Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik
Александр Куприн: Биография и творчество 1870-1938 гг.
- 4 февраля 2025
- 11 минут
- 53
Проза Александра Ивановича Куприна быстро стала популярной. В ней уникально переплетены новаторские идеи с традицией, как отечественной, так и зарубежной: гротеск Н.В. Гоголя, лиризм И.С. Тургенева, реализм Ф.М. Достоевского, "диалектика души" Л.Н. Толстого, экзотика Р. Киплинга, авантюристические элементы Дж. Лондона и фантастичность Г. Уэллса. Подражая А.П. Чехову в "простоте фразы", Куприн избрал путь усложнения сюжетов, углубления конфликтов и романтической театральности. Его талант пленэриста сближает Куприна с И.А. Буниным и А.С. Серафимовичем. Современные писатели называли его "любовником природы", и, даже в эпоху "дегуманизации искусства", Куприн оставался верен гуманистическим традициям.
Биография и творчество А.И. Куприна
Александр Иванович Куприн появился на свет 26 августа 1870 года в Пензенской губернии, в городе Наровчате. Его отец, секретарь мирового судьи, умер, когда ребенку было всего два года. Мать писателя, происходившая из обедневших татарских князей, была вынуждена поселиться в московском вдовьем доме. Тяжелые условия жизни привели к двадцатипятилетнему "казенному" пути Куприна: сиротский пансион, военная гимназия, кадетский корпус, военное училище и служба в пехотном полку. Этот жизненный этап отражен в его автобиографической прозе: в рассказе "Беглецы" (1916 г.), в повести "На переломе" (Кадеты)" (1900 г.) и романах "Поединок" (1905 г.) и "Юнкера" (1928-1932 гг.). Эмигрантский период (Париж, 1919-1937 гг.) стал временем острого ностальгического переживания, в то время как мемуарная проза утратила критический пафос. Сохранились также стихи о жертвенной борьбе и горем народа, которые Куприн писал в юности. Ранее проявленный интерес к литературе, уже в юности, постепенно превратился в страсть к самовыражению. За публикацию рассказа "Последний дебют" (1889 г.) без надлежащего разрешения Куприн попал на гауптвахту. Этот сентиментальный рассказ о самоубийстве провинциальной актрисы, игравшей роль обманутой девушки, стал его литературным дебютом.
Многие персонажи Куприна отражают характер самого автора: свободолюбивого и деятельного. Он знал о дуэлях из личного опыта. "Не бояться жизни!" - это его призыв к читателям и жизненный девиз. Тэффи нарекла его "пиратом", а друзья-литераторы подшучивали:
Если истина в вине, сколько же её в Куприне?
Его страсть к авантюрам сочеталась с острым чувством справедливости, а его бескорыстие стало предметом легенд. Разрыв с армией был предсказуем: поводов для рапорта об отставке (1894 г.) было достаточно, в том числе грубое замечание командира полка. После отставки Куприн сменил множество профессий, среди которых была попытка стать актером, зубным техником, а также искания в выращивании махорки и монашеском жизни.
Творческий путь Куприна был заполнен скитаниями по России до его переезда в Санкт-Петербург в 1901 году, а наблюдения автора за людьми и их делами формировались на практике. Он регулярно публиковал статьи и рассказы в киевских газетах, таких как "Жизнь и искусство", "Киевское слово" и "Киевлянин", а также в народническом журнале "Русское богатство". Эти публикации легли в основу его книг, написанных в жанре "физиологического очерка", таких как "Киевские типы" и сборник "Миниатюры" (1896 г., 1897 г.). Скоро уважаемый в те времена журнал "Мир божий" пригласил Куприна к сотрудничеству, где строгий Л. Н. Толстой заметил и оценил "настоящий талант" молодого автора.
Многие произведения Куприна, написанные на рубеже веков, продолжают традиции В.М. Гаршина и В.Г. Короленко. Автор находился под влиянием М. Горького, что способствовало сплочению с участниками телешовских сред и публикациям работ в собраниях издательства "Знание". Темы социального неравенства волновали Куприна. Он часто противопоставлял благородство, бескорыстие и искреннюю душевность простых людей жадности и черствости представителей "общества" (например, в "Миллионер" (1895 г.), "Allez!" (1897 г.) и "Белый пудель" (1904 г.)). Однако это противопоставление не исчерпывало содержание его ранних рассказов, которые отличались неожиданными сюжетными поворотами и яркими, запоминающимися характерами, выполненными в духе "натуральной школы" и живописцев-передвижников. Купринские персонажи индивидуальны и отличались неповторимостью черт — внешности, речи, характера и судьб.
Автор совмещает социальные наблюдения с нравственнымм. Жизненные условия городских низов, офицеров, богемы и крестьян создают фон для изображений различных типов людей с их духовным богатством. По Куприну, честь является вне сословной концепцией и имеет свою ценность. Герой "Пиратки" (1895) – голодающий нищий, который, соблазненный подкупом злого купца, продает свою собаку и за это терпит муки совести и даже кончает с собой. Также и поручик Чекмарев из "Брегета" (1897 г.) ради защиты своей чести идет на самоубийство. В рассказе "Полубог" (1896 г.) звезда Костромской, играя Гамлета, старается испортить выступление юной актрисы Юрьевой, сыгравшей Офелию. А. Куприн мастерски раскрывает общеиспользуемый вопрос "Быть или не быть?", обобщая в нём подлинные страдания своего героя. Жестокость крестьянского мира в повествованиях ("Конокрады" (1903 г.), "Мелюзга" (1907 г.)) напоминают работы Бунина о деревне.
Куприн, как и Чехов, способен увлечь читателя описанием повседневного быта, он повествует о больших страстях и жизненных трагедиях, скрытых в обыденности. В статье "Памяти Чехова" (1905 г.) Куприн назвал своего старшего единомышленника "недосягаемым мастером слова". Он представляет разбитую или напрасно прожитую жизнь маленького человека как большую трагедию, акцентируя внимание на том, что жизнь — это единственный дар. Чтобы показать аномалии быта и условия, в которых возникли такие люди, автор заставляет своих персонажей переживать потрясения. В эти мимолетные моменты они осознают безнадежность своего существования. В Куприне жизнь может вполне законно стать причиной репрессий, по результатам которых страдают даже за мелкие проступки ("Дознание" (1894 г.), "Ночлег" (1895 г.)). Момент истины становится ключевым для многих его героев, связанный с нравственным переосмыслением или смертью.
Нарратив Куприна пронизано сердечностью и проникновенностью. Он достигает этого, сближая читателя с повествователем: знакомому более охотно доверяют. Повествователь часто является не только свидетелем, но и участником событий, обладая своими достоинствами и недостатками, что усиливает доверительный тон. Рассказ в рассказе также служит для передачи особо важных идей автора.
Хотя Куприн высоко ценил философские произведения Л.Н. Толстого, сам он редко обращался к подобным темам. Даже в рассказах о жизни и смерти ("Воробей" (1895 г.), "Ужас" (1896 г.)) он избегает абстракций, предпочитая замысловатый сюжет и столкновения характеров.
У Куприна был собственный путь понимания мира. Он мастерски обобщал видимое, и его рассказы об этом нередко приобретают черты аллегории или притчи. В болотном тумане он изображает все зло жизни ("Болото" (1902 г.)), а в глазах одного персонажа он может отразить трагедию целого народа ("Жидовка" (1904 г.)). Некоторые его произведения являют собой миропостигающую прозу, например "Аль-Иасса" (1894 г.), "Жизнь" (1895 г.) и "Собачье счастье" (1896 г.).
Первые десять лет его творчества можно назвать ученическими, за исключением повестей "Молох" (1896 г.) и "Олеся" (1898 г.). Молох — кровожадный бог древности, в повести он олицетворяет завод и систему эксплуатации. Страшно даже не то, что Молох поглощает жизни, а то, что он растлевает души и убивает справедливость, красоту и любовь. Критический пафос "Молоха" и других разоблачительных произведений Куприна не смягчен никакими идеями прогресса. "Олеся" — поэтическое сказание о кратком счастье истинной любви и значении светлого праздника в рутине будней, куда Куприн вложил своё понимание красоты и трагедии. Несовершенство мира осознается как убийственный фактор любви, а без любви невозможно рассчитывать на совершенствование мира.
Тема и явление любви занимает центральное место в лучших произведениях Куприна. Возможно, его друг и современник И.А. Бунин выразил о "прекрасной гостье" больше, но Куприн передал свою интерпретацию этого чувства. Физиологический аспект в его любовных коллизиях часто затушевывается. В большинстве своих произведений в этой тематике он оспаривал взгляды на любовь как на "солнечный удар". “Любовь” для Куприна — это сама жизнь, и это дар, ниспосылаемый немногим избранным. Эти избранники выглядят странно и юродиво в обычном мире, но излучают свет, вдохновляющий надежду на то, что человеческая история не окончена. При этом писатель не сразу приходит к такому глубокому осмыслению любви. Работы "К славе" (1894 г.), "Страшная минута" (1895 г.), "Первый встречный" (1897 г.), "Погибшая сила" (1900 г.) и "Осенние цветы" (1901 г.) в основном рассказывают о его поисках в этой вечной теме, утверждая гибель и уязвимость любви. Учитывая сами названия произведений, можно увидеть, что в некоторых, к примеру в рассказе о женской жертвенности и бескорыстии "Лолли" (1895 г.), уже начинает проявляться будущая тема любви, а в других, таких как "Наталья Давыдовна" (1896 г.), затеняется аспект чувственности.
Преодолев в своем начале большой интерес к "потемкам психики" и власти инстинкта ("Психея" (1902 г.), "Лунной ночью" (1893 г.), "Безумие" (1894 г.)), Куприн сохранил в течение всей своей жизни интерес к психологии в самом широком смысле этого слова.