Автор статьи

Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik

Тема и значение милосердия в художественной литературе

Примечание 1

Неизменные темы в искусстве представляют собой бесконечные и актуальные проблемы, которые можно по-разному интерпретировать в зависимости от исторического контекста.

К числу таких относится:

  • темы противопоставления добра со злом, света с тьмой,
  • внутренний конфликт разума и эмоций (или долга и чувств),
  • а также вопросы о смысле жизни и многие другие.
  • В этот перечень также входит проблема милосердия.

Роль и значение сострадания и равнодушия

Определение 1

Милосердие — это активная и сострадательная любовь, готовность прийти на помощь.

Однако это понятие намного шире, чем просто сострадание. Австрийский писатель Стефан Цвейг в своем романе «Нетерпение сердца» отмечал следующие типы сострадания:

  1. Малодушное и сентиментальное сострадание, которое и стало основой названия романа. Этот вид сострадания характеризуется желанием побыстрее избавиться от неприятных мыслей о других;
  2. Подлинное сострадание, выливающееся в искреннем желании оказать помощь, что и является милосердием.

Противоположность милосердию выступает равнодушие. Множество авторов сопоставляли эти две категории поведения в своих произведениях, подсказывая своим героям совершить важный моральный выбор.

Концепция и задачи милосердия в литературе

В русской литературе милосердие зачастую рассматривается как христианская концепция (поскольку религия оказала значительное влияние на мысли русских писателей). В библейском понимании милосердие — это заботливое и доброе отношение к ближнему, предписанное каждому христианину.

Освещение темы милосердия нередко встречается в литературных произведениях. Так как одной из задач литературы является обучение читателя, предоставление ему пищи для размышлений и стремление улучшить его духовность, авторы отражают примеры истинного, в том числе поверхностного милосердия.

Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”. Образ Сони Мармеладовой

Выдающийся пример проявлений милосердия в русской литературе можно наблюдать в романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», где Соня Мармеладова выступает антиподом главного героя, Родиона Раскольникова, показывает читателям действительную силу милосердия.

Соня — девушка с искренним, активным состраданием. Ради нищеты своей семьи она жертвует собой, начиная заниматься проституцией. Обладая искренним сочувствием, Соня помогает не только своим близким, но и Раскольникову, чье милосердие оказалось обманчиво-христианским. Оказывая помощь другим, он стремился достичь некоторой цели, которую так и не добился, в то время как Соня проявляла бескорыстие.

Примечание 2

Милосердие Сони Мармеладовой — это та сила, которая в финале романа спасает Раскольникова от духовного падения.

В. Распутин “Уроки французского”. Образ Лидии Михайловны

Не меньшим милосердием характеризуется героиня рассказа В. Распутина «Уроки французского», где Лидия Михайловна, являясь преподавательницей, руководствуется идеями понимания, любви и активного сострадания. Замечая, что ее ученик беден и не может себе позволить поесть, но будучи уверенной, что он откажется от денег, если она предложит, она отступает от правил педагогической этики и начинает делать с ним ставки на деньги, намеренно поддаваясь.

Действия Лидии Михайловны являются примером истинного милосердия — стремления предпринять что-то, чтобы помочь человеку в трудной ситуации.

В. Железняков «Чучело»

Размышление о проблемах милосердия также освещается в повести Владимира Железнякова «Чучело», в которой автор демонстрирует поведение, обратное милосердию.

Смысл милосердия раскрывается через боль главной героини Лены Бессольцевой, которая становится изгоем среди одноклассников. Она сталкивается с травлей и насмешками, живя в обществе жестоких детей, безжалостных к окружающим, к животным и друг к другу. Единственный в классе, кто мог бы совершить добрый поступок, в конечном итоге поддаётся давлению, трусит и предаёт Лену, отдавшую ему доверие.

Примечание 3

Ярчайшей сценой повести, запоминающейся своей жестокостью, становится момент, когда одноклассники гонят Лену по городу, как стая волков, крича «Сжечь Чучело!».

В финале повести Лена покидает город, конфликт заканчивается, и писатель заключает: «И тоска, такая безысходная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству, всё более и более охватывала их сердца и искала выхода».

Несмотря на все переживания, Лена остаётся такой же доброй, какой предвстала перед читателем в начале повести. Она поднимается над желанием мести и прощает своих одноклассников, её сердце не осквернилось.

М.А. Булгаков “Мастер и Маргарита”. Маргарита

Не остался в стороне и известный роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита».

Примером подлинного милосердия здесь служит Маргарита, искренне сочувствующая всем обездоленным — Понтию Пилату, его собаке Банге и девушке Фриде. Когда она становится королевой бала Воланда, у неё появляется возможность исполнить одно желание. Несмотря на его истинное желание вернуть своего любимого Мастера, она тратит его на то, чтобы избавить Фриду от проклятия. Рассказ Фриды о её судьбе так сильно затронул Маргариту, что она, как истинно милосердный человек, не могла отказаться от исполнения желания своего сердца.

В финале романа Маргарита вновь просит у Воланда прощения для Понтия Пилата, так же, как раньше просила за Фриду. Выяснив, что Пилат нес своё наказание уже две тысячи лун, а Банга осталась с ним, разделяя его судьбу, Маргарита не могла оставить всё как есть, не попытавшись изменить ситуацию.

Примечание 4

С этим эпизодом связано одно из самых глубоких и резонирующих высказываний романа: «Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит».

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Повесть Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» подчеркивает, что милосердие является основой совестливости. Он показывает, как зло рождает зло, а, в свою очередь, милосердие вызывает милосердие.

Пётр Гринёв, заблудившись в метели, был спасён неизвестным мужчиной, вручает проводнику тулуп в знак благодарности. Это не только жест признательности за помощь, но и проявление милосердия — видя, что на улице мороз, он не мог оставить человека умирать от холода. Добро, содеянное им, возвращается к главному герою впоследствии, когда становится известным, что спасший его от вьюги человек был Пугачёв.

Пугачёв платит милосердием на милосердие: он милует Гринёва, освобождая его от смертного приговора: «… я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу». Жизнь, отданная за стакан вина и заячий тулуп — таким образом Пушкин отражает силу милосердия.

Навигация по статьям