Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Направления Серебряного века русской литературы
- 17 января 2025
- 8 минут
- 17
Поэты и писатели XIX века внесли значительный вклад в развитие российской литературы, приведя её на мировой уровень и создав произведения, которые и по сей день считаются основополагающими для истории русской литературы. Этот период именовали Золотым веком, который завершился в начале XX века. Тем не менее, литература продолжала развиваться, принимая новые формы, и после завершения Золотого века наступил Серебряный.
Период серебряного века и представители
Серебряный век смело можно считать продолжением Золотого. Поэты конца XIX и начала XX века вдохновлялись произведениями А. С. Пушкина и его современников, а также творчеством таких авторов, как Ф. И. Тютчев, А. А. Фет и Н. А. Некрасов.
Если хронологические рамки Золотого века четко определены, то границы Серебряного века остаются неясными. Большинство литературоведов согласны, что этот период начинает развиваться в конце 80-х — начале 90-х годов XIX века, но момент его завершения всё ещё вызывает споры.
Существуют различные мнения:
- Некоторые считают, что Серебряный век завершился с момента начала Гражданской войны в 1918 году;
- Другие указывают на 1921 год, год смерти Александра Блока и Николая Гумилёва;
- Третьи считают, что Серебряный век завершился вслед за смертью Владимира Маяковского на стыке 1920-1930-х годов.
Эпоха получила свое название по аналогии с предыдущей, Золотой. Поэты этого времени активно экспериментировали с формами и жанрами, создавая уникальные произведения, не имеющие аналогов в русской литературе. Их творчество привело к возникновению новых направлений поэзии: символизма, футуризма, акмеизма, имажинизма и новокрестьянской поэзии. Множество исследователей подчеркивают, что поэзия Серебряного века, учитывая исторические события времени, была отмечена кризисом веры и отсутствием внутренней гармонии.
Течения поэзии Серебряного века
Символизм
Первым из направлений, возникших в Серебряном веке, был символизм. Он стал ответом на кризис, охвативший Российскую империю. Однако его формирование также повлияло на переломный этап в европейской культуре. Ведущие философы конца XIX века пересматривали моральные ценности, критиковали социальные изменения и активно исследовали идеализм.
Русские символисты, осуждая крушение народничества, отказались от практики поднимать актуальные социальные вопросы, делая упор на философские проблемы. В начальном этапе русского символизма наблюдалось подражание французскому, однако вскоре он получил свои особенные черты.
Русский символизм характеризовался отсутствием общей поэтической школы. Взяв в сравнение французский символизм, в котором сложно найти столь разнообразные стили и концепции, как в России. Все последующие поэтические течения в той или иной степени существовали под влиянием символизма; некоторые непосредственно наследовали его идеи, другие начали с его критики.
В основе русского символизма стояли
- "старшие символисты": Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Валерий Брюсов, Александр Добролюбов и Константин Бальмонт.
- Их последовательниками — "младшими символистами" — были Александр Блок, Андрей Белый и другие.
Акмеизм
Акмеизм вышел из символизма и стал самостоятельным направлением, противопоставленным своему предшественнику.
Его развитие связано с активностью поэтической организации "Цех поэтов". Основателем течения является Николай Гумилёв.
Акмеисты, среди которых были Анна Ахматова, Сергей Городецкий, Осип Мандельштам и Михаил Зенкевич, считали своей задачей выявление идеалов и духовного совершенствования человека. Искусство, по их мнению, должно было преобразовывать действительность в нечто лучшее.
Для акмеистов искусство имело ценность само по себе (искусство ради искусства).
Футуризм
Невзирая на эксцентричность поэзии символистов и акмеистов, именно футуризм стал символом новизны и оригинальности Серебряного века.
Футуризм представляет собой "искусство будущего". Поэты-футуристы фокусировались не на содержании, а на форме стихотворений. Они призывали разрушать установленные литературные традиции и культурные парадигмы. Русский футуризм выделялся бунтарством и анархизмом, экспериментами с ритмом и рифмой.
Создателями русского футуризма стали участники литературного объединения "Гилея", в котором состояли Велимир Хлебников, Елена Гуро, Василий Каменский и Владимир Маяковский. "Гилея" опубликовала в 1912 году манифест "Пощёчина общественному вкусу", призывающий оставить привязанность к прошлым творениям.
Футуризм делился на несколько групп, каждая из которых развивалась самостоятельно:
- Эгофутуризм, с Игорем Северяниным во главе, существовал сравнительно недолго;
- Кубофутуризм - к нему принадлежали члены "Гилеи";
- Поэтическое объединение "Мезонин поэзии", основанное представителями эгофутуризма;
- Футуристическое объединение "Центрифуга".
Новокрестьянская поэзия
Образование крестьянской поэзии началось с середины XIX века. Несколько поэтов Серебряного века создали это направление, положив начало "новокрестьянской поэзии".
Наиболее известным представителем этого направления является Сергей Есенин. Поэты этой категории не образовывали литературного объединения; впоследствии их работы были объединены в этом направлении литературоведами ввиду общего внимания к деревенской России и природе.
Имажинизм
Поэты-имажинисты несли мысль, что настоящая цель художественного творчества заключается в создании яркого образа. Как и многие поэты Серебряного века, имажинисты отличались бунтарским духом и эпатажностью.
Футуризм оказал большое влияние на развитие имажинизма. Отправной точкой нового направления принято считать 1918 год, с момента создания организации "Орден имажинистов". Создателями имажинизма являются Анатолий Мариенгов и Вадим Шершеневич.