Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik
Анна Ахматова. Биография (1889-1966 гг.) и творчество (1907 - 1914 гг.)
- 7 февраля 2025
- 10 минут
- 12
Анна Ахматова, поэтесса, прозаику и переводчица, стала одной из выдающихся женщин-стихотворцев XX века. Она разрушила устоявшиеся представления о женской поэзии, которая традиционно ассоциировалась с узкими темами, такими как любовь и природа, а также биографическим содержанием. В её творчестве, помимо глубоко разработанной темы любви, органично присутствуют гражданская и философская лирика, что придаёт её поэзии новые измерения — мифопоэтические и культурологические. Таким образом, внутренний мир лирической героини оказывается погружённым в широкий контекст мировой истории и культуры.
Творческая биография и художественный мир А.А. Ахматовой
Псевдоним "Ахматова" Анна Андреевна Горенко приняла по фамилии своей прабабушки, предполагаемой татарской княжны. Восточная величественность поэтессы отмечалась её современниками. Она родилась 11 (23) июня 1889 года в дачном предместье Большой Фонтан под Одессой в семье морского офицера. В семье Горенко, помимо Анны, было три дочери и два сына. Детство прошло в Царском Селе, где она получила первое образование в Мариинской гимназии и написала своё первое стихотворение в возрасте 11 лет. После развода родителей Ахматова вместе с матерью переехала сначала в Евпаторию, а затем к родственникам в Киев. Она закончила среднее образование в Киевской гимназии и с 1908 по 1910 год посещала юридическое отделение Киевских высших женских курсов.
Первая публикация Ахматовой состоялась в 1907 году, когда она опубликовала стихотворение "На руке его много блестящих колец...". Однако настоящее признание пришло к ней после дебюта на "башне" у поэта-символиста В.В. Иванова в начале 1910-х годов. В "Цехе поэтов" (1911), где витали идеи нового направления — акмеизма, она занимала заметное место, несмотря на сложные отношения с мужем, лидером акмеистов Н.С. Гумилевым. Их брак, заключённый в 1910 году, распался в 1918 году, оставив заметный след в творчестве обоих поэтов.
Творческие этапы Ахматовой можно разделить на три периода:
- 1907-1914 гг.,
- 1915-1923 гг.,
- 1924-1966 гг..
Творчество 1907-1914 годов
Дебютный сборник Ахматовой "Вечер" (1912 г.) и следующий "Четки" (1914 г.) получили восторженные отзывы критиков. Первая книга показала, что любовная лирика может быть не только "женской", но и не уступающей мужской по совершенству и трагичности. Вторая книга подтвердила, что тематика поэзии Ахматовой не ограничивается только любовью и домом, охватывая и любимый город ("Стихи о Петербурге", 1912 г.), и поэтический дар ("Покорно мне воображенье...", 1913 г.).
Ахматова заметила, что "я научила женщин говорить", подчеркивая, что её поэзия выходила за границы её жизненного опыта. Лирическая героиня в различных стихотворениях может быть как наивной девочкой, так и искушенной красавицей, а также старухой или простой русской бабой. Этот дар перевоплощения позволил Ахматовой создавать разнообразные персонажи с их внутренним миром и судьбой, что напоминает подход прозаика к созданию персонажей в эпическом произведении.
Многие стихотворения Ахматовой можно рассматривать как "новеллы в извлечении", так как в них подчеркиваются острые моменты, а сюжетные линии не развиваются линейно. Основные события, как правило, либо предшествуют моменту, зафиксированному в стихотворении, либо являются следствием внутренних и психологических конфликтов.
Стихи Ахматовой олицетворяют сложные душевные переживания, которые не поддаются простому изложению. Вместо этого она использует экстраполяцию: внутреннее состояние героев отражается через их внешний облик, и такие детали, как портретные черты, волосы и фигура, становятся зеркалом их внутренних процессов. Так, например, в её стихах внешний облик персонажа может быть замечен через зеркало или восприниматься окружающими.
Таким образом, её лирика становится своего рода погружением в психологию, где события и эмоции воспринимаются через призму внутреннего мира героини, что добавляет глубины и многослойности её поэзии. Ахматова разработала сложный арсенал поэтических приёмов, позволяющих передать богатство чувственных переживаний, делая каждое стихотворение уникальным отображением её внутреннего мира и её времени.
Одним из способов, с помощью которых Ахматова передает психологическое состояние героев, является динамика их внешнего облика, выраженная через моторные реакции: мимику, жесты и походку. Например, в строках
Искривился мучительно рот...
и
Плотно сомкнуты губы сухие,
а также
Он вышел, шатаясь...
и
Я сбежала, перил не касаясь
виден глубокий эмоциональный фон. Подобные характеристики действий часто зависят от психического состояния персонажей. Ахматова прибегает к приемам речевого портретирования, создавая "речевые поступки", что видно в следующих примерах:
Задыхаясь, я крикнула: 'Шутка! Всё, что было. Уйдешь, я умру'.
Здесь важна не только манера и интонация речи героев, но и ее связность.
Другим методом выражения внутреннего состояния становится передача физических ощущений и психофизических реакций героев, а также описание их общего физического состояния, которое связано с душевными переживаниями. Эти переживания влияют на восприятие окружающего мира, запечатлевая особенности ассоциаций, например:
Высоко в небе облачко серело,
Как беличья расстеленная шкурка.
Сравнение облака с ожидаемой шкуркой белки носит метафорический смысл, указывая на схожесть судьбы зверька и героини. Иногда Ахматова противопоставляет восприятие окружающего мира объективному знанию о нем, как в строках:
Показалось, что много ступеней,
А я знала их только три!
Также значимым средством передачи внутреннего состояния является говорящая деталь: объекты быта
На столе забыты
Хлыстик и перчатка,
элементы интерьера
А лучи ложатся тонкие
На несмятую постель,
элементы одежды, а также природные и городские пейзажи
Как я запомнила высокий царский дом
И Петропавловскую крепость!
Эти детали, оставаясь "самоцветами" предметного мира, приобретают эмоциональную выразительность, особенно когда они соотносятся с основной коллизией стихотворения. Этот прием отчасти заимствован из живописи, позволяя художнику передавать настроение без обращения к автопортрету, используя выбранные элементы живописной композиции.
Ахматова также активно использует цветовую символику - белый, желтый, красный - и символику растений, таких как цветы и деревья, а также символику животных и минералов. Важными элементами ее лирики являются также время суток, времена года и погода, которые создают психологический параллелизм и устанавливают взаимосвязь между внутренним состоянием героя и окружающим миром. В стихотворении "Сероглазый король" пейзаж объединяет эти элементы:
Вечер осенний был душен и ал...
Здесь вечер и осень метафорически ассоциируются с угасанием чувств и близостью смерти, совпадая с темой текста, в котором героиня узнает о кончине своего любимого.
Особенное внимание стоит уделить стихотворению "Песня последней встречи..." (1911 г.), ставшему популярным и вызвавшему множество подражаний. Оно посвящено теме расставания с любимым, однако в нем нет прямых упоминаний о чувствах героини. Эмоции передаются через образы и детали: ощущение холода в груди вместе с легкостью походки указывают на сложные переживания расставания, мучительность которых не обещает новых встреч.
Знаменитая строчка о "перчатке с левой руки" символизирует не только неосознанные действия героини, но и её внутреннюю "защищенность" от внешнего мира.
В одном из четверостиший противостоят субъективное ощущение героини и ее знание о том, что ступеней "только три". Этот конфликт подчеркивает её тяжелое душевное состояние, когда время кажется замедленным, и ей "некуда спешить". Пейзаж, в котором она находится - осень, вечер - усиливает ее внутренние переживания, а "шепот" кленовых листьев передает атмосферу ее страданий. Тема смерти, уже возникшая в первом четверостишии, занимает центральное место в осознании её чувств.
Таким образом, прощальный акт героини — последний взгляд на дом — наполнен значением, где "темный" дом придает негативный оттенок её обрывистым воспоминаниям. Пространственные и цветовые детали иллюстрируют эмоциональный фон, который изначально был связан с темой разлуки и измены.
Сравнив творчество Ахматовой с произведениями А.С. Пушкина, можно заметить, что в стихотворении Ахматовой четко прописан хронотоп: дом, окна, ступени, улицы и сезонные изменения. В отличие от Пушкина, где образ лирического героя не определен, Ахматова предлагает читателю подробно реконструировать обстоятельства, предшествующие событию, описанному в стихотворении.
К 1914 году, когда вышли "Четки", Ахматова чувствует значительный переход, характерный для начала Первой мировой войны и смены эпох, обозначая этот период как новый этап в своем творчестве.