Автор статьи

Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.

М. Горький: Творческая биография и вклад в развитие литературы

Максим Горький в 1868-1936 гг.

Максим Горький стал значимой фигурой в литературе, олицетворяя надежду на глобальные изменения в человеческой жизни, внутреннее преобразование сознания человека и окружающего мира в интересах большинства. Его понимание человека определило уникальность художественного мира, насыщенного драматизмом идей и персонажей, романтической "солнечной" насыщенностью красок, выразительными деталями и выразительными образами, обладающими искусством создания индивидуальных, вербальных и визуальных портретов, что способствует расширению возможностей литературного языка.

Отдельные наблюдательные современники Горького, такие как А. М. Ремизов, воспринимали его как творца новой интерпретации древнего мифа об Икаре — человеке, преодолевающем тяжесть земного бытия и возносящегося к небесам. Этот миф действительно воплощался Горьким на протяжении всего его творчества, как в романтическом, возвышающем человеке, так и в его трагическом аспекте.

Горький занял уверенное место в русской литературе, рано испытав стремительную славу, а позже, в советскую эпоху, став "главным" автором. Однако его согласие с репрессивным тоталитарным режимом сделало его "открытой болью" для искренних русских писателей. Этот противоречивый и загадочный Горький всё ещё не полностью осмыслен в нашей литературной науке. Полное и глубокое исследование его наследия ещё предстоит. Нам следует, основываясь на его художественных работах, провести объективный анализ, стараясь в актуальном контексте выделить его творческую вселенную.

Биография и творчество М. Горького

Максим Горький, который на самом деле был Алексеем Максимовичем Пешковым, родился 16 (28) марта 1868 года в Нижнем Новгороде. Обеднев, он остался без матери, и его воспитывал дед Василий Каширин, владелец красильного заведения. Единственным ярким воспоминанием из детства для Горького осталась бабушка Акулина Ивановна с её бесконечным добродушием и любовью к народным сказкам.

В 1877 году Горький начал учебу в Кунавииском училище, которое ему пришлось оставить из-за финансовых трудностей семьи едва перейдя в третий класс. Для десятилетнего ребёнка началась тяжелая жизнь: он работал в торговой лавке, был прислугой, учеником чертежника и десятником на ярмарке, а также мыл посуду на пароходе, где встретил повара Смурого, который и привил ему любовь к чтению.

С 1884 по 1888 год Горький жил в Казани, пытаясь поступить в университет. В это время, благодаря новому знакомому - Гурию Плетневу - вошел в революционные кружки, начал посещать библиотеку, где хранилась нелегальная литература и стал революционным пропагандистом среди крестьян в селе Красновидове.

Осенью 1888 года Горький предпринял своё дебютное "хождение по Руси", посетив Каспий и Моздокскую степь. В 1891 году он совершил второе путешествие по Поволжью, Дону, Украине и Кавказу. Стремление понять окружающий народ и поиск себя стали движущими силами его жизни.

Примечание 1

Первый рассказ "Макар Чудра" был опубликован в 1892 году в газете "Кавказ". Вернувшись в Нижний Новгород, Горький, при поддержке В. Короленко, публикует несколько своих произведений, включая "О Чиже, который лгал" и "Месть" (оба — 1893 г.), а также "Дед Архип и Лёнька" и "Мой спутник" (1894 г.).

 С 1895 года он становится постоянным автором "Самарской газеты", где печатает свои работы: "На плотах" и "Старуха Изергиль". В 1898 году в Петербурге вышел двухтомный сборник "Очерки и рассказы" - благодаря которому он сделался известным писателем. Критика с интересом встретила его произведения, и в связи с его рассказами о босяках и поэмой "Человек" разгорелась дискуссия о роли философии Ницше.

С 1899 по 1900 года Горький знакомится с такими авторами, как А. П. Чехов и Л. Н. Толстой, а также начинает работать в издательстве "Знание". На рубеже веков писались его первые романы "Фома Гордеев" и "Трое". В 1902 году начинается его драматургическая карьера с таких пьес, как "Мещане" и "На дне".

В 1902-1904 годах он сближается с большевиками и в 1905 году вступает в РСДРП. Он участвует в подготовке восстаний и, чтобы избежать ареста, уезжает в Америку для поиска средств на революцию, где пишет пьесу "Враги" и роман "Мать".

Из Америки Горький отправился в Италию, где проживал на острове Капри до 1913 года. В это время он активно вел переписку с множеством российских корреспондентов, среди которых были И. А. Бунин, Л. Н. Андреев, И. Е. Репин, К. С. Станиславский, Ф. И. Шаляпин и В. И. Ленин. Писатель увлекся идеями "богостроительства", что отразилось в его повести "Исповедь" (1908 г.), где мечта о духовном единстве народа и "коллективистская психология" обретали оттенки религиозного верования. На Капри Горький создал такие произведения, как "Городок Окуров", "Жизнь Матвея Кожемякина", статью "Разрушение личности" и другие.

В 1913 году писатель вернулся в Россию. В период начала Первой мировой войны он основал журнал "Летопись", который занял активную антивоенную позицию. В своих художественных работах Горький обратился к темам национального характера России (рассказы 1912-1917 годов, позже собранные в цикл "По Руси"), а также к сатирическим аспектам ("Русские сказки") и автобиографическому жанру, создав повести "Детство" (1913-1914 гг.) и "В людях" (1916 г.).

В период 1917-1918 годов взгляды Горького на Октябрьскую революцию были весьма противоречивыми. В это время он, выступая в роли публициста и редактора газеты "Новая жизнь", активно полемизировал с большевистским правительством, выражая несогласие с его оценками происходящего в стране. Это нашло отражение в его статьях того времени, впоследствии собранных в сборники "Несвоевременные мысли", "Заметки о революции и культуре" (1918 г.) и "Революция и культура. Статьи за 1917 год" (Берлин, 1918 г.). Расхождения с большевиками и необходимость лечения стали причиной его эмиграции в 1921 году, которая продлилась до конца десятилетия.

В период 1928 - 1932 годов Горький несколько раз приезжал в Советский Союз. В 1933 году вернулся уже навсегда. Возвращение писателя, неизбежно приведшее к его примирению с тоталитарным сталинским режимом, и в настоящее время вызывает вопросы в научном сообществе. Этот шаг был, безусловно, связан с внутренними противоречиями и компромиссами в сознании писателя, а также с эволюцией его мировосприятия. Можно согласиться с мнением исследователей, утверждающих, что факторами, влияющими на изменение взглядов Горького в 1920 - 1930 годы, были его "просветительские" рационалистические идеи, недоверие к крестьянам и мужицкой "частнособственнической" психологии, а также "комплекс Луки", то есть двойственное отношение к правде.

В 1920-е годы Горький закончил повесть автобиографической трилогии "Мои университеты" (Берлин, 1923 г.), написал роман "Дело Артамоновых" (Берлин, 1925 г.) и множество мемуарных очерков и литературных портретов, включая "В. Г. Короленко", "Л. Н. Толстой", "Владимир Ленин" (1924 г.) и "В. И. Ленин" (1930 г.). Он также создал рассказы, такие как "Отшельник", где запечатлен образом "утешителя", который всегда волновал писателя.

В 1930-х годах Горький вновь обратился к драматургии, подготовив новые редакции своих старых пьес ("Егор Булычов и другие", "Васса Железнова") и написав новые произведения: "Сомов и другие", "Достигаев и другие". Во второй половине 1920-х годов он вел работу над эпопеей "Жизнь Клима Самгина", четвертую часть которой так и не успел завершить из-за его кончины.

В 1934 году под руководством Горького был организован и проведен Первый съезд писателей, ставший основой для "Союза советских писателей".

18 июня 1936 года Алексей Максимович Пешков скончался. Похоронен в Москве у Кремлевской стены.

Навигация по статьям