Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik
Рифма и виды рифмовки в литературе
- 3 декабря 2024
- 10 минут
- 481
Определение и история распространения
Рифма, представляющая собой регулярное созвучие концовок стихотворений, возникла относительно поздно. В европейской литературе этот процесс начался в эпоху Высокого средневековья – например, в германской эпической "Песне о Людвиге" IX века, а также в творчестве трубадуров и миннезингеров в XII веке. В России рифма стала использоваться в начале XVII века, особенно в досиллабических виршах. В поэзии латинской и романской культур рифма развивалась как ритмическое средство в ораторской прозе, где она служила важной стилистической фигурой, основанной на схожести окончаний соизмеримых фраз. Со временем рифма начала распространяться на германские и славянские литературные традиции совместно с силлабической системой стихосложения.
Классификация рифм
Рифмы, как и клаузулы, можно разделить на мужские, женские, дактилические и гипердактилические. В мужских рифмах акцент ставится на последний слог ("дела – была", "вбежал – задрожал"). Женские рифмы акцентируются на предпоследнем слоге ("право – слава", "светом – поэтом"). Дактилические рифмы имеют ударение на третьем слоге с конца ("свободного – народного"), а гипердактилические – на четвертом и более слогах с конца ("свивавшиеся – затерявшиеся", "сковывающий – очаровывающий").
Современники, особенно поэты XX века, активно применяли различные виды рифмовок, включая сочетания мужской и дактилической рифмы ("бьют об двери лбы" – "не повел бы"), а также женские рифмы с дактилическими ("поразвлечься – контрразведчица").
Основная функция рифмы заключается в объединении стихов в пары и более. Порой одна и та же рифма может охватывать целую строфу или несколько из них (так называемая "монорифма"). Эта техника зачастую использовалась для создания сатирического эффекта, как в ироничных стихах А. Апухтина "Когда будете, дети, студентами...".
С. Кулиш в стихотворении "Мальчик и мышь" применяет монорифму для формирования трагичного образа немецкого концлагеря:
"Мальчик и мышь
Мышь – это тишь
Мышь – это шшшь
Бредишь малыш
Шорох вдаль крыш
Вышки вдоль крыш
Серая мышь
Тюремная тиш...шь..."
Как правило, говоря о рифме, подразумевают созвучия в конце строк. Тем не менее, рифма может быть и "начальной", и "внутренней". Обычно такие созвучия встречаются нерегулярно и неожиданно - в контексте исключительных стихов.
Стихотворение А. Вознесенского "Оза", которое является ироничной переработкой знаменитого "Ворона" Э. По, где одновременно встречаются начальная, внутренняя и концевая рифмы:
"Оза. Роза ли, стервоза –
Как скучны метаморфозы,
В ящик рано или поздно..."
В некоторых стихотворениях начальные и внутренние рифмы могут встречаться регулярно. Тогда их функции можно рассматривать наравне с традиционными концевыми рифмами.
Перевод В. Бенедиктова баллады А. Мицкевича "Засада":
"Из беседки садовой воевода суровый,
Задыхаясь, в свой замок вбежал.
Вот жены его ложе. Дернул полог он: что же?
Ложе пусто – и пан задрожал."
Виды рифмовки
В зависимости от звучания гласных и согласных звуков рифмы подразделяются на "точные" и "неточные".
-
Точная рифма: опорная(богатая), глубокая
Если окончания рифмующихся слов в основном совпадают, то такая рифма является точной ("лоза – гроза", "диво – счастливо"). При добавлении созвучных согласных перед ударным слогом, она называется "опорной" или "богатой" ("морозы – розы", "нити – извините"). В случае если перед последним ударным слогом совпадает еще один слог или более, рифма становится "глубокой" ("лебединой – единой", "пешком – мешком").
-
Неточная рифма: усеченная, ассонансная и диссонансная
Существуют также отклонения от точных рифм, которые можно отнести к "неточным". К особой категории неточных рифм относятся "усеченные", которые могли бы быть точными, когда мы уберем часть концовки у одного из рифмующихся слов.
Такие усеченные рифмы активно использовал В. Маяковский: "силищи – текстильщик", "улей – кули", "орлами – парламент", "сцене – оценит". Для него не существовало "запретных" усечений.
В группу неточных рифм также входят ассонансные и диссонансные рифмы. "Ассонансы" (от лат. assono – откликаюсь) – это рифмы, в которых совпадают ударные гласные, но различаются согласные: "рука – назад – приказ – государь". Этот тип рифм использовался в средневековой романской и германской поэзии. "Диссонансные" рифмы (франц. dissonance – разнозвучие), наоборот, характеризуются совпадением согласных, в то время как ударные гласные различны: "мечети – мечите", "сага – бога", "Марта – мирта". Диссонансные рифмы временами использовали И. Северянин, А. Блок, В. Брюсов, однако в русской поэзии они не получили широкого распространения.
-
Составная рифма
Служебные части речи могут образовывать "составные" рифмы, соединяясь с знаменательными словами: "где же – реже", "дать бы – усадьбы", "суете – не те". Составная рифма может включать в себя лишь знаменательные части речи: "подхалим – неплохо им", "пора мне – топорами", "в капкане я – пустынная".
Типы и способы рифмовки
Разнообразие типов рифм классифицируется в зависимости от способов их рифмовки. Наиболее популярны способы "смежного", "перекрестного" и "кольцевого" рифмовки.
- Смежная рифмовка подразумевает, что рифмуются соседние строки – первая со второй, третья с четвертой и т. д.
"Русалка плыла по реке голубой, (а)
Озаряема полной луной; (а)
И старалась она доплеснуть до луны (b)
Серебристую пену волны." (b)
(М. Лермонтов)
Схема смежной рифмовки: aabb (рифмующиеся окончания обозначаются одинаковыми буквами).
- Перекрестная рифмовка означает, что первый стих рифмуется с третьим, а второй — с четвертым.
"Нивы сжаты, рощи голы, (а)
От воды туман и сырость. (b)
Колесом за сини горы (а)
Солнце тихое скатилось."(b)
(С. Есенин)
- Кольцевая рифмовка представляет собой рифмовку, при которой первый стих рифмуется с четвертым, а второй – с третьим.
"Как океан объемлет шар земной, (а)
Земная жизнь кругом объята снами; (b)
Настанет ночь – и звучными волнами (b)
Стихия бьет о берег свой."(а)
(Ф. Тютчев)
В поэзии применяются также рифмы с трехкратным и многократным повторением в самых различных конфигурациях. Комбинируя парные, перекрестные и кольцевые рифмовки, могут образовываться более сложные структуры рифм.
Белый стих
С момента появления рифмы в русской поэзии в XVII веке, она заняла важное место в стихотворной речи. Тем не менее, даже в эпоху, когда рифмованный стих преобладал, были попытки создания "безрифменного стиха". Такие примеры можно видеть в анакреонтиках А. Кантемира, "Тилемахиде" В. Тредиаковского, а также в поэзии Н. Карамзина. С XIX века такие эксперименты стали более частыми, обогащая российскую поэзию великолепными произведениями, такими как переводы гомеровского эпоса Н. Гнедича и В. Жуковского, "Борис Годунов" А. Пушкина, "Песня про купца Калашникова" М. Лермонтова и "Кому на Руси жить хорошо" Н. Некрасова, в которых безрифменный стих сочетался с рифмованным.
Эти взаимодействия могли иметь различные формы. Например, в стихотворный текст мог быть включен "холостой стих" (то есть стих, не имеющий рифмованной пары). Яркий пример этого — знаменитое стихотворение Некрасова "Памяти Добролюбова", где последняя строка не имеет пары, создавая иллюзию незавершенности. Однако это была осознанная творческая стратегия поэта, подчеркивающая и усиливающая тот факт, что жизнь Добролюбова угасла слишком рано.
"Такого сына не рождала ты
И в недра не брала свои обратно;
Сокровища душевной красоты
Совмещены в нем были благодатно...
Природа-мать! когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни..." (Н. Некрасов)
Поэты также прибегали к использованию вставок в зарифмованный текст, включающих развернутые пассажи безрифменного стиха (можно увидеть в 18-строчной песне девушек в "Евгении Онегине"). Применялся прием "полурифмовки", как в известной песне на слова А. Мерзлякова "Среди долины ровныя...", где каждый четверостишие имеет рифму лишь во втором и четвертом стихах, в то время как первый и третий остаются без рифмы.
С течением времени белый стих (популярное название для нерифмованного стиха) все активнее входит в поэтическую практику, и в некоторых лирических произведениях он представлен в чистом виде. Белый стих вкрадывается в элегию ("Вновь я посетил..." А. Пушкина) и в будущем принимает форму лирического свободного стиха (верлибр) – стиха, не имеющего четкого метра и рифмы. Классические образцы верлибра можно найти у А. Блока ("Она пришла с мороза..."), М. Кузмина (цикл "Александрийские песни"), а также у В. Солоухина и Е. Винокурова.
"Когда мне говорят: "Александрия",
я вижу белые стены дома,
небольшой сад с грядкой левкоев,
бледное солнце осеннего вечера
и слышу звуки далеких флейт."
(М. Кузмина, цикл "Александрийские песни")