Автор статьи

Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.

История русской литературы. А.А. Блок "Снежная ночь" (1907-1916 гг.), Третья книга стихотворений

Тематика стихотворений и взгляды автора

Тема пагубности и безысходности земного существования пронизывает и третью книгу Блока, в которую входит сборник "Страшный мир" (1909 - 1916гг.), в том числе сборник "Возмездие" (1908 - 1913гг.) входит в данное издание. В этих произведениях даже смерть не предзнаменует возможности выйти из жизненного порочного круга ("Миры летят. Года летят. Пустая..." , 2 июля 1912 года), что противоречит распространенным декадентским взглядам на смерть как на освобождение от зла и абсурда всего мирского. Главными стихотворениями этого периода являются:

  1. "Ночь, улица, фонарь, аптека..." (10 октября 1912г.)
  2. "О, я хочу безумно жить..." (5 февраля 1914г.)

- которые демонстрируют логику авторской мысли, которая направлена на преодоление "отчаяния" и "проклятий".

Первое стихотворение содержит зеркальную композицию: начальная строка, слегка изменив порядок слов, вновь появляется в последних строчках: "Ночь, ледяная рябь канала, / Аптека, улица, фонарь". Это композиционное решение подчеркивает основную идею: герой, осознавший бессмысленность человеческого существования, в котором каждый день повторяются одни и те же события ("Все будет так. Исхода нет"), склоняется над "ледяной рябью капала" с мыслью о смерти. Тем не менее, он видит одно и то же - "аптека, улица, фонарь", что свидетельствует о том, что в пространстве смерти нет ничего нового, и, следовательно, она не избавит от страданий ("Умрешь - начнется все сначала"). Таким образом, избегание существования не избавляет от бессмысленности бытия, и сама по себе эта нелепость требует преодоления.

Зрелая лирика (1907-1914гг.)

Не случайно один из значительных сборников в третьем томе "Ямбы" (1907-1914) начинается со стихотворения "О, я хочу безумно жить...".

"Страшный мир" заслуживает возмездия и вынужден быть разрушенным под тяжестью своих же пороков и преступлений. Герой-поэт в третьем томе ощущает приближающиеся "невиданные перемены, неслыханные грабежи". В список мрачных стихотворений входят:

  • "Я пригвожден к трактирной стойке..." от 26 октября 1908г.;
  • "Как тяжко мертвецу среди людей..." от 19 февраля 1912г.
  • "Благословляю все, что было..." от 15 января 1912г.

Блок о Родине как о судьбе русской женщины

Примечание 1

Одним из высочайших достижений зрелой лирики Блока являются "Итальянские стихи" (1909), возникшие в результате путешествия Александра Блока с супругой по Италии в мае-июне 1909 года. Эти стихи отражают двойственность впечатлений, выражая как восхищение историей и культурой Италии, так и отвращение к ее современному облику.

Изменяются также женские образы в поэзии Блока. В 1914 году у него завязывается "театральный роман" с певицей Л. А. Дельмас, которая покорила поэта своим исполнением партии Кармен. Ей он посвящает цикл стихотворений "Кармен" (1914г.) и наделяет свою героиню чертами возлюбленной в поэме "Соловьиный сад" (1915г.).

 

Во внешности прежней героини все чаще проявляются новые черты, отражающие Россию ("Унижение" от 6 декабря 1911г.; "На железной дороге" от 14 июня 1910г.). Блок начинает видеть в облике России женские качества ("Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?.." от 28 февраля 1910г.). Таким образом, он открывает внутреннюю связь судьб русских женщин и судьбы Родины.

Примечание 2

Одно из лучших стихотворений о России является "Россия" от 18 октября 1908г.

Образ тройки ("три шлеи", "спицы расписные") вызывает ассоциации с гоголевской Русью и связывается с пушкинско-некрасовской традицией, изображающей среднерусские края ("расхлябанные колеи", "избы серые", "звенит тоской острожной глухая песня ямщика"). Судьба русской девушки: она тоскует о лучшей жизни и провожает тройку, которая пролетает мимо, - имеет символическое значение как судьба всей России. Несмотря на соблазны, которые могут поджидать её, Россия не погибнет, а возродится после перенесенных страданий. Дорога символизирует долгий и трудный путь Руси и легкость.

Блок не игнорирует отрицательные черты родной страны, о которых он говорит в письме к матери, упоминая "пакостную, грязную, тупую и кровавую родину". Его любовь к России подобна "странной любви" Лермонтова, не поддающейся рассудку ("Грешить бесстыдно, непробудно..." от 26 августа 1914г.). Россия предстает как особая страна, находящаяся вне Запада и Востока, со своим уникальным путем. Образ грядущей Куликовской битвы как символа единения страны и её возрождения занимает центральное место в одном из лучших циклов "На поле Куликовом" (1908г.), который вошел в предпоследний сборник третьего тома "Родина" (1907 - 1916гг.). Блок наделяет Куликовскую битву особым значением, рассматривая её как символическое событие русской истории, возврат к которому неизбежен.

В стихотворениях цикла звучит мотив "повторения", и, возможно, это связано с концепцией Ницше о "вечном возвращении" ("За Непрядвой лебеди кричали, / И опять, опять они кричат...", "Опять с вековою тоскою / Пригнулись к земле ковыли"). Происходящая Куликовская битва между Ордой и Русью, в значении человечности, проходит также между стихийным, разрушительным началом и духовным, созидательным. Поэт находит воинский путь своего героя, который одновременно становится лирическим двойником Блока, ведущим "вечный бой" с темными уголками своей души. Эта борьба является залогом к возрождению России. Границы между вековыми событиями прошлого, настоящего и будущего стираются, и исторические реалии обретают символическое, мистико-провиденциальное значение, не допускающее простых трактовок.

 

Отношение к Родине как к матери переосмыслено поэтом в строках первого стихотворения цикла "Река раскинулась. Течет, грустит лениво..." от 7 июня 1908г., где он выражается обращением к Руси: "О Русь моя! Жена моя!" Эта любовь прерывает традиционное обращение к "Родине-матери", поскольку теперь любовь осознается как результат свободного выбора, которая накладывает особую ответственность на поэта. В этом и заключается смысл событий, предчувствия которых стали темой блочного периода: "Но узнаю тебя, начало/ Высоких и мятежных дней!". В котором можно увидеть предчувствие будущих революционных потрясений (цикл создан в 1908 году, по горячим следам событий 1905-1907 годов) и характерные для Серебряного века апокалиптические прозрения.

Навигация по статьям