика Некрасова является признаком упадка русской поэзии, этим осознанно обозначая своё отношение к современным литературным течениям.

  • Первый поэтический сборник Бунина увидел свет в 1891 году. Позже, в 1899 году, он познакомился с Горьким и в 1990-х годах установил связи с известными русскими писателями и поэтами, такими как Л. Толстой, Чехов и Брюсов.
  • В 1901 году вышел сборник "Листопад", посвященный М. Горькому, в который вошли лучшие ранние стихи Бунина, включая одноимённую поэму. Главная тема сбора — прощание с прошлым с акцентом на красоту и печаль русской природы. Блок высоко оценил книгу, отметив уникальную любовь Бунина к природе, что стало отличительной чертой его творчества.
Примечание 1

В 1903 году Академия наук присудила Бунину Пушкинскую премию за "Листопад" и перевод "Песни о Гайавате". В 1909 году он был избран почётным академиком.

Бунин формировал свой живописно-описательный стиль под влиянием К. Случевского и поэтических традиций А. Фета и А. К. Толстого. Одним из главных вдохновителей его поэзии был А. С. Пушкин, а особенно глубокое влияние оказала философская лирика Ф. Тютчева, воспринимаемая через призму пушкинского творчества. В этом контексте Бунин стремился осознать гармонию мира и утверждал вечность природы, в которой заключена красота и гармония жизни.

Через год после выхода "Листопада" появился новый поэтический сборник Бунина, который отражал те же настроения. В предреволюционные годы в его творчестве проявились мотивы "вечных вопросов", но без прямых отсылок к общественным конфликтам, которые так активно исследовались другими поэтами. Стихи отражали универсальные проблемы жизни, такие как добро, зло, жизнь и смерть.

После революции и нового подъема освободительного движения интерес Бунина к русской истории и национальному характеру усилился. Тема России стала центральной в его поэзии, он обращался к ее историческому прошлому, искал истоки русского творчества. В 1910-х годах главной темой его философской лирики стало понимание земного существования как части космической истории, где жизнь человека рассматривается через призму вечности.

Поэзия Бунина на протяжении своей карьеры получала разнообразные отзывы критиков. Его оппоненты считали его не соответствующим новым тенденциям поэзии, а он сам критиковал современные поэтические течения, отмечая утрату "драгоценных черт" русской литературы. В своих суждениях о модернистских художниках, он указывал на вульгарность и надуманность их работ, подчеркивая свою приверженность к глубине и непосредственности русской словесности.

М. Горький в своих размышлениях о творчестве Бунина отметил значимость его поэзии, сравнив писателя с художником Левитаном. В поэзии и прозе Бунина конца 1890-х и начала 1900-х годов можно выделить уникальность его дарования, при котором эти два рода искусства переплетались, взаимно обогащая друг друга. В ранних произведениях у Бунина преобладала поэзия, которая задавала тон прозе, указывая ей направление. Он стремился интегрировать поэтические элементы в прозу, что придавало её особый лирический оттенок и ритмичность.

 

Зрелый период и поиски своего стиля автором

Позже, в более зрелый период, на первый план выходит проза, но даже в этом жанре Бунин сохраняет стремление к максимальной выразительности. Его уважение к слову и к миссии художника ощущается на протяжении всего творчества. В рассказе «Цикады» он задается вопросом о тяжести своего долга, требующего постоянного выражения чувств и мыслей с такой точностью и силой, что это вдохновляет и трогает людей.

Бунину было свойственно уникальное художническое восприятие мира, сформировавшееся ещё в юности через занятия живописью и литературой. Это восприятие пронизывало все его творчество, начиная с первых экспериментов, когда он искал свой стиль и голос, чаще всего через пейзажи и отражение человеческих чувств.

Писатель усердно работал над своим языком. В 1897 году он делился с И. Белоусовым, что почти не пишет, но активно учится у книги и жизни, наблюдая за людьми на ярмарках и деревнях. Чтобы постичь тонкости языка, он тщательно переписывал стихи других поэтов. Формулировка «заметить себе тон» стала его путеводной звездой на протяжении всей карьеры. Он искал «тон» своего произведения, что помогало ему в создании рассказов и повестей.

Изучение устного народного творчества также оказало значительное влияние на его стиль. Бунин хранил записи фольклора, сделанные им в Государственном музее в Орле, и, странствуя по Украине, стремился к контакту с народом. Однако он был против поверхностного подражания фольклору и считал эти попытки варварством. Его творчество насыщено русскими традициями и темами, что позволяло ему с силой выражать свою точку зрения на искусство.

Бунину были близки Толстой и Чехов. Его восхищение Чеховской прозой и уважение к Толстому отражают глубокое понимание трагедии жизни обоих мастеров. В воспоминаниях о Толстом Бунин демонстрирует своеобразное художественное восприятие, создавая яркий и четкий портрет великого современника, передавая сложные нюансы человеческих отношений.

Примечание 2

Творческий путь Бунина был эволюционирующим процессом, в котором четко прослеживалась связь между поэзией и прозой. Он признавался, что, вероятно, его истинное призвание – быть поэтом, и что именно звук играет ключевую роль в его рассказах.

В 1900-х годах Бунин выработал особый способ изображения реальности через контрастные сопоставления, что стало характерной чертой его стиля. Он мастерски передавал детали, позволяя читателю ощутить мир через разные ощущения. Например, зимние пейзажи оживали благодаря его умению воспроизводить звук, который создавал ощущение пространства и объема.

Бунин создавал образы, используя множество деталей, что обогащало его тексты ассоциациями и глубокими связями. В его пейзажах природа представала со следами меланхолии, подчеркивая внутренние состояния персонажей.

Особенности прозы И.А. Бунин

Начало прозы Бунина приходится на 1890-е годы, когда его произведения имеют лирическую составляющую. К 1897 году он публикует сборник рассказов, в который входят такие произведения, как «Вести с родины» и «Танька».

Тематика его прозы шире по сравнению с поэзией; он затрагивает проблемы разоряющихся деревень и пагубного воздействия капиталистических отношений. В своих текстах он много пишет о стариках и неизбежности старения, что связано с его постоянным интересом к проблемам жизни и смерти, которые волновали его на протяжении всей жизни.

Основной темой рассказов Бунина 1890-х годов является нищета и упадок крестьянской России. Условия жизни крестьян ухудшаются, возникают проблемы у "мелкопоместных" помещиков. Судьба обедневшего дворянства, его страдания под натиском капиталистических изменений, изображается в таких произведениях, как "Новая дорога" и "Сосны". Писатель остро воспринимает противоречия деревенской жизни, видя идеал в патриархальном прошлом с его "старосветским благополучием". Разрушение и упадок "дворянских гнезд", их моральное и духовное об impoverishment вызывает у Бунина грусть и ностальгию по ушедшему времени, когда существовала гармония и культура. Лирическая эпитафия этому прошлому слышится в рассказах "Антоновские яблоки" (1900) и "Эпитафия" (1900), где он размышляет о будущем обедневших мелкопоместных.

В своих произведениях писатель обращается и к новым людям деревни, упоминая, что "люди постепенно начали уходить в город". Однако он остается озабоченным вопросом: "чем же осветят новые люди свою жизнь?" Эта тревога пронизывает многие рассказы 1890–1900-х годов, в которых чувствуется предстоящее изменения.

В начале 1900-х годов Бунин сближается с демократическим литературным движением, сотрудничая с Горьким в изданиях, таких как "Среда" и товариществе "Знание". В 1902 году выходит первый том его рассказов в рамках "Знания", также публикуются его стихотворения. Однако в этой группе он оставался особняком, имея своеобразное мировоззрение и подход к литературе. Горький, являясь поклонником таланта Бунина, подчеркивал "ограниченность" его сословных симпатий, отмечая, что прекрасный аромат "Антоновских яблок" не воспринимается как демократичный.

Во времена политической реакции, когда многие участники "Знания" покинули товарищество, Бунин продолжал отвергать декадентские течения в искусстве и оставался верен принципам реализма. Это ценил Горький, и многие его идеи, включая задумываемую повесть "Деревня", были связаны с советами писателя.

В этот период его творческое развитие отмечено изменениями в тематике и стиле прозы. Бунин отклоняется от лирического подхода ранних работ, начиная новый этап с повести "Деревня", которая и "Суходол" становятся важнейшими произведениями его дооктябрьского творчества.

Примечание 3

Несмотря на неоднозначное восприятие революции 1905–1907 годов, изменения в российской жизни нашли отражение в его творчестве, особенно в "Деревне", которая стала философским размышлением о будущем России и судьбах народа. М. Горький отмечал значимость "Деревни", как произведения, которое заставило общество задуматься о всей стране, а не только о крестьянских реалиях.

В повести Бунин создает портрет социальных типов, сформированных историей России, и основная фабула касается жизни братьев Красовых, потомков крепостного крестьянина. Тихон Красов, разбогатевший, сталкивается с тем, что деньги не делают его счастливым. Он мечтает о жизни в городе и реконструкции своего существования, но оказывается прикованным к своим хозяйственным заботам. Бунин описывает, как новые люди пытаются изменить жизнь, но им не удается серьезно повлиять на будущее.

Таким образом, идею единения дворян и крестьян, на которую опирались его ранние рассказы, было охарактеризовано как иллюзия. Ни дворяне, ни крестьянские хозяева не жизнеспособны. В то же время писатель видит светлые черты в простом народе, однако сочетает их с темными инстинктами, что апеллирует к глубинным аспектам "славянской души". Пессимистический взгляд на будущее деревни подтверждается финалом "Деревни", где венчание символизирует безысходность крестьянской жизни.

Аналогичные темы поднимаются в "Суходоле", представляющем хронику вымирающего русского дворянства. В этом произведении отображено медленное исчезновение старой аристократии, которая, казалось, шла навстречу своей судьбе. Смерть старшего Хрущева и трагическая судьба Петра Петровича становятся метафорой фатальности. Традиционная жизнь в Суходоле оказывается в глубоком упадке, только воспоминания о прошлом остаются.

Горький охарактеризовал "Суходол" как "заупокойную литургию" по ушедшему сословию, где выражается глубокая печаль как о тех, кто ушел, так и о себе. Бунин утверждал, что его интересуют не просто крестьяне, а все русские люди, и он стремится отразить душу как крестьян, так и дворян. Повесть отображает важные социальные перемены и внутренние конфликты, проложив путь к новым темам.

Персонажи "Суходола" и "Деревни" представляют собой аналогичные типы крестьянской жизни, исследуя человеческие судьбы в меняющемся мире. Этот мотив продолжит развиваться в рассказах 1910-х о русском деревенском человеке и его внутреннем мире.

В годы войны Бунин выпускает сборники "Чаша жизни" и "Господин из Сан-Франциско", где усиливается ощущение катастрофичности бытия. Освещая противоречия социума, он пронизывает рассказы резкими контрастами. В мраке человеческой жизни любовь становится единственным оправданием существования. Однако, как показывает Бунин, любовь всегда сопряжена с ощущением трагедии и потери. В его произведениях любовь – это не только искра жизни, но и неизбежная состыковка с темой смерти и катастрофы.

Ощущение катастрофичности у Бунина усиливалось растущей неприязнью к безнравственности и античеловечности буржуазного общества. Опыт путешествий по Европе и Востоку обогатил его материалом для глубоких социально-философских размышлений.

Вечные темы произведений автора

В 1914 году Бунин создает рассказ "Братья", который начинается с эпиграфа: "Взгляни на братьев, избивающих друг друга. Я хочу говорить о печали. Сутта Нипата". В этом произведении он размышляет о братстве и гуманных отношениях между людьми, хотя, несмотря на кажущуюся абстракцию его гуманизма, рассказ ярко демонстрирует жестокость колонизаторов, что придает ему актуальный исторический контекст.

Сюжет строится вокруг юноши-рикши и английского путешественника, представляющего его "брата". Жизнь юноши, смиренного раба, основана на унижении и потере надежды на счастье и любовь, без которых существование теряет смысл. Его единственный выход – смерть. В то же время жизнь богатого "брата" лишена высокой цели и также оказывается бессмысленной и бесплотной, что подчеркивает общую фатальность их бытия.

Гибель мира, игнорирующего нравственные законы человеческого братства и утрачивающего понимание "смысла бытия", предвещается в финале рассказа буддийской легендой: ворон, ослепленный жадностью, погибает, увлеченный тушей слона, которая уносится в море.

Эта философская концепция пронизывает и рассказ "Господин из Сан-Франциско". Эпиграф "Горе тебе, Вавилон, город крепкий!" раскрывает ключевую идею как этого, так и предшествующего рассказа. По словам Бунина, эти жуткие слова Апокалипсиса звучали в его сознании, когда он создавал "Братьев" и "Господина из Сан-Франциско". Предсказание о божественном суде над Вавилоном, упоминаемым как "великая блудница", пропитано критическим смыслом.

Громадный океанский лайнер "Атлантида", на котором путешествует миллиардная семья, становится современным Вавилоном, обреченным на гибель из-за бессмысленной и призрачной жизни, полной эгоизма. Символика Бунина в русской реальности получает силу социального комментария, указывая на невозможность сосуществования таких ярких общественных контрастов. Описания подводной части корабля напоминают девятый круг ада, где беспечные пассажиры развлекаются в роскошных салонах, игнорируя страдания трудящихся.

 

Таким образом, у Бунина вновь встречаются социальная критика и философские размышления о "вечных" законах человеческого существования, с которых он судит современное устройство жизни. Рассказ "Господин из Сан-Франциско" и "Братья" являются выдающимися примерами критики буржуазного общества и знаковым этапом в развитии его реализма. В 1910-х годах бытовая контрастность в его прозе гармонично соединяется с широкими символическими обобщениями.

Тема любви и одиночества в рассказах Бунина

В рассказе "Чаша жизни" Бунин говорит о том, что у каждого из героев была молодость, любовь и надежды. Однако все эти ценности погибли в погоне за эгоизмом. Он задает вопрос: "Зачем мы живем на свете?" Чаша жизни для них наполнилась лишь мелочами и эгоизмом; Бунин сочувствует тем, кто не задумывается о смысле своего существования — китайскому, дворянскому и буржуазному.

С ощущением предстоящих общественных катаклизмов, все более ярким во времена войны, связаны его рассказы о трагедии любви и одиночестве человека ("Грамматика любви", "Легкое дыхание"). Тема любви наполняется трагизмом, который будет существенен и в его эмигрантском творчестве.

"Грамматика любви" раскрывает необыкновенную красоту человеческого чувства, в то время как рассказ "Сын" показывает, как это чувство, стремление к любви, может привести к смерти и утрате. Во время мировой войны Бунин, оставаясь пацифистом, отвергал шовинистические настроения, критически оценивая произошедшие события и убеждая, что не имеет права отнимать жизнь у другого.

Творчество Бунина в эмигрантский период

Февральская революция воспринимается им как выход из тупика, но Октябрь — как угроза. В 1918 году он оставляет Москву и переезжает в Одессу, а в 1920 году отправляется в эмиграцию через Константинополь в Париж.

Записи в дневниках того времени показывают его резкое отрицательное отношение к революции. С недовольством он наблюдает за общим хаосом и насилием, утверждая, что революция — это лишь кровавая игра, приводящая к еще более глубоким противоречиям.

В эмиграции Бунин горько переживает разрыв с родиной. Тоска по утраченной России наполняет его произведения:

"У зверя есть нора, у птицы есть гнездо..."

Таково его настроение, когда он размышляет о жизни вдали от родных мест. В рассказе "Неизвестный друг" (1923) мысли героини перекликаются с его собственными: "Все происходит, все пройдет, и все тщетно". Жизнь оказывается лишь воспоминанием о прошлом.

На новое восприятие творчества Чехова накладывает отпечаток исчезающее время; Бунин видит в пьесах Чехова неумолимое течение времени. В его рассказах 1930–1940-х годов это ощущение беспощадности времени становится центральной темой.

В 1920-е годы основное настроение Бунина определяется одиночеством человека "в чужом, наемном доме", вдали от любимой земли. В рассказе "Роза Иерихона" он пишет о корнях своего прошлого. Темы прошлого и личной судьбы переплетаются, преображаясь в новых эмоциональных нюансах. Безнадежность и роковая предопределенность становятся характерными для его эмигрантских произведений.

Понимание мира и своего места в нем Иван Бунин выразил через свои записи, пронизанные ощущением утраты и одиночества: "И идут дни за днями – и не покидает тайная боль неуклонной потери их... Все лишь в ожидании действия..." Эти размышления подчеркивают его стремление схватить мимолетные моменты жизни, когда "цена" существования поднимается только в часы острого счастья или печали, превращая воспоминания в поэтические образы.

Творчество Бунина в эмигрантский период стало его попыткой справиться с глубочайшим чувством одиночества. В отличие от раннего периода, когда его проза была освобождена от лирических излияний, затем она вновь подчиняется им, несмотря на внешнюю пластичность. В отношении к жизни все настойчивее звучит тема смерти и ее связь с любовью.

Рассказы Бунина о любви представляют собой исследование ее загадочной природы и женской души, жаждущей, но не всегда обретающей настоящую любовь. Исход такой любви часто трагичен. В "Митиной любви" герой сталкивается с романом Рубинштейна на слова Генриха Гейне: "Мы умираем, полюбив". В своей книге "Жизнь Бунина" В. Н. Муромцева-Бунина отмечает, что этот романс оставил глубокий отпечаток в душе писателя, который он осознает и повторяет на протяжении всего своего творчества.

Бунин считал, что в любви заключена "возвышенная цена" жизни, дарующая ощущение счастья. Особенно ярко это проявляется в рассказах "В Париже", "Холодная осень" и "Генрих", где герои либо отвлечены от внешней социальной жизни, либо замкнуты в своих психологических переживаниях. Они стремятся найти смысл в любви и воспоминаниях о прошлом. При этом будущее для них часто оказывается мрачным и неопределенным.

Одним из наиболее выразительных рассказов, отражающих эти темы, является "Чистый понедельник". Как отмечает В. Н. Муромцева-Бунина, этот рассказ стал для него символом завершения определенного этапа творческих раздумий о судьбах России. "Чистый понедельник" не только повествует о любви, но также исследует судьбы дореволюционной России, ставящей перед собой вопрос о том, могла ли эта страна пойти иным путем, кроме революционного.

В рассказе изображена загадочная женщина, ушедшая в монастырь в расцвете своей красоты, что символизирует внутренние конфликты на фоне исторических катастроф. Ее уход является метафорой отказа от материального мира и попыткой искупить накопленные грехи общества, которые вели к революции.

Бунинское творчество в эмиграции ощущается как глубокая общественная и нравственная рефлексия. М. Цветаева в 1933 году отмечала значимость Бунина для литературы, утверждая, что его вклад человечнее и своеобразнее, чем у Горького, символизируя конец целой эпохи.

Проза Бунина этого периода характеризуется субъективным лирическим восприятием мира, где простота сюжета обрамляется воспоминаниями и размышлениями о прошлом. Лирика и память сливаются, создавая атмосферу трагизму и утраты.

Кроме сборника "Темные аллеи", значительным произведением периода стал роман "Жизнь Арсеньева", где Бунин пытается осмыслить свою жизнь и судьбы России. Этот роман – это лирическая исповедь, через которую читатель знакомится с образованием художника, становлением его чувств и переживаний к любви и счастью, а также с утратами, связанными с этой любовью.

Как отмечает К. Паустовский, "Жизнь Арсеньева" – не только хвалебная одиссея России или итог жизни Бунина, это также искреннее выражение его любви и печали, пронизывающее через воспоминания о русском человеке: крестьян, бедняков, интеллигенции. Роман основан на созерцании - переживании памятных мгновений и свои субъективные воспоминания о прошлом.

Лирическая стихия в позднем Бунине подчеркнула его стиль и жанр, сливая поэзию и прозу в новое целое. Эта книга служит не только самораскрытием Арсеньева, но и проявлением реальности, которая исследует важные темы: любовь, смерть, красота родной земли.

Хотя основным мотивом остается утрата, в отличие от его ранних произведений, "Жизнь Арсеньева" не испытывает безнадежности. Произведение утверждает силу и власть любви над смертью, исследуя interplay между личными и социальными взглядами.

В итоге, Бунин воспринимает человека как звено в исторической цепи, в которой память поколений движет его поступками и определяет его внутренние стремления. Эта мысль, хоть и не нова, в романе обретает новое звучание. После долгих лет забытья Бунин вновь занимает свое место в русской литературе, подтверждая величие своего гения и стойкость духа. Как предсказал М. Горький, его отсутствие сделало бы литературу бедной и тусклой.

Значение И.А. Бунина в мировой литературе

Иван Бунин стал первым русским писателем, который получил Нобелевскую премию по литературе. Его кандидатура выдвигалась в 1923 и 1926 годах, а обсуждения этого вопроса возобновились в 1930 году при поддержке таких известных европейских писателей, как Томас Манн и Ромен Роллан.

Уведомление о присуждении премии поступило Бунину 9 ноября 1933 года. Шестого декабря он прибыл в Стокгольм для получения награды. В официальном решении говорилось: "Решением Шведской академии от 9 ноября 1933 года Нобелевская премия по литературе за этот год присуждена Ивану Бунину за правдивый артистичный талант, с которым он воссоздал в художественной прозе типичный русский характер".

С 1934 по 1936 год в берлинском издательстве "Петрополис" вышло Собрание сочинений Бунина в 11 томах. Автор существенно доработал свои ранее написанные произведения, улучшив их стиль. Это издание стало итогом его пятидесятилетнего творческого пути. В 1937 году была опубликована книга "Освобождение Толстого", представляющая собой его философские размышления о жизни и творческой эволюции Толстого, который занимал для Бунина важное место в русской литературе.

Во время войны Бунины проживали на вилле "Жаннет" в Грассе. В то время, когда страна находилась под немецкой оккупацией, Бунин не публиковал никаких произведений. Несмотря на тяжелые условия жизни, он продолжал работу над "Темными аллеями". Первое издание этой книги, состоящее из 11 рассказов, было выпущено в Нью-Йорке в 1943 году, а полное издание появилось в Париже в 1946 году.

Последним замыслом писателя была книга о Чехове. Материалы для нее он собирал вплоть до своей кончины, а незаконченная рукопись была подготовлена к печати В. Н. Буниной уже после его смерти и вышла в 1955 году в Нью-Йорке.

Примечание 4

Иван Бунин похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в пригороде Парижа.

Федор Степун в своей статье, посвященной Нобелевской премии Бунина, отметил: "Признаемся, что мы все развращены ловкостью, острословием, занятостью и интересностью современного писательства. Мы читаем невнимательно и неряшливо, лишь скользя по строкам, а не погружаясь в каждое слово, что приводит к неумению вникать в суть написанного. Незначительные писатели могут воспринимать такое чтение, поскольку они сами пишут невнимательно. Однако Бунин требует иного подхода: его произведения надо читать медленно, вдумчиво и внимательно, всматриваясь в образы и вслушиваясь в ритмы".

Бунин занимает достойное место среди величайших мастеров русской литературы. Его творчество обобщает целую эпоху, что хорошо подчеркивается словами главного героя последнего рассказа о старом матросе Бернаре, который, умирая, утверждал: "Я думаю, что я был хороший моряк". Вспоминая его слова, Бунин отметил: "Мне кажется, что я, как художник, также заслужил право сказать о себе что-то подобное в свои последние дни".

Навигация по статьям