Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
А.А. Блок. Протест и влияние истории на мировоззрение автора
Содержание:
- 02 декабря 2024
- 24 минуты
- 29
История русской литературы начала ХХ века
В начале XX века творчество Александра Блока (1880–1921) занимает важное место в русской культуре, будучи отражением бурных эпох революций. Поэт, обладая глубоким восприятием той эпохи с её противоречиями и величием, иллюстрирует путь русской художественной интеллигенции, которая искренне и смело искала своё место в народной жизни и революционных преобразованиях. Преодолевая идеалистические взгляды на мир и искусство, Блок, экспериментируя с правдой человеческих взаимоотношений, прошел через светлые надежды и жизнеразрушительные разочарования, осознав, что судьба художника неразрывно связана с судьбой страны и народа.
Поэт сам обозначил ключевые этапы своего творческого пути в 1916 году, подготовив издание собрания стихотворений, разделив его на три книги. Каждая из них отражает определенный этап его художественных исканий: первая книга – это мистическая "тезис", вторая – скептическая "антитезис", а третья представляет собой синтез, где основное внимание уделено стихам о России. Блок воспринимал свое наследие как "лирическую трилогию", рассказывая о пути "Я" от гармонии с миром через хаос, до борьбы за освобождение Красоты и создания новой жизни.
Между 1898 и 1900 годами он создает около трехсот стихотворений, продолжая традиции "старой" русской поэзии и черпая влияние у Пушкина, Лермонтова, Полонского и других. Однако при внешнем сходстве с их лирикой, голос Блока остаётся уникальным. Встреча с философской лирикой Владислава Соловьёва возбудила в нем глубокие размышления о сущности поэзии. Хотя Блок переписывался с Мережковским и А. Белым, он быстро осознал несовместимость своих взглядов с концепциями Мережковского о синтезе эстетики и этики.
В октябре 1904 года увидела свет первая поэтическая книга Блока "Стихи о Прекрасной Даме". В ней отражены страстные переживания поэта и его отношения с Л. Д. Менделеевой. Это своего рода "роман в стихах", где личные и космические темы переплетены, создавая глубоко эмоциональный и символический контекст. Блок обращается к образам и терминам философской лирики Соловьёва, но в отличие от последнего, его стихи наполнены интенсивными чувствами и стремлением к обновлению жизни.
Ранний Блок стремится создать новую мистически окрашенную реальность, противопоставляя идеалам классической поэзии свои идеи о Прекрасной Дамы и общественно значимом искусстве. Он испытывает настроения крайнего индивидуализма, и в его стихах часто звучит тема одиночества. Любовные переживания отражают ожидания Прекрасной Дамы, мистические предчувствия разочарований, переведенные в строгий и торжественный язык.
Книга "Стихи о Прекрасной Даме" стала началом кризиса художественного сознания Блока. В последнем разделе, озаглавленном "Распутья", он активно исследует темы катастроф и предчувствий, выражая сомнения в своей мистической вере и пытаясь выйти за пределы индивидуалистической лирики. Влекомый глубокой реакцией на социальные перемены, Блок находит новое понимание жизни в творчестве В. Брюсова, который открывает ему тему современности и обостряет интерес к социальной вокруг него.
В стихах Блока пронизывает тема Петербурга и страданий человека, что связано с его увлечением творчеством Достоевского. Дыхание революционных событий накладывает отпечаток на его поэзию, в ней начинает звучать личная заинтересованность в происходящих переменах. Блок активно участвует в демонстрациях, но также подходит к революции с противоречивыми чувствами, воспринимая её как путь просветления и разрушительной силы одновременно. Эти переживания отразятся в его дальнейшем творчестве, в том числе в известных стихах "Барка жизни встала...".
В революционный период Блок пересматривает свои прежние общественные и эстетические взгляды. Примером этого является переработка им стихотворения "Балаганчик" в "лирические сцены", что стало первым шагом к драматургии. В первоначальном варианте пьесы Блок резко критикует "мистиков"-"соловьевцев", описывая их как "маньяков" с нарушенным психическим состоянием, которые, поглощены ожиданием чего-то значительного и испытывают страх. В пьесе же он высмеивает эти мистические размышления. Мистики ожидают "деву из дальней страны", но вместо нее появляется Коломбина – подруга и невеста Пьеро, которую они принимают за Смерть. Все попытки Пьеро объяснить, что это его невеста, оказываются бесплодными, и мистики убеждают его в его безумии. В панике он восклицает, что либо он сумасшедший, либо они, а это приводит его к отчаянию. Арлекин, "стройный юноша в платье Арлекина", уводит Коломбину, но его поиски утопической жизни оборачиваются неудачей, и вместо ожидаемой красоты он сталкивается с пустотой. Силы, противостоящие мистиканам, также не позволяют ему преодолеть "бремя сомнений".
Эта пьеса ярко иллюстрирует внутренние раздумья Блока и его переосмысленный подход к мистицизму, который раньше был для него важен. Мир Прекрасной Дамы становится для поэта лишь иллюзией. В революционные дни темы современности, патриотизма и народной жизни начинают определять его творчество. В стихотворении "Осенняя воля" он осмысливает свою юность и утраты, прося Родину о приюте и понимании.
В декабре 1906 года выходит второй сборник Блока – "Нечаянная радость". Эта "переходная" книга символизирует отход от мечтаний юности к более зрелым размышлениям. В ней поэт прощается с Прекрасной Дамой, взаимодействуя с природой, которая представляется ему с чистотой поздней русской осени. Основные темы творчества Блока приобретает образ пути, дороги и стремления к будущему.
С 1907 года Блок начинает акцентировать внимание на этической и гражданской проблематике. В своей статье "Три вопроса" он подчеркивает, что проблема долга является важной для художника. Он критически относится к декадентскому индивидуализму и осуждает мистикам, которые игнорируют социальные вопросы. Обратите внимание, что новый этап в творчестве Блока характеризуется переосмыслением тематики ранней лирики и углубленным пониманием жестоких реальностей городской жизни, которую он описывает в стихах.
Параллельно с этим, лирический герой Блока сталкивается со страшным миром города, осознавая его противоречия и трудности. Его поэзия начинает выражать ощущение близости крушения старой, насильственной культуры. В стихотворении "Незнакомка" поэт противопоставляет свою сложную внутреннюю жизнь обыденности буржуазного мира.
В 1907 году он публикует цикл стихов "Снежная маска", который позже войдет в сборник "Земля в снегу". В предисловии к сборнику он размышляет о своем творческом пути, обозначая различия между ранним и поздним творчеством. Основная тема нового цикла – это слияние поэта с жизненной стихией, отражающее его стремление найти место в мире, богатом противоречиями и чувствами.
Тем не менее, в конце этого пути Блок ощущает неразрывную связь с Родиной и глубину своих переживаний. Изображая Русь как таинственную страну, он стремится связать свои чувства с народной душой и её мифологией. Однако он еще не полностью освобождается от страха неопределенности будущего.
Романтический протест автора
Революционные события усиливают его социальные поиски, приводя к смятению и тревоге, которые отражаются в поэтической серии "Снежная маска". Этот сборник Блок рассматривает как глубоко субъективный, отражая его внутреннюю борьбу и романтический протест против лицемерной реальности. Эпиграфы, предшествующие сборнику, подчеркивают его стремление к поиску смысла, который пронизывает эти стихи.
Цели очищения и самосоздания становятся ключевыми в творчестве Блока, особенно в его книге "Снежная маска". Эпиграф к первому стихотворению, заимствованный у Григорьева, служит своеобразным прологом к этому сборнику. Лирические темы и характер героя в "Снежной маске" переплетаются с мировоззрением Григорьева, который пишет о бродягах в призрачных городах и о возлюбленной, чьи глаза сверкают, как кометы. Герой Григорьева, охваченный страстью и противоречиями, резонирует с внутренним миром Блока того времени, его стремлениями и стремлением к будущему, ярко выраженным в мотиве стихии.
В "Снежной маске" отчетливо проявляются характерные черты художественного стиля Блока: метафоричность и музыкальность. Поэт использует сложные метафоры, придавая им самостоятельную поэтическую жизнь, что подтверждается мнением В. Жирмунского. Мотивы движения и полета становятся основополагающими в этом цикле, как в стихотворении "Ее песни", где описываются образные связи, связанные со снегом и метелью.
Блок также развивает метафоры в самостоятельные темы, при этом он подчеркивает логические противоречия. Классическим примером является стихотворение о "легком сердце", где противоречия усиливают выразительность его слов. Лиро-эпический цикл "Вольные мысли" обозначает новый этап его творческого развития. Блок, отказываясь от мистики "Снежной маски", начинает писать о реальной жизни и людях, стремясь к большей точности в изображении.
В стихах он отражает свою жажду человеческих связей, красоту труда, описывая моменты жизни, и при этом изменяется ритм его стиха. Блок, уходя от нервного тонического ритма, постепенно находит спокойствие в своих произведениях. Тем не менее его романтизм остается, но теперь он уже не окутан мистикой.
Изменение общественного и литературного курса Блока стало заметно в его статьях, публикуемых с 1907 года. В статьи "О реалистах" он открыто выражает свою позицию, признавая значимость искусства, и активно защищает Горького от критики. Блок осуждает интеллигенцию, которая отвернулась от народа и предпочла исследовать поиски духа, вместо реальных жизненных проблем.
Мотивы творчества и исторические предпосылки
С приближением революции Блок начинает снова поднимать темы реальности и соотношения революции с народом. Он формулирует свои мысли о роли художника в обществе в статье "О лирике", где отмечает, что лиризм не должен противоречить целям истинного искусства. Поэт говорит о необходимости сочетания красоты и общественной пользы, подчеркивая важность долга перед народом.
Важными мотивами творчества Блока в 1905–1908 годах становятся его драматургические работы. В них он исследует разочарования в прежних идеалах и их преодоление. Лирическая трилогия "Балаганчик", "Король на площади", "Незнакомка" отражает стремление к светлой, свободной жизни, которой не хватает персонажам его пьес. Через каждую из трех различных фигур - Пьеро, Поэта и другого Поэта - Блок показывает разные стороны человеческой души и внутренние противоречия.
Темы "несбывшихся надежд" становятся центральными в "Короле на площади". Блок раскрывает, как мечты о новой жизни подвергаются кризису из-за реальности, когда революционные настроения начинают угасать. Таким образом, его творчество в эти годы становится отражением как личных, так и шире социальных исканий, указывая на перемены, которые происходят в обществе и в его душе.
В ноябре 1906 года Александр Блок завершает создание своей третьей лирической пьесы "Незнакомка", которая тематически связана с циклом стихотворений на ту же тему. В примечании ко второму изданию сборника "Нечаянная радость" он упоминает, что пьеса развивает идеи, заложенные в этих стихах. В этом сборнике поэт использует метафору незнакомки как падающей звезды, которая сверкнула на небе, но не может вынести пошлости реальной жизни.
Лирическая драма состоит из трёх "видений". Первое "видение" разворачивается в уличном кабачке, где, среди других персонажей, находится Поэт. Он ждет появления Незнакомки, представляя её как идеал красоты, скрытый под темной вуалью. Во втором "видении" Звездочет наблюдает падение звезды, и Незнакомка, все еще полная бледного блеска, застывает у моста. В лирическом диалоге развлечения становятся настоящими, но когда появляются светские персонажи, Поэт не распознает её и теряет возможность соединиться с мечтой.
В третьем "видении" мир пошлости проявляется в утонченном светском салоне, где незнакомка вновь оказывается в центре внимания. Однако Поэт не может её узнать, и она исчезает, оставив его в раздумьях, когда за окном горит яркая звезда. Таким образом, Блок иронично переосмысляет свои ранние темы, показывая крах иллюзорных мечтаний.
Стремление Блока выйти за пределы "лирической" изоляции на просторы жизни выражается в написанной им драматической поэме "Песня Судьбы" (1908). Это произведение насыщено размышлениями о судьбах страны и народа, а также отражает личные поиски поэта во времена больших перемен. Герои "Песни Судьбы" неразрывно связаны с судьбами России, и из идиллической жизни Герман стремится к реальным людям, оставляя позади соблазны уютного "белого дома".
Тематика "страшного мира" начинает развиваться в цикле "Страшный мир", где поэт изображает пошлость буржуазной жизни и людей с пустыми душами. Эта тема особенно ярко выражается в цикле "Пляски смерти", где Блок драматически описывает неудачи поиска счастья. В его стихах в этот период ощущается противоречие между мечтой о прекрасном и жестокой реальностью.
Образ лирического героя представляет человека трагической судьбы, который блуждает в лабиринте "страшного мира". Любовь становится для него источником мучений и тревог, а в стихах появляется ощущение вселенского безысходности. Несмотря на это, Блок не теряет веру в человеческое счастье, как видно из его работ 1909 года.
Следующий цикл "Возмездие" выражает темы наказания и искупления человеческих грехов, демонстрируя стремление поэта к освобождению от индивидуалистических конфликтов. Он активно исследует противоречия человеческого сознания, подчеркивая необходимость социальной ответственности в своих стихах о России.
Кульминацией третьего тома составляет цикл "Родина", в котором Блок обращается к историческим событиям, привнося современный смысл. Образ лирического героя становится символом борьбы за свободную Россию. В стихотворениях о Куликовской битве он видит проявление героической воли к будущему.
Стихи Блока наделены романтическим контрастом между разными мирами, наполненными надеждой на светлое будущее. Образ России в его поэзии воплощает дух борьбы и очищения от злых сил. Тема народа и исторических судеб неразрывно пронизывает творчество поэта, особенно в контексте революционного времени, что обозначает его постоянный стремление к связыванию личной судьбы с судьбой народа.
Изменения в стиле Блока отражают новое понимание традиций классической русской поэзии, в частности, влияния Пушкина, Лермонтова и Некрасова. Все эти изменения подчеркивают, что путь поэта — это процесс перехода от индивидуального к общему, от мечты к реальности, который находит свое выражение в соединении личной судьбы с судьбами Родины.
Историко-социальный пафос
Стремление Блока к исследованию реальной жизни проявляется в его работе над поэмой "Возмездие", начатой в 1910 году. Эта поэма, задуманная с прологом и эпилогом и состоящая из четырех глав, осталась незавершенной: последние наброски относятся к 1921 году. Произведение имеет автобиографический характер и связано с утратой отца поэта, но со временем индивидуальные судьбы становятся универсальными, охватывающими целые поколения. Центром поэмы являются отношения личности и общества, а также связь судеб человека с судьбой народа и революции. В этом произведении особенно ярко оформляется тема взаимодействия народа и интеллигенции.
Позже Блок охарактеризует "Возмездие" как творение, полное "революционных предчувствий". Это одна из самых значительных его работ, подробно раскрывающая идейные аспекты его творчества. Каждая глава должна была создать широкий исторический контекст, на фоне которого разворачивается русская жизнь конца XIX – начала XX века. Блок рисует ужасы девятнадцатого века и предвещает появление еще более сложных реалий двадцатого века.
Поэма включает описание реальных событий и исторических фигур того времени, таких как народовольцы, Достоевский и Салтыков-Шедрин, подчеркивая сильное разделение между старым и новым. Блок намеревался описать события 9 января и участие в баррикадах революции, что акцентирует тему исторической судьбы, переплетенной с личной трагедией.
В эпилоге молодая мать, качая младенца, символизирует надежду на новую эпоху: "И я пойду навстречу солдатам...". Этот образ подразумевает ответственность перед историей. Блок в своем предисловии подчеркивает, что индивидуальные судьбы, несмотря на свою трагедию, оставляют что-то новое и уникальное, что останется в истории, даже если связано с потерями. Он утверждает, что род, ощутивший на себе возмездие истории, начинает также его творить.
Историко-социальный пафос поэмы и стремление Блока следовать классическим традициям приводят к разрыву с символистской средой. Темой творческого кризиса и перехода к новым формам становится его следующая значимая работа – пьеса "Роза и Крест" (1913), где он пытается выйти за пределы символистских абстракций. Пьеса, разворачивающаяся в XIII веке, включает как исторические, так и символические элементы, значительно отличаясь от его ранних лирических драм.
Блок начинает активно обращаться к реальной жизни, будь то в историческом контексте, или в сложных эмоциональных ситуациях персонажей. Он критически оценивает современное состояние символизма, выражая недовольство абстракциями и желая соединить искусство с нравственностью.
Отношение Блока к событиям эпохи, особенно к войне 1914 года, становится более резким. Поэт ощущает себя чуждым символистской среде, однако это находит отражение в его антивоенных высказываниях. Через войну он осознает масштаб революционных процессов, которые приближаются. Февральская революция внушает ему надежду, но вскоре он замечает антинародные тенденции, что вызывает тревогу.
Поиски истины во времена революции 1917г
Октябрь 1917 года становится для Блока ключевым моментом. Он смело становится на сторону советской власти и народа, предвкушая революционные изменения как необходимое движение вперед. Важным этапом его творчества становится поэма "Двенадцать", написанная в январе 1918 года. В этом произведении он сосредотачивается на революции как на историческом явлении, подчеркивая необходимость нового начала.
Отношение Блока к революции нельзя считать однозначным: в своем восприятии он объединяет надежду на перемены и страх утраты искусства. В статье "Крушение гуманизма" он размышляет о том, как революция может вернуть человеку утраченные связи с природой и человечеством, восстанавливая гармонию, нарушенную буржуазной цивилизацией.
Таким образом, Блок остается верным своему стремлению искать истину, отходя от символизма и находя новую поэтику в условиях сложной и противоречивой эпохи, насыщенной надеждой и страхом перед будущим.
Поэма "Двенадцать", написанная в январе 1918 года, завершает творческий и духовный путь А. Блока, наглядно выражая ключевые темы его творчества: народ, революция и судьбы России. Революция в этом произведении предстает не просто как историческое событие, но и как космическое явление, отражение некоей духовной субстанции, которую поэт называет "духом музыки". В контексте бурных изменений, происходящих в стране, отразились высшие, космические "страсти".
Блок связывает "дух музыки" с народной революцией, полагая, что это восстание является победой стихий над старым миром, который, по его мнению, исчерпал своё время. Революция представляет собой ключевой момент в исторической судьбе народа, стремящегося к обновлению как социальному, так и духовному. Однако на этом пути стоит старый мир и разрушительные силы, которые продолжают существовать в народной стихии. Автор считает, что в буре революции должна произойти переродка всей человеческой природы.
В конце поэмы возникает противоречивый образ Христа, который вызывает множество интерпретаций в критике. Этот символ наделяет произведение глубоким философским и этическим смыслом. Блок утверждает, что Октябрь стал переломным моментом не только для России, но и для всего человечества, обозначая переход к новой эре. Вводя образ Христа, он стремится объединить прошлое, настоящее и будущее, помещая русскую революцию в контекст общечеловеческих ценностей и размышлений о духовном развитии мира. В Христе он видит фигуру, наиболее осознающую социальную несправедливость и призывающую к историческим переменам.
Действия красногвардейцев, совершающих "революционный шаг", символизируют освобождение не только России, но и всего человечества. Хотя их понимание свободы на данной стадии остается стихийным ("Свобода, свобода, / Эх, эх, без креста!"), именно они приносят "благую весть" о возрождении человека. Это пафос поэмы и важность образа Христа в ее финале.
В "Двенадцати" борьба миров и их противопоставления составляют основное содержание. Контрастное изображение мира также обуславливает разнообразие ритмов, которые, согласно поэтическому анализу, представляют собой триумф новой ритмической стихии в творчестве Блока. Это богатство и выразительность ритмов становятся уникальными для русской поэзии данного периода.
Навигация по статьям