Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik
Литературная биография Ги де Мопассана
- 11 февраля 2025
- 14 минут
- 46
Творчество. Ценности. Взгляды
Ги де Мопассан (1850 – 1893 гг.) — один из самых известных писателей второй половины XIX века. Он является автором шести романов (двое из которых остались незавершёнными), 260 новелл, путевых заметок, статей, эссе, газетных хроник, стихотворений и пьес.
С момента выхода новеллы «Пышка» в сборнике «Меданские вечера» в 1880 году, Мопассан быстро задался популярностью, моментально став заметной фигурой в литературном мире.
Сам автор охарактеризовал своё появление в литературу как «вторжение, подобное метеору». Однако за этим успехом стоит долгая школа литературного мастерства, ведь перед первой публикацией писатель прошёл через значительный процесс обучения. Флобер не только научил его искусству письма, но и оказал влияние на формирование его эстетических взглядов. В конце 1870-х годов Мопассан стал частью Меданского кружка Золя, которому он всегда проявлял глубокое уважение и разделял многие из его идей, несмотря на то, что себя учеником Золя он не считал.
Дружба с Тургеневым также оказала большое влияние на писателя, особенно в вопросах глубины психологического анализа и лиризма, что предопределяло его мастерство в жанре новеллы. Первые сборники Мопассан был посвящены как Флоберу, так и Тургеневу.
В период своего творческого становления Мопассан выработал чёткую эстетическую концепцию, которой руководствовался в своих произведениях. Его основное требование к искусству — это «показать всю правду до конца». Как и для Флобера, главные инструменты этой правды — объективность и безличность, позволяющие раскрывать универсальные законы жизни.
Мопассан считал, что истинный художник — это мыслящий человек, и определял Красоту как соответствие объективной истине. Он утверждал, что в искусстве нет запретных тем — художник должен находить место каждому явлению в широкой картине мира; поэтому он делил писателей на «романтиков», представляющих искажающую реальность художественную практику, и «реалистов» или «натуралистов», к которым относил и себя.
Мопассан также ценил умение использовать «строительные материалы» литературы. Он полагал, что Флобер превосходит Стендаля или Бальзака именно своим художественным подходом и вниманием к стилю. Каждой мысли необходимо находить единственно подходящий способ выражения, поскольку форма произведения — это его сутевое содержание.
Мопассан считал реализм и натурализм конца XIX века важными этапами развития литературы, однако предполагал, что литература будет эволюционировать дальше, становясь всё более углубленной и точной в отражении жизни. Он воспринимал литературу как мощный инструмент, способный выявить в настоящем семена будущего и способствовать их прорастанию.
Темы произведений Мопассана
Всё творчество Мопассана сосредоточено вокруг нескольких центральных тем, которые объединяют его малую и большую прозу. В период с 1881 по 1890 год он издает множество сборников новелл: начиная с «Заведения Телье» (1881 г.) и «Мадемуазель Фифи» (1882 г.), и заканчивая серией произведений в 1890 году, включая «Бесполезная красота».
Новеллы, в которых Мопассан проявил свой талант, иногда называются «маленькими романами». Многие из них построены на тщательно продуманной драматической композиции и могут отражать либо один эпизод, либо охватывать целую жизнь. Простота сюжетов соответствует законам развития жанра XIX века, где акцент смещается на изображение внутреннего мира человека — его мыслей и чувств. Психологическое мастерство Мопассана позволяет передать многогранность человеческой натуры, создавая социальный фон и живописные лирические картины.
Тематика его новелл весьма обширна, охватывающая трагедии и комедии, психологические нарративы и забавные анекдоты, сатиры и поэтические искания. Он изображает жизнь различных слоев французского общества, включая крестьян, ремесленников, чиновников и аристократов. Новеллы отображают широкий спектр человеческих переживаний — от счастья и любви до одиночества и утраты, от жажды власти до иллюзий, от благородства до тщеславия.
Важной темой для Мопассана стала война. Сам писатель был мобилизован в ходе франко-прусской войны, что оставило глубокий след в его восприятии. В его военных новеллах прусские офицеры изображены как жестокие и самодовольные захватчики, а патриотизм и героизм его героев осмысляются нестандартно. Он показывает, что чувства, вынуждающие людей вступать в борьбу, чаще связаны с принципом чести, испорченным оскорблениями, или с инстинктивным желанием восстановить справедливость.
Зимний пейзаж часто служит фоном для этих новелл, создавая атмосферу подавленности. Но в некоторых произведениях солнечный день контрастирует с ужасами войны, как, например, в новелле «Двое друзей», где атмосферное описание служит противовесом к ужасам конфликта.
Мопассан остро воспринимал общественную атмосферу своего времени. Изображая повседневную жизнь крестьян, он раскрывает, как тяжелый труд и нищета искажают человеческие отношения. В его новеллах о чиновничестве также заметна критика, основанная на личном опыте писателя, который сам долгие годы служил в этой среде.
Корыстолюбие и жажда денег становятся важными мотивами его рассказов. Иногда его персонажи вызывают сострадание, как, например, в «Ожерелье», где мелкая чиновничья жена жертвует всем ради общественного мнения. В других случаях жадность приводит к катастрофическим последствиям и утрате человеческих качеств.
Мопассан также исследует тему любви, показывая её сложность и противоречивость в современном обществе. В его новеллах любовь часто уходит на второй план, уступая место эгоизму, недопониманию и изменам, превращая брак в сделку.
Таким образом, творчество Ги де Мопассана является многослойным и полным глубоких социальных и психологических наблюдений, отражающих реалии его времени.
Подлинные человеческие отношения сохранились лишь у тех, кто не затерялся в лицемерных рамках общества. В новелле «Папа Симона» молодой кузнец, увидев, как мальчика дразнят за отсутствие отца, понимает, что мать Симона — добрая и честная женщина, с которой можно построить счастливую жизнь. Новеллы «Счастье» и «Плетельщица стульев» посвящены примерам преданной и самозабвенной женской любви, для которой не существует ни времени, ни разочарований.
Героини новелл «Мисс Гарриет», «Мадемуазель Перль», «Первый снег» — это одинокие и непонятые женщины, глубоко страдающие, для которых мир оказался безутешным. Обладая поэтической душой, они становятся жертвами жестокости и бесчеловечности. Тематика судьбы женщины была для Мопассана одной из центральных в его новеллах и легла в основу его романов «Жизнь» и «Монт-Ориоль».
В новеллах Мопассана также выделяются истории о продажных женщинах. Например, Пышка оказывается добрее и благороднее своих трусливых партнеров, а героини «Заведения Телье» не предстают как порочные, а скорее как жертвы социального зла. Яркими примерами являются трагические ситуации из «Одиссеи проститутки» и «В порту», где общество отвергает женщин, вынуждая их торговать своим телом. Мопассан гораздо больше осуждает светских дам, которые продажны по своей сути («Знак», «У постели»).
Писателя часто обвиняют в пессимизме, и действительно, тема одиночества занимает значительное место в его работах. Человек отдалён от природы и от других людей стеной, которую невозможно преодолеть. Его герои часто переживают глубокие страдания и отчаяние, находясь в ловушке своей тоски. В novell "Одиночество" собраны личные переживания Мопассана: страх, пессимизм и чувство одиночества.
К концу 1880-х годов в творчестве Мопассана начинают проявляться мистические мотивы. Он становится заинтересованным в глубинах человеческой психики, в том, что недоступно обычному восприятию, включая сверхъестественные и патологические явления («Орля», «Кто знает», «Волосы»).
Романы Мопассана, как и его новеллы, разнообразны по тематике и настроению, но все они подчиняются общей эстетической концепции, изложенной писателем в предисловии к роману «Пьер и Жан» и других работах. Он считает, что романы прошлого далеки от реальности, так как заменяют её вымышленной жизнью художника, в то время как традиции правдивого и натуралистического романа имеют глубокие корни во французской литературе.
Для Мопассана романы, основанные на захватывающей интриге, становятся устаревшими. Настоящая интрига рождается из конфликтов повседневной жизни, а композиция акцентирует главное. Сюжет раскрывает изменения в характерах персонажей под воздействием среды и обстоятельств.
Краткий анализ ключевых произведений
Первый роман Мопассана «Жизнь» (1883 г.) был быстро оценен и переиздан. Он получил высокую оценку от И. С. Тургенева и Л. Н. Толстого. Его название можно было бы точнее передать как «История одной жизни» — жизни Жанны де Во, судьба которой складывается неудачно, что говорит, скорее, о Мопассановом взгляде на эпоху, чем о его пессимизме.
Концепция «Жизни» сравнима с «Госпожой Бовари» Флобера: схожая женская судьба и жестокое разрушение иллюзий, не выдержавших реальное существование. Однако Жанна отличается от Эммы Бовари: её надежды на счастье и любовь вырастают из невинного цветения молодости. Пейзажи весенней ночи в начале романа создают импрессионистское впечатление, близкое к живописной школе импрессионизма.
События романа разворачиваются в начале XIX века, когда моральные устои старого дворянства ещё не истощены. Родители Жанны полны доброжелательности, а её наивность приводит к несчастьям. Её муж, Жюльен де Ламар, представляет собой представителя новой формации — холодного, расчетливого, циничного человека, олицетворяющего буржуазность, которая приобрела силу к концу XIX века.
Заключение романа помимо новой жизни внучки Жанны приносит отголосок лирического мотива начала: вновь весна, и жизнь обновляется, что говорит о главном выводе — жизнь постоянно возрождается.
Совершенно другая атмосфера царит в романе «Милый друг» (1885 г.), где Мопассан использует классическую тему: молодой человек приезжает из провинции в столицу в поисках успеха. Действие романа соответствует времени его написания, а главный герой Жорж Дюруа демонстрирует недостаток моральных принципов и глубины. Он успешно использует свою привлекательность для манипулирования другими, не будучи наделённым ни умом, ни характером.
«Милый друг» погружается в тему безжалостной продажности и стремления к успеху любой ценой.
Третий известный роман Мопассана — «Монт-Ориоль» (1887 г.) соединяет темы предыдущих произведений. Здесь рассматриваются хитрости и обман, необходимые для создания нового курорта, где основной интерес владельцев заключается в личной выгоде, а не в помощи больным.
Несправленная любовь и одиночество женщины предстают как темы «Монт-Ориоль», где Христиана Андерматт, не полюбившаяся, встречает свою истинную любовь, которая не приносит ей счастья.
Мопассан вводит новый тип героя — Поля Бретиньи, искреннего в своём чувстве, но не способного к состраданию. Его невнимание к чувствам Христианы ведёт к разрыву, когда её беременность угрожает поэзии любви.
В последние годы своего творчества Мопассан обращается к психологии человека, исследуя его внутренние мотивы и тёмные стороны. В романе «Пьер и Жан» (1888 г.) основное внимание уделяется психологии и зависти между братьями; это «клинический анализ» бессознательного.
С начала 1880-х годов появляется любовно-психологический роман из «светской жизни», отражающий тончайшие переживания людей с утонченными интересами. В романе «Сильна как смерть» (1889 г.) талантливый художник Бертен сталкивается с любовной коллизией между его многолетними чувствами к возлюбленной и неожиданной страстью к её дочери.
Последний роман Мопассана «Наше сердце» (1890 г.) является психологическим исследованием неразделённой любви.
Мопассан — талантливый мастер прозы, который продолжил традиции великих реалистов XIX века, обогащая свои произведения натуралистической эстетикой. Новеллы Мопассана были признаны выдающимися, его трудами восхищались как Толстой, так и Тургенев.