Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik
Уильям Теккерей. Эстетика художественной прозы
- 19 февраля 2025
- 5 минут
- 12
Пусть правда и не всегда вызывает приятные ощущения, но нет ничего превыше правды, независимо от того, откуда она доносится.
У. Теккерей
Теккерей был выдающимся современником Диккенса. Оба писателя творили в одно время, образуя (как Байрон с Шелли, Вордсворт с Кольриджем) уникальную творческую пару, возможно, равную по таланту, но отличающуюся методами работы. Теккерей медленно, но верно стремился к своей главной книге «Ярмарка тщеславия», благодаря которой он добился искомого признания у читателей, тогда как Диккенс уже находился на пике своей популярности. Судьба Теккерея была насыщена сложностями как в жизни, так и в творчестве.
Этапы биографии
В отличие от Диккенса, который рано столкнулся с нехваткой средств, Уильям Мейкпис Теккерей (1811 — 1863 гг.) вначале не знал о финансовых трудностях.
Он появился на свет в Калькутте, Индия, где его отец занимал важную должность в колониальной администрации. После его смерти сына отправили в Англию, где он учился в школах и частных пансионах. Позже он стал студентом Кембриджского университета. В это время у Теккерея активно проявился талант художника. Не чувствуя удовлетворения от учебы в Кембридже, он покинул университет и отправился в Европу, во Францию, чтобы вести жизнь свободного художника. В Веймаре произошла встреча с Гёте. После краха банка, куда были вложены его средства, Теккерей был вынужден зарабатывать на жизнь, сотрудничая с различными европейскими газетами и журналами. В 1836 году он женился, однако семейная жизнь оказалась драматичной: его жена Изабелла через восемь лет сильно психически заболела и была помещена в пансион для душевнобольных. Это, безусловно, сказалось на непростом характере Теккерея.
Ранний Теккерей: эстетика
Теккерей пришел к художественной прозе, пройдя через интенсивную работу в газетах. В его первых произведениях, включая эссе, юморески и фарсы, проявились его сатирические и пародийные наклонности. Он высмеивал ложно романтические штампы, модные «криминальные» сюжетные линии и фальшивую «популярную» литературу. Его сатирические сочинения и повести, такие как
- «Записки Желтоплюша» (1837—1838 гг.),
- «Кэтрин» (1840 г.),
- «Дневник Кокса» (1840 г.) и
- «История Самюэла Титмарша и большого бриллианта Хоггарти» (1842 г.),
отражают это.
К этому времени у Теккерея уже сформировались общественные взгляды, отмеченные острейшим социальным критицизмом, главным образом по отношению к аристократии с их лицемерием и надменностью. Свою политическую позицию он сформулировал так:
Я не чартист, а просто республиканец. Я хотел бы видеть всех людей равными, а эту наглую аристократию — развеянной в прах.
Его эстетическая концепция заключалась в безусловной верности жесткой правде, чистой от прикрас и фальши. Он не принимал ни одного «отступления от Природы», даже если это оборачивалось романтической упаковкой.
Пусть правда не всегда приятна, — отмечал Теккерей, — но нет ничего лучше правды, откуда бы она ни исходила...
В этом плане он пародийно относился к высокоуважаемому на родине шотландскому поэту В. Скотту, написав своеобразное продолжение «Айвенго» — пародийную повесть «Ребекка и Ровена» (1850 г.).
В ней благородный рыцарь Айвенго, вступивший в брак с добродетельной и «идеальной» Ровеной, начинает скучать от безрадостной семейной рутины, начинает пить и часто пропадает из своего великолепного замка. В итоге он выбирает покинуть жену ради Ребекки — дочери ростовщика Исаака, которая оказывается яркой и обаятельной, в отличие от невыразительной Ровены. В качестве художественного ориентира для Теккерея выступал XVIII век, просветительский роман и его вершина — Филдинг, создатель «Тома Джонса» — этого «изумительного создания человеческого гения».