Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
В.Я. Брюсов как представитель творчества символистов. Модернистское направление русской литературы 1890 - 1910 гг.
- 6 января 2025
- 35 минут
- 142
Московская компания старшего поколения символистов прежде всего представлена творчеством Валерия Яковлевича Брюсова (1873–1924 гг.). Он начал путь в литературе с 1890-е года в качестве поэта-декадента, но вскоре стал популярным практиком символизма, организовавшим символистское движение и редактировавшим журнал "Весы", центральный орган символистов.
Символизм Брюсова
Тем не менее, Брюсов оставался последовательным поэтом-символистом только в начале своего творческого пути. Формулируя этические и эстетические основы "нового искусства", он вступал в резкие противоречия с другими символистами. Ему была чужда их мистика и понимание творчества как мистического религиозного акта: он никогда не искал истин в ином мире. Несмотря на свои попытки сформулировать принципы символизма, он часто нарушал их в своем творчестве, преодолевая агностицизм и философскую метафизику в сторону материалистического понимания реальности.
Начало творческого пути
Отец Брюсова был выходцем из крепостных крестьян. Он усердно занимался самообразованием, интересуясь математикой и изучая труды таких мыслителей, как Маркс, Бокль, Дарвин и Молешотт. В своей "Автобиографии" Брюсов отмечает, что познакомился с идеями Дарвина и принципами материализма гораздо раньше, чем научился умножению. Он описывает атмосферу своего детства так: "О религии в нашем доме не говорили: вера в Бога казалась мне таким же предрассудком, как вера в домовых и русалок". Такой материалистический подход к жизни Брюсов сохранял на протяжении всей своей карьеры.
Первые поэтические эксперименты Брюсова относятся к 1889 году. В те годы он вдохновлялся работами Надсона, Лермонтова, А. К. Толстого, Полежаева, Майкова, Фета и Полонского. В 1892 году Брюсов узнал о французском символизме и познакомился с работами Мережковского и Минского - целиком погрузился в "новое искусство". Он нашёл для себя "путеводную звезду" в декадентстве и записал в дневнике: "...декадентство. Да! Что ни говорить, ложно ли оно, смешно ли, но оно идет вперед, развивается, и будущее будет принадлежать ему, особенно когда оно найдет достойного вождя. А этим вождем буду Я! Да, Я!"
С того момента его творчество стало программным, и он начал формировать литературную школу. В 1894 году он публикует сборник стихов "Русские символисты. Выпуск 1", за которым последовали еще две тетрадки с аналогичным названием, в которых в основном помещаются его собственные стихи под различными псевдонимами. О символизме начали говорить в критике, однако отклики были преимущественно отрицательными. Тем не менее, символизм стал явным феноменом литературной жизни. Суммируя результат 1894 года, Брюсов с гордостью записывает в своем дневнике: "14 декабря. В начале этой тетради обо мне никто не знал, а сейчас все журналы ругаются..."
Тетради "Русских символистов" содержали произведения, выполненные в символистском духе; Брюсов следовал крайним формам символистской поэзии запада. "В двух выпусках „Русских символистов”, – писал он в „Автобиографии”, – я постарался дать образцы всех форм новой поэзии, с которыми успел познакомиться: версификация свободная, словесная инструментовка, парнасская четкость, намеренное затемнение смысла в духе Малларме, мальчишеская развязность Рембо и щегольство редкими словами на манер Л. Тайада и т.п., вплоть до знаменитого одностишья".
Субъективная произвольность образов, передающих творческий процесс, и неестественное изменение реальности представляются Брюсовым в высоко демонстративном символистском плане.
В этом же времени Брюсов выпускает книгу переводов "Романсы без слов" Верлена, выбрав одну из самых "символистских" его работ. Увлеченность Верлена музыкой слов и пренебрежение логическим значением достигают здесь своего кульминационного выражения.
В 1895 году публикуется первый сборник оригинальных стихов Брюсова "Шедевры", отличающийся крайним субъективизмом и индивидуалистически упадочными настроениями. Тема одиночества поэта, наполненной отчуждению от реальности, является основополагающей для этой книги. В противоположность миру реальности, поэт создает мир мечты, в которую он облекает лирические раздумья или любовные медитации. Одна из центральных тем сборника – экзотическая любовь, полная страстей и чувств.
Эти же мотивы пронизывают вторую книгу стихотворений Брюсова – "Это – Я", 1897г. – со свойственной надписью: "Одиночеству тех дней". Поэт, охваченный холодным безразличием к жизни, провозглашает полное отчуждение от мира и создает идеальный мир мечты, где он является "властелином безраздельным". Этот мир становится для него единственной реальностью, в которой он стремится к идеальным абстракциям – неземной красоте, вечной любви и искусству.
Мир, по его мнению, оказывается лишь тенью, а люди – призраками, страсти – обманом. Подлинные ценности поэт видит исключительно в искусстве. Свои поэтические взгляды тех лет Брюсов излагает в стихотворении "Юному поэту", которое становится эстетическим манифестом русского декадентства 1890-х годов.
Эта книга явилась пиком эстетического индивидуализма Брюсова, утвердившего величие и всевластие творческой воли художника-демиурга, в то же время отражая настроения кризиса, который он уже переживал.
Концепция творчества и стиль Брюсова
Концепцию искусства, которую Брюсов сформулировал в 1890-е годы, он изложил в брошюре "О искусстве", опубликованной в 1899 году. Согласно его мнению, смысл искусства заключается в раскрытии и "пересказе" души художника, а единственным объектом искусства остается личность творца. Однако художник не может смириться с одиночеством; его душа стремится к общению, которое возможно лишь через искусство. Цель создания искусства, по словам Брюсова, заключается в понимании жизни человеческого духа и обеспечении общения душ. В противоположность Мережковскому, он не связывает содержание искусства с мистикой, собственно "религией" становится для него само искусство. Разделяя искусство и мистику, а также искусство и религию, Брюсов вступает в открытое противоречие с принципами символизации, оглашенными Мережковским, чья функция заключалась в реализации мистического содержания произведений.
В 1890-ых годах начинаются и первые метрические эксперименты Брюсова. В "Это - я" он открывает новые возможности русского стиха. Как указывает Д. Максимов, учитывая эксперименты русских поэтов XIX века в области "неклассического стихосложения" и влияния образцов французских символистов, Брюсов направил внимание к тонической системе и продемонстрировал, что её можно использовать не только для экспериментов. Хотя основным создателем тонического стиха в русской поэзии считается Блок, Брюсов, безусловно, является одним из ярких основателей этого направления.
Новым ритмам соответствовали изысканные, "экзотичные" рифмы молодого Брюсова, подчеркивающие уникальные настроения поэта и экстравагантные образы. Он широко использовал неточные и усеченные рифмы, тем самым пролагая путь Блоку.
Эстетические взгляды Брюсова сформировали и его отношение к поэтическому слову. Лексика его ранней поэзии склоняется к "экзотике". Символистский метод проявляется в особенностях словосочетаний, главным образом в активном использовании метафор, превращающихся в сложные художественные конструкции и становящихся темой всего произведения.
Стилистическим проявлением его эстетических взглядов тех лет был явный импрессионизм. Поэт, чаще всего, опускает объективные связи между явлениями. Образы в его стихах, подобно Бальмонту, возникают из иррациональных ассоциаций, которые крайне произвольны и субъективны. В том числе он нередко использует олицетворения абстрактных понятий, которые, благодаря качественным эпитетам, начинают жить своей, особой жизнью.
Мир исчезает в потоке субъективных переживаний поэта, как можно отметить в стихотвореним"Творчество" и других произведениях Брюсова того времени.
Новый этап развития В. Брюсова
В 1899 году Брюсов завершает обучение в Московском университете, где учился у Корша, Ключевского, Лопатина и Герье. В университете Брюсов серьёзно изучает историю философии, знакомится с трудами Спинозы и увлекается Фихте, Кантом и Шопенгауэром, мечтая о синтезе знаний, верований и искусств. В 1900 году издательство "Скорпион" выпустило новый сборник стихов Брюсова – "Tertia Vigilia" ("Третья стража"), которую поэт считал одной из своих лучших книг. Это знаменовало наступление его творческой зрелости: название сборника намекало на новый этап творческих поисков – третья стража в Древнем Риме являлась последней ночной стражей перед рассветом. В книге заметны значительные изменения в мировоззрении поэта; он отошел от манерных изысков 1890-х годов, подчеркнутого аморализма и бодлерианства. На выход книги отреагировал М. Горький, который подчеркнул новое, земное в стихах поэта. В письме к Брюсову в 1900 году он определенно отделил его от других символистов: "Вы производите, – писал Горький, – чрезвычайно крепкое впечатление. Есть что-то в Вас – уверенное, здоровое".
Тем не менее, в этот период мы наблюдаем значительные противоречия в теоретических взглядах и художественной практике Брюсова. Идеи поэта не были основаны на строгой системе. Они по-прежнему основаны на концепции "свободного искусства", что свидетельствует об отказе от общественной значимости художественного творчества.
В это время на Брюсова воздействуют мистические элементы символизма. С начала века он сближается с Мережковским и Гиппиус, проявляя интерес к их религиозно-философским сборам. Хотя поэт не является приверженцем какой-либо религии, его начинает интересовать "тайна" и "бездна" христианства. Мы можем заметить влияние богоискательских идей на взгляды Брюсова относительно искусства, что выражается в некоторых стихах из его сборника "Tertia Vigilia" с мистическим подтекстом. В статье "Ключи тайн", открывающей первый выпуск "Весов", он явно отзывается о символистах-мистиках, утверждая, что "искусство – это то, что в других царствах мы называем откровением". Тем не менее, "новое религиозное сознание" не было близко к материалистичному мировоззрению самого Брюсова. Его поэзия отличается "земной" ориентацией и, как отметил А. Белый в одной из рецензий, ей недостает "огня религиозных высот". Даже в период наибольшего сближения с мистическим направлением в символизме пути Брюсова и мистиков расходятся. Его сотрудничество с Мережковским и Гиппиус в журнале "Новый путь" стало явным недоразумением. Мистические поиски А. Белого, который также сближается с Брюсовым, также не нашли поддержки.
Брюсов стремится избавиться от крайностей субъективизма ранних работ, пытаясь найти значимые для общества темы. Под сохраняющимся декадентским поровом его сюжетов и образов проявляется рациональное начало и растущий интерес к социальным противоречиям реальности и судьбам культуры. Интерес к духовной культуре как прошлого, так и настоящего обретает новое значение.
Тематика его поэзии расширяется в сборнике "Tertia Vigilia". В.Я. Брюсов пишет о мире природы, о социальной, исторической и культурной жизни людей, о современной городской жизни (в цикле "В стенах") и о своих размышлениях о будущем ("Прозрения"). Цикл "Любимцы веков" становится программным – это стихи о героях мифов, исторических личностях и мыслителях. Здесь представлены такие фигуры, как ассирийский царь Ассаргадон, Рамзес, Моисей, Александр Великий, Данте и Наполеон, Кассандра и Дон Жуан. Такой выбор персонажей не случаен; их возвращение к историческим темам отражает стремление Брюсова вырваться из границ субъективизма, освободиться и охватить более широкую жизнь. Однако, в поисках объективной темы, поэт остается в узких рамках образов. Его исторические герои лишены конкретно-исторических черт и интересуют его только как носители сильных эмоций и воли, определяющих ход исторических событий и саму жизнь.
Универсальное объяснение исторических образов придает им символический характер, однако символы Брюсова не обладают мистическим смыслом и занимают свою уникальную нишу в русской символистской культуре.
Брюсов-художник. Дооктябрьская лирика
После "Tertia Vigilia" выходят три новых сборника стихов Брюсова, в которых ярче всего отражены черты его дооктябрьской лирики и образ Брюсова-художника:
- "Urbi et orbi" ("Граду и миру", 1903 г.),
- "Stephanos" ("Венок", 1906 г.),
- "Все напевы" (1909 г.).
Поэт начинает обращаться не только к ограниченному числу единомышленников, но и к широкой русской аудитории. Именно это и обозначает название сборника "Urbi et orbi" – "Всему миру". Как отмечает Брюсов в своей "Автобиографии", он хотел донести, что обращается не только к узкому "граду" своих последователей, но и ко всему "миру" русских читателей. Если в "Tertia Vigilia" основное внимание уделялось историческим и мифологическим темам, то в последних сборниках главенствует тема современности.
Стихи в сборнике "Urbi et orbi" представляют собой кульминацию дооктябрьской лирики Брюсова. В них уже намечаются новые черты, которые окажут влияние на развитие всей русской поэзии, предвещая появление урбанистической лирики Маяковского. Городские стихи Брюсова являются как хвалой, так и проклятием буржуазному городу. Как отмечал П. Антокольский, новые строфы и метафоры Брюсова ошеломляли читателей и повышали его статус как "властителя дум" своего поколения.
На протяжении революции 1905–1907 годов Брюсов становится более внимателен к современности и пытается осмыслить историю, чтобы уловить её развитие. Его подход к истории резко отличается от концепций Мережковского. Для Брюсова история человечества не является результатом независимых от человека сил. Он стремится постижению реальных закономерностей изменения общественных структур и культур, а его интерес к прошлому и его культуре становится следствием растущего внимания ко времени настоящему. Образы героев прошлого противостоят безрукости современного мира, где идеалы героизма и высокие человеческие ценности подрываются бытом мещанства.
Темы прошлого и настоящего, вопросы судьбы человеческой культуры сосредоточенно покрыты в творчестве Брюсова с изображением современного города как места, где пересекаются индустриальные и духовные достижения человечества. Поэту видится, что в этом контексте возможны социальное и культурное будущее человечества (как в "Париже" и других работах). На его взгляды на урбанизм в это время значительно влияет социально активная поэзия Верхарна. Брюсов признает, что в 1900-е он "упивался" Верхарном, переводил его стихи и пропагандировал его творчество в своих письмах и статьях. Многие стихотворения из "Urbi et orbi" и "Stephanos" были созданы под влиянием бельгийского поэта.
Однако в урбанистической лирике Брюсова по-прежнему ощущаются противоречия его общественной и философской мысли. Наблюдая за достижениями технической цивилизации и новыми человеческими отношениями, сформированными капиталистическим развитием, поэт не только поддерживает развитие индустриальной культуры как триумф человеческого разума (в "Хвале Человеку", 1906), так же отображает образ современного города как тюрьмы, построенной людьми труда. Известным стало его стихотворение "Каменщик" (1901), литературным источником для которого послужило стихотворение П. Л. Лаврова "Новая тюрьма".
"Каменщик" привлек к себе внимание современников, в том числе на него откликнулись критики.
- М. Амфитеатров заметил, что под "Каменщиком" Брюсова мог бы подписать свое имя Некрасов, так как стихотворение бьет по сердцам и звучит тревожно.
- Л. Толстой также охарактеризовал его как "сильное".
Стихотворение помещено в сборнике "Картины", где среди городских произведений могут быть найдены и другие, глубоко затрагивающие чувства читателей.
Поэма "Слава толпе", черпающая вдохновение из творчества Верхарна, затрагивает важный для Брюсова мотив о грядущем крушении буржуазной культуры, которая, будучи оторваны от живых сил народа, уже начинает дряхлеть. Сознание буржуазного мира, на взгляд поэта, обречено на гибель. Под "драконьей" вавилонской башней он ощущает "ярость" угнетенных.
В урбанистическом цикле Брюсова выделяется поэма "Конь блед", которую поэт предваряет эпиграфом из Апокалипсиса: "И се конь блед и сидящий на нем, имя ему Смерть". оявляется противоречивое отношение поэта к городу, а также его критическое восприятие мистики "младосимволистов". Когда "Конь блед" с всадником-смертью проникает в водоворот городской жизни, человечество на мгновение замирает. Только блудница и безумец распознают апокалиптического всадника.
Обсуждая современный город и его яркие социальные контрасты, Брюсов предвещал скорый всплеск общественных противоречий. В его последних сборниках отчетливо ощущается предвестие социальной революции и поддержка освобождения. В стихотворении "Кинжал" (1903, включенном в сборник "Stephanos") отражается идеологическая эволюция поэта.
В поэзии Брюсова начинает развиваться тема будущего города и человеческой цивилизации, где вновь проявляется его абстрактное историческое мышление. Он видит выход из социального и духовного кризиса буржуазного общества только в возможности внутреннего развития культуры. Драма "Земля" (1904) наполнена глубоким социальным пессимизмом и завершается сценами гибелицивилизации и человечества.
Творчество Брюсова в последние предреволюционные годы демонстрирует сложность и даже драматичность его идеологических и художественных исканий. В этот период ему удается выпустить новые сборники стихов: "Зеркало теней" (1912) и "Семь цветов радуги" (1916). Эпоха реакции в обществе отражается в усилении брюсовского аполитизма: поэт становится все реже обращается к гражданской лирике и темам современности.
Роль революции на взгляды и творчество Брюсова
Предсказывая надвигающиеся социальные катастрофы и гибель человеческой культуры, Брюсов в поэме "Замкнутые" (1900–1901) выражает надежду на "неведомое племя", которое, разрушая старое, сможет оживить мир:
"И по земле взойдет неведомое племя,
И снова мир будет таинственным и новым".
Так Брюсов подходит к теме ожидаемой социальной революции, которая становится одной из ключевых в его творчестве в 1910-е годы.
Первая русская революция значительно отразилась на взглядах Брюсова. "Для меня, – писал он П. П. Перцову в сентябре 1905 года, – это был год бури и вихря... Иногда я искренне задумывался о том, чтобы все оставить и начать жизнь с чистого листа". У него начинается переосмысление общественных ценностей. В ходе революционных событий 1905 года он выражает поддержку революции и осуждение старого общественного порядка, выступая с резкими критическими замечаниями в адрес половинчатых либеральных программ. Вскоре после манифеста 17 октября, обещающего России ограниченную конституцию, поэт пишет стихотворение "Довольным", адресованное либералам, уверенным, что манифест является вершиной революции.
В последней строфе стихотворения звучит характерная для Брюсова тема взаимосвязи революции и культуры. Отстаивая неизбежность гибели устаревших общественных форм ("Лик Медузы", 1905 г.), Брюсов видит в революции лишь разрушительную силу, лишенную творческих возможностей, и в её победах узнает угрозу сохраненным культурным наработкам. Он полагал, что грядущие "гунны", разрушая старый порядок и культуру прошлого, не признают его как поэта, связанного с этой культурой. Тем не менее, он приветствует их ради отрицания старого, "неправого" мира.
Брюсов был очарован масштабом и величием народного движения, однако сам обозначил предел, до которого он готов поддерживать революцию: "С вами сломаю – но строить не буду!" – утверждает он в стихотворении "Близким", добавив, что ему чужды цели революционеров.
Декадентский индивидуализм по-прежнему оказывает влияние на поэзию Брюсова. Лирический герой автора остается в изоляции от окружающих, поэт продолжает подчеркивать роковую природу одиночества человека в мире. В любовной лирике снова витают декадентские мотивы, где любовь противопоставляется буржуазным отношениям и чувствам, воспринимается как участь, "могильного креста тяжелый пьедестал", распятие ("Пытка", "Дон Жуан" и др.), как стихийная и таинственная сила, открывающая человека "даром таинственных высот" ("Любовь", "К близкой"). Так он видит норму проявления любви, освобожденной от всего низменного, вникающего в глубинный смысл жизни.
Рационалистический подход автора проявляется в логической структуре как отдельных произведений, так и целых сборников стихов. Он устанавливает "нормативность" образов в своей поэзии. В отличие от многозначности образов импрессионистов, характерным для Брюсова становится "граненая точность" ("Медея", "Ахиллес у алтаря", "Бальдеру Локи", "Дедал и Икар", "Одиссей" и др.), где слова, как отскульптурированные из мрамора, пластичны, как античные статуи. Это точно отмечает А. Белый в рецензии на "Stephanos". А. Блок в своей рецензии на этот сборник назвал цикл стихов "Правда вечная кумирам" одним из наиболее совершенных.
Стиль Брюсова отличается общей абстрактной возвышенностью, что также отражается в лексике его стихотворений, где преобладает "высокий стиль", а ритмика носит торжественный, тяжелый характер, интонация – ораторская. В период формирования этого "неоклассицистического" стиля поэт проявляет особый интерес к наследию русской классической поэзии, обращаясь прежде всего к творчеству Пушкина. Он выделяет в поэзии Пушкина черты русского классицизма: "гармонию уравновешенности", ясность и пропорциональность, а также близость к идеалам античного мира.
К 1909 году символизм переживает кризис; в искусстве и литературе возникают новые направления и "школы". В этом же году прекращается издание "Весов", и Владимир Брюсов как редактор не участвует в борьбе за символизм, поскольку его эстетические взгляды значительно изменяются. В своих статьях и рецензиях поэт утверждает, что основой любого искусства служит наблюдение над реальностью, и как только искусство отрывается от неё, его творения теряют значимость и умирают. Он не раз подчеркивает бесперспективность оправдания символизма и окончание "новой" поэзии.
Теперь поэтическое творчество воспринимается Брюсовым не как интуитивное созидание, а как напряженный труд и процесс изучения мира.
Брюсов исследует все художественные возможности стихотворных стилей и жанров, включая оды, элегии, послания, рондо, газеллы, триолеты, дифирамбы, октавы и романтические поэмы. Его мастерство в работе с рифмой и ритмикой подтверждается сборником "Зеркало теней", который добавляет новое в поэзию Брюсова, в том числе принятие и романтическое восприятие русской природы. Здесь ощутимо влияние традиций русской классической поэзии, таких как Фет, Полонский и Тютчев, с приоритетом жизнелюбия и могущества природы, что становится основным мотивом сборника.
Утверждение радости бытия выступает основным концептом в сборнике "Семь цветов радуги". В предисловии к этому сборнику Брюсов объяснял свое намерение создать серии поэм, которые вновь привлекли бы внимание читателей к радостям Земного бытия во всех его проявлениях. Он считал, что голос подтверждения становится особенно актуальным после пережитых испытаний. Брюсов указывает, что все семь цветов радуги равносильно прекрасны, как и все земные переживания: как счастье, так и печаль, как восторг, так и боль. Он призывает оставаться верными красоте Земли, ее неиссякаемой жизненной энергии и всему, что дарит земляная жизнь – в любви, познании и мечтании. Однако позитивный настрой сочетается у него с фаталистическим восприятием судьбы и трагической случайностью.
В сборнике "Семь цветов радуги" требует внимания и кризис художественных исканий поэта. Эмоциональная насыщенность стихов достигает предела, тогда как лирика Брюсова остается эмоционально холодной - темы повторяются, создавая впечатление застывшей поэзии, укоренившейся в ранее освоенных формах и образах.
Стихи Брюсова, посвященные войне, также не увенчались успехом. Начало Первой мировой войны встретил поэт с патриотическим энтузиазмом, воспевая величие военных событий и героизируя "огненную купель" России, навязывая ей панславистскую миссию. Война представлена им как важный момент русской истории. Однако, несмотря на общие штампы, военная лирика Брюсова выделяется на фоне буржуазной поэзии своего времени благодаря теме ожидания разрушения старого мира и возникновению нового, справедливого порядка. Для Брюсова война стала последней точкой.
После работы в качестве корреспондента на фронте поэт кардинально меняет свое отношение к войне. Его протест против корыстной бойни и подавления "свободного труда" звучит в стихотворении "Тридцатый месяц" (январь 1917 г.).
В этот период времени Брюсов устанавливает связь с Максимом Горьким и активно участвует в переводческой деятельности издательства "Парус", публикуя свои произведения в журнале "Летопись". Он переводил стихи латышских и финских поэтов и с интересом исследовал армянскую культуру. В конце 1916 года выходит под его редакцией книга "Поэзия Армении с древнейших времен до наших дней", в которой участвуют такие авторы, как Балтрушайтис, Бальмонт и Бунин. В дополнение к этому появляется его работа "Летопись исторических судеб армянского народа от VI века до н.э. по наше время" (1918 г.).
Жанровое разнообразие и наследие автора
Творческое наследие Брюсова не ограничивается только поэзией. В 1900-е годы он также писал новеллы и драму "Земля" (1904 г.) - была издана в 1907 году в сборнике "Земная ось", а также роман "Огненный ангел" (1907–1908 гг.) и два других романа и повесть о Древнем Риме – "Алтарь Победы" (1911–1912 гг.), "Юпитер поверженный" (незаконченный, опубликован в 1934 г.) и "Рея Сильвия" (1914 г.). А в 1913 году вышел сборник "Ночи и дни", который также содержит рассказы и драматические сцены.
Проза
Наибольший интерес из прозы вызывают романы "Огненный ангел" и "Алтарь Победы". В них рассматриваются переломные эпохи в человеческой истории и драматическое столкновение культур. Эти работы, обращенные к прошлому, находят смысл в аналогии с кризисом социальной и духовной жизни современности.
"Огненный ангел" – любовно-авантюрный роман, сюжет которого развивается Германии в 30-х годов XVI века среди бурного процесса Ренессанса. Основная проблема заключается в столкновении старого средневекового мира с новыми духовными силами возрождения. Повествование ведется от имени Рупрехта, бывшего студента из небогатой семьи, который хочет идти путем просвещения, но встречает Ренату, женщину с мечтательным миром грез, что затягивает его в мрак "Огненного дьявола". Постоянные любовные перипетии героев изолируют их от исторических событий, делая роман исторической стилизацией, несмотря на точность деталей быта.
Второй роман, "Алтарь Победы", наполнен историческими деталями и углубляется в социальные силы позднеантичного мира. Действие происходит во времена распада Римской империи в 80-е годы IV века, когда последователи античных богов пытаются восстановить старый культ. Главный герой Юний, молодой знатный провинциал, попадает в сложные политические интриги, определяя свое место среди исторических изменений. В отличие от метафизических взглядов Мережковского, Брюсов открывает раннему христианству реальные исторические силы, основывающиеся на плебейских массах. В конце романа Юний становится христианином, что показывает его выбор и понимание своей роли в историческом процессе.
Новеллы
Хотя новеллистика Брюсова менее интересна по сравнению с его исторической прозой, его рассказы сохранили элементы западноевропейской новеллы. В предисловии к "Земной оси" Брюсов говорит о единой идее, связывающей все его рассказы и затрагивающей границы между реальностью и фантазией. По стилю его рассказы пытаются повторить традиции Эдгара По и других западных авторов, сочетая занимательные и четкие фабулы с декадентскими темами о страданиях и патологиях.
Драмма
Драматургия занимает более значимое место в творчестве Брюсова, несмотря на то, что его пьесы ограничиваются жанром "драм для чтения". Он также наметил написать четырнадцать античных трагедий, завершив и опубликовав одну – "Протесилай умерший", проясняющую вечные проблемы любви, жизни и смерти. В этом мифе Лаодамия является сильной волей, бросающей вызов Року и вызывающей Протесилая из царства теней. В отличие от других трактовок, Брюсовый герой возвращается не как тень, а как полновесный человек, благодаря Любви, которая побеждает Смерть. Однако финальная часть пьесы подчеркивает идею о неизбежности судьбы, что снова отмечает противоречия в мышлении поэта и его символистское восприятие античных трагедий.
Брюсов-драматург затрагивал не только темы прошлого, но и обращался к современности и будущему. В своей пьесе "Земля" он создает "сцены будущих времен", где элементы фантастики органично переплетаются с актуальными темами. Поэт написал ряд пьес этого жанра, среди которых "Пироэнт", "Диктатор" и "Мир семи поколений", однако большинство из них остались неопубликованными. Особенно интересной и значимой является пьеса "Пироэнт" (1916). Название "Пироэнт" (античное название планеты Марс) относится к космическому кораблю, на котором молодой русский инженер стремится установить контакт с другими планетами.
В пьесе ощущается вера в безграничные возможности человеческого разума, но финал становится трагичным: герой сталкивается с ошибками в расчетах, и его полет откладывается, а любимая инопланетянка отказывается от него. Тем не менее, борьба за космос продолжается. Пафос "Пироэнта" отличается от пафоса "Земли": в первой пьесе итогом поисков человека является смерть, а во второй – вечный поиск.
В работах Брюсова 1920-х годов центральным вопросом становится взаимодействие между земной цивилизацией и другими планетами, а также темы творческого созидания, научного поиска и самопожертвования во имя человечности.
Брюсов - критик
Брюсов оставил значительное наследие как литературный критик и литературовед. В 1912 году вышла его книга критических статей о классической и современной поэзии "Далекие и близкие". Он много работал над техникой русского стиха - в 1918 году опубликовал "Опыты по метрике и ритмике, по евфонии и созвучиям, по строфике и формам". Эти работы нашли свое теоретическое завершение в других книгах, которые и по сей день представляют интерес для теории поэзии ("Наука о стихе", 1919 г., и ее второе издание "Основы стиховедения", 1924 г.).
Октябрьская революция была воспринята Брюсовым как новый этап, и он активно включился в формирование новой культуры. В 1920 году он вступает в Коммунистическую партию, становится заведующим Московской книжной палатой и отделом научных библиотек Наркомпроса, и в то же время работает в Государственном ученом совете. Является организатором Высшего литературно-художественного института, предназначенного для подготовки молодых писателей и поэтов, и преподает в Московском университете и Коммунистической академии.
С 1920 по 1924 год Брюсов выпустил пять сборников стихов: "Последние мечты" (1920 г.), "В такие дни" (1921 г.), "Миг" (1922 г.), "Дали" (1922 г.) и "Меа" ("Спеши!", 1924 г.). В этот период его творчество сосредоточено на социально-политической лирике, часто с чертами гимна и оды.
Переводческая работа и историко-литературные исследования Брюсова сыграли важную роль в развитии русской литературы. В советское время он активно трудился как текстолог и редактор, уделяя особое внимание творчеству Пушкина — составил библиографию литературы поэту за столетие, а также написал ряд статей о поэтике его творчества. Брюсов, будучи поэтом, прозаиком, переводчиком, критиком и литературоведом, оказал значительное влияние на отечественную культуру.