Автор статьи

Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik

Оноре де Бальзак: биография автора, первая слава и жанровая уникальность творчества

Примечание 1

Имя Оноре де Бальзака (1799 — 1850 гг.) неразрывно связано с его величайшим произведением «Человеческая комедия», в котором автор изображает «современную историю», называя себя «секретарем» общества.

Не только тематика, но и методы ее литературного воплощения составили значительный вклад в формирование новой художественной системы, благодаря чему Бальзака часто называют «отцом» реализма.

Биография Оноре де Бальзака

Бальзак родился в городе Туре в буржуазной семье, его воспитанием занимались монахи-ораторианцы в Вандомском колледже, затем он продолжил обучение в Сорбонне, где слушал лекции по праву и литературе. Фамилию своего отца Вальса он изменил на более звучную де Бальзак, желая таким образом подчеркнуть родство с древним дворянским родом. В 1820 году он создает свою первую работу — трагедию «Кромвель», в которой пытается подражать Расину. Однако увлечение классицистской традицией оказалось краткосрочным, и вскоре он погружается в написание остросюжетных псевдоисторических романов.

В начале 1820-х годов Бальзак выпускает серию романов

  • «Наследница Бирагского замка»,
  • «Клотильда Лузиньянская»,
  • «Арденнский викарий»,
  • «Последняя фея»,
  • «Анкета и преступник» и многих других.

Эти произведения, опубликованные под различными псевдонимами, не принесли автору ни славы, ни финансового успеха, которого он ожидал. Бальзак сам именовал их «коммерческими», впоследствии называя «литературным свинством», и ни одно из этих произведений не было включено в «Человеческую комедию». Пытаясь улучшить свое финансовое положение, Бальзак приступил к издательской деятельности, открыв собственную типографию, где печатал как свои произведения, так и работы других авторов, однако это тоже не прибавило ему богатства.

Период начала популярности и узнаваемости писателя

Первая слава пришла к Бальзаку с историческим романом «Шуаны, или Бретань в 1799 году» (1829 г.), написанным в традициях В. Скотта. Шуаны представляли собой участников монархического движения в Бретани после революции 1789 года, и один из наиболее значительных всплесков этого движения произошел в 1799 году. Обращаясь к событиям минувших лет, писатель стремится не только воссоздать историческую реальность, но и провести параллели с современностью, извлекая «уроки» из истории. В восстании шуанов против Первой французской Республики Бальзак видит аналогию с попытками Бурбонов при реставрации вернуть страну к состоянию, предшествовавшему революции.

Бретань представляется Бальзаку как символ минувших времен с идеалами Средневековья и отсталостью. Жилища бретонских крестьян напоминают берлоги, а их жизни полны невежественности, суеверий и фанатизма. Язык бретонцев непонятен французам, что приобретает в романе символический смысл: Франция, движущаяся вперед, говорит и мыслит иначе, чем Бретань, оставшаяся в плену прошлого. Шуаны, выступающие в поддержку старой монархии, не вызывают сочувствия у Бальзака, и их предводители изображены как авантюристы, воспринимаемые через призму корыстных интересов. Например, маркиз де Монторан кажется более заинтересованным в своих личных качествах, чем в идеалах шуанов. В то же время среди республиканцев писатель находит истинных патриотов — таких как старый якобинец Юло и офицер Жерар, которые сражаются за идеи просвещения и свободы. В «Шуанов» отражаются политические взгляды автора и его либеральные симпатии.

Несмотря на значимость романа, публичный резонанс оставляет желать лучшего. Более широкий интерес вызывает другая работа Бальзака, опубликованная в 1829 году, — «Физиология брака». В 1820-х годах «физиологиями» именовали нравоописательные очерки; слово использовалось в социологическом, а не биологическом смысле и относилось к «физиологии» общества как единого организма. Эти зарисовки отражают повседневную жизнь, городскую культуру, типажи горожан и различные социальные слои, включая «Ростовщик», «Нотариус», «Провинциал», «Министр» и др.

Книга «Физиология брака» рассматривает брак как важную социальную категорию.

Примечание 2

Несмотря на легкий и ироничный тон, Бальзак подчеркивает, что семейные устои представляют собой основу общества. Он считает вступление в брак первой серьезной обязанностью человека. Добробыт каждой семьи, по его мнению, непосредственно влияет на процветание общества в целом. Чтобы создать крепкую семью, необходимо соблюдать определенные нормы и правила, например, выбирать супруга из своего круга, основание брака на расчете, а не на любви, и требовать от детей абсолютного подчинения.

Реакция общества на «Физиологию брака» была яркой и динамичной, что заметно контрастировало с более сдержанным приемом, оказанным «Шуанам». Это событие заметно повлияло на дальнейшие выборы Бальзака в качестве объекта исследования — он продолжает изучать современную жизнь, общественные и частные нравы, судьбы и характеры своих современников. В 1830 году писатель выпускает «Сцены частной жизни» — небольшой сборник повестей и рассказов, которые иллюстрируют положения его предыдущего труда.

В «Сценах частной жизни» Бальзак сохраняет моральный и нравоучительный подход. Эти произведения отражают начальный этап формирования его творческого метода.

Философский роман и повесть

Следующий этап в освоении темы современного общества писатель делает через жанры философского романа и повести, название которых — «Философские этюды». Среди них:

  • «Шагреневая кожа» (1831 г.),
  • «Эликсир долголетия» (1830 г.),
  • «Красная гостиница» (1831 г.),
  • «Неведомый шедевр» (1831 г.),
  • «Проклятое дитя» (1831-1836 гг.),
  • «Луи Ламбер» (1833 г.),
  • «Поиски абсолюта» (1834 г.),
  • «Прощенный Мельмот» (1835 г.),
  • «Серафита» (1835 г.) и другие.

В этих работах Бальзак пытается сформулировать закономерности, которым подчинена современная жизнь. Он движется от общей идеи к частному, создавая образы и сюжет, который иллюстрирует изначальные концепции. В этих романах также присутствует элемент фантастики, который служит символическому выражению заданной идеи.

В «Шагреневой коже» волшебный артефакт, попавший в руки Рафаэля де Валантена, становится движущей силой сюжета: герой обретает возможность исполнять любые желания, но ценой этого становится сокращение жизни. В итоге Рафаэль сталкивается с выбором: короткая, насыщенная жизнь, полная бесстрашных желаний и наслаждений или же долгая, но тусклая и безрадостная жизнь. Бальзак подчеркивает, что безграничные желания всегда вступают в противоречие с ограниченными возможностями человека, и данный конфликт многократно исследуется в его «Философских этюдах».

Примечание 3

Бальзак считает, что именно свобода становится наибольшей угрозой для личности, особенно когда она чрезмерна.

После Июльской революции 1830 года он оценивает французское общество как находящееся в состоянии разгульного веселья, олицетворяемого банкером Тайфером, который позволяет своим гостям вести себя как угодно, демонстрируя полную свободу. Эта пиршественная вакханалия заканчивается общей усталостью и апатией, что является явно отрицательным итогом столь бурных удовольствий.

Политическим идеалом Бальзака после 1830 года становится единовластие — сильная рука. Воплощением этого он считает Империю Наполеона, в отличие от традиционной королевской власти, к которой тянут легитимисты.

Таким образом, символическая мысль, отраженная в волшебном артефакте — шагреневой коже, обретает множество смыслов. Согласие Рафаэля владеть талисманом, предложенным загадочным стариком-антикваром, выглядит как вариация на тему пакта с дьяволом. Сделав такой роковой выбор, герой оказывается под влиянием таинственной силы. Очень быстро он понимает, что для продления своей жизни ему нужно отказаться от всех желаний. Этот путь приводит к благоразумному, размеренному, скромному существованию, которым он мог бы следовать, но принципы старого антиквара остаются для Рафаэля чуждыми, и, не сумев совладать со своими стремлениями, он погибает в возрасте 26 лет.

В «Шагреневой коже» проявляются основные темы, характерные для многих произведений Бальзака, особенно его «Философских этюдов». Здесь звучит идея стремления человека реализовать свои возможности и таланты, овладеть силами природы и людьми, а также добиться долговечности или даже бессмертия.

Бальзак, выражая сопричастность к судьбе своих героев, одержимых этими стремлениями (как, например, в «Неведомом шедевре», «Прощенном Мельмоте», «Эликсире долголетия» и «Поисках абсолюта»), в то же время предостерегает от опасностей, возникающих из страстного увлечения идеями, которые могут стать манией. Это может привести к утрате чувствительности к моральной ответственности и созданию трагических конфликтов.

Примечание 4

В своих философских романах и повестях Бальзак выходит за рамки простого «физиологического» описания нравственности, поднимаясь выше уровня примитивного морализирования, характерного для его ранних произведений.

Возвращаясь к своей повести «Опасности беспутства» (1830 г.), он перерабатывает ее и преобразует в «Папашу Гобсека» (1835 г.), а затем просто в «Гобсека» (1842 г.).

Эта повесть претерпевает трансформацию от назидательного нравоописания к философскому анализу. В «Опасностях беспутства» центральной фигурой является Анастази де Ресто, неверная жена графа, чья греховная жизнь наносит вред не только ей, но и ее детям и семье. В «Гобсеке» возникает новый смысловой центр — фигурирует ростовщик, олицетворяющий властную силу общества.

Ростовщик считает себя «властителем жизни», поскольку внушает страх заёмщикам и ждет, когда они наконец будут вынуждены расплатиться за полученные удовольствия. Он воспринимает себя как воплощение строгой судьбы, что создает ироничный контраст с его подлыми действиями. Гобсек — не просто обыкновенный ростовщик, а «мыслящий» ростовщик, в котором сосуществуют скряга и философ.

Бальзак утверждает, что общество деградирует, чем больше власть золота, а ростовщик становится жертвой страсти к нему. Его жадность усиливает его пороки, и символичная смерть Гобсека в захламленной каморке свидетельствует о его саморазрушении. Судьба Гобсека закономерна и отражает характер общества, поэтому, несмотря на его уникальность, он становится типичным персонажем в рамках бальзаковского понимания.

В «Гобсеке» Бальзак применяет более аналитический подход, основывающий свои выводы на глубоком исследовании реальной жизни. Это метод также виден в его романе «Отец Горио» (1834 г.), который становится «ключевым» в замысле цикла произведений о современном обществе. В «Отце Горио» объединяются три сюжетные линии, каждая из которых обращается к своей проблеме.

Судьба Горио раскрывается в духе морализаторской традиции. Его беззаветная любовь к дочерям приводит к трагическим последствиям. В момент осознания своей вины он понимает ошибки своей безумной любви, которая разрушила и его, и судьбы дочерей.

Тематика произведений Бальзака

Одной из ключевых тем Бальзака является судьба молодого человека в обществе, воплощенная в Эжене де Растиньяке. Этот персонаж, ранее встречавшийся в «Шагреневой коже», продолжает свою историю в других произведениях автора, таких как «Утраченные иллюзии» и «Банкирский дом Нюсинжен». В «Отце Горио» Растиньяк начинает свой путь в Париже, живя скромно и полагаясь на помощь своей семьи из провинции. В аристократическом кругу его поддерживает виконтесса де Босеан, которая учит его жертвовать моралью ради успеха.

Сначала Растиньяк испытывает конфликт между честностью и практическими наставлениями, полученными от окружения. Однако, потрясенный судьбой Горио, он решает бросить вызов жестокому обществу. Его искренние слезы от сочувствия к старику символизируют его внутреннюю борьбу. В конце романа он все же принимает правила игры общества, что ведет к моральной капитуляции и аморальному успеху.

Примечание 5

Бальзак считает «Отца Горио» одним из своих самых печальных произведений, выявляя всю тьму парижского общества.

Молодой человек вскоре сталкивается с жестокими законами, применимыми на всех его уровнях. Вотрен, персонаж, с которым сталкивается Растиньяк, олицетворяет преступность, используя свои выдающиеся способности во вред обществу. Бальзак подчеркивает, что преступление возникает из стремления к самоутверждению, и противостояние ему — важная функция общества.

Конечной целью для Вотрена является не столько богатство, сколько власть, трактуемая как способность повелевать, оставаясь независимым от чужой воли. В его образе проявляется бунтарский дух, характерный для свободолюбивого романтического разбойника или пирата. Однако в конечном итоге Вотрен понимает бесперспективность своего бунта и принимает решение служить в полиции. Таким образом, гений преступления трансформируется в защитника общественного порядка. Этот поворот сюжета многозначен: он иллюстрирует как бесплодность борьбы с обществом, так и неизбежность победы социального над индивидуальным. В этом контексте переплетаются сферы преступного мира и мир стражей порядка в Париже.

Несмотря на свою исключительность, Вотрен является типичным персонажем, его судьба определяется закономерностями жизни современного общества, как их понимает Бальзак. Преступник, несомненно, может быть сопоставлен с Гобсеком, но они различаются: последний лишён авторской симпатии, тогда как личность, подобная Вотрену, признается Бальзаком с интересом благодаря своим способностям и духу независимости.

Роман “Утраченные иллюзии” из цикла «Человеческая комедия»

Одним из самых значительных произведений Бальзака является роман «Утраченные иллюзии» (1837—1843 гг.), который был опубликован с посвящением В. Гюго. Согласно замыслу автора, роман должен объяснять судьбы множества молодых писателей, которые многообещали, но закончили свои дни печально. Эта тема возникла, основываясь на реальных историях безизвестных писателей и поэтов 1830-х годов и на романтической литературной традиции изображения творчества в конфликте с обществом. Тем не менее, Бальзак продолжает эту тему, вступая в полемику с романтическим пониманием судьбы поэта.

В «Утраченных иллюзиях» представлены три типа литератора: поэт (Люсьен де Рюбампре), журналист (Этьен Лусто и Фино) и признанный, или, как говорит Бальзак, «великий» писатель (Даниэль д’Артез). В центре внимания находится поэт. Люсьен Шардон, изначально носящий свою «непоэтическую» фамилию, мечтает создать великое произведение и добиться славы, подобно Ламартину, Виньи и Гюго. Но вскоре его целью становится лишь успех, и поэзия утрачивает своё значение.

Изменения в Люсьене происходят, когда он знакомится с мадам де Баржегон, которая внушает ему преклонение перед успешными людьми и увлекает его в Париж, оставляя их перед лицом соблазнов. Он меняет свою фамилию на аристократическую — де Рюбампре, пытаясь проникнуть в высшее общество. В процессе он предает своих друзей из круга Даниэля д’Артеза и не стесняется оказывать услуги бессовестным журналистам. Его парижский опыт заканчивается в компании Вотрена, который, после побега, принимает личину аббата Карлоса Эррера. В романе «Блеск и нищета куртизанок» (1838—1847) Люсьен, предав своего покровителя, заканчивает жизнь самоубийством. Итог его попыток противостоять обществу — полный крах как в физическом, так и в моральном плане.

В судьбе Люсьена Бальзак видит отражение тенденций современности:

Общество, приглашающее своих детей на общий пир, призвано пробудить в юности честолюбие, что лишает её прелести и растлевает полезные побуждения.

В трагедии героя виновно не только общество, но и сам Люсьен. Несмотря на свои природные дары, от недостатка нравственной стойкости он не смог реализовать себя как поэт, и, следовательно, заслуживает свою участь.

Второй тип литератора в романе представлен журналистом. Бальзак хорошо знал журналистскую среду, так как активно сотрудничал с республиканской прессой в начале 1830-х годов и получил негативные впечатления от парижской журналистики. Он утверждает:

Франция не будет существовать, пока газета не будет объявлена вне закона,

выражая мнение о беспринципности профессиональных литературных журналистов. Персонажи, такие как Фино, Лусто и Натан, готовы писать о чем угодно за деньги; они способны на любую провокацию и шантаж.

Поэту и журналисту противопоставляется «великий» писатель Даниэль д’Артез, который не только одарен, но и высоконравственен. Его отличают глубокие знания, высокие убеждения, философия жизни и моральные принципы. Даниэль д’Артез — это гигант, подлинный гений, который становится магнитом для честных литераторов из разных сословий и слоев общества, не стремящихся к личной выгоде.

Критический подход Бальзака к поэту и иная негативная оценка журналиста сбалансированы образом положительного персонажа — Даниэля д’Артеза и его окружения. В понятии творческой личности акцентируется важность «равновесия» между талантом и нравственной сущностью человека. Одаренность трактуется широко: не только как литературный, но и как любой творческий талант.

На положительном полюсе, наряду с Даниэлем д’Артезом, находится Давид Сешар — изобретатель нового метода изготовления бумаги. Он не показывает таких амбиций, как поэт, но оказывается выше Люсьена по душевным качествам. В таких фигурах, как Даниэль и Давид, заключено будущее Франции, тогда как Люсьен остается лишь «гением» в кавычках, человеком, который «много обещал, но мало сделал». Его реальная судьба напоминает о его подлинной фамилии — Шардон («чертополох»).

На момент публикации «Утраченных иллюзий» бальзаковский замысел единого цикла произведений о современности окончательно оформляется, и автор выбирает название «Человеческая комедия». В 1842 году выходит предисловие к этому циклу, ставящее своей целью систематическое и всестороннее исследование современности. Бальзак считает, что в рамках одного романа невозможно полностью отобразить такую масштабную идею. Для этого нужен обширный цикл, который бы последовательно представлял различные аспекты жизни современного общества.

В предисловии Бальзак объясняет структуру цикла, обусловленную необходимостью кратко и четко отображать ключевые аспекты. Произведения «Человеческой комедии» делятся на «этюды», отражающие научный подход Бальзака и его стремление исследовать социальные законы. Эти «этюды» делятся на различные категории: «Этюды о правах», «Философские этюды» и «Аналитические этюды». К последним относятся «Физиология брака» и планируемые работы, такие как «Патология социальной жизни». В «Философских этюдах» исследуются «социальные движущие силы событий», в то время как «Этюды о нравах» фокусируются на разнообразии причин, определяющих судьбы людей, выделяя такие аспекты, как частная и парижская жизнь, политические и деревенские сцены.

Структура «Человеческой комедии», как и метод Бальзака, обладает аналитической основой, что позволяет воспринимать весь цикл произведений (их около ста) как единое целое, переплетенное через разнообразные «сцены» и «этюды». Персонажи, такие как Растиньяк, Вотрен, Люсьен де Рюбампре, Тайфер, Бьяпшон и виконтесса де Босеан, вновь появляются на различных этапах своей судьбы и личной эволюции, что помогает создать динамичную картину реальной жизни.

Примечание 6

Бальзаковское восприятие действительности отличается своей глубиной и многогранностью. Его критическая оценка человеческих пороков и социальной несправедливости — это лишь одна сторона его аналитического подхода к современности. Творчество Бальзака не сводится к простой критике; он также показывает лучшие качества человеческой натуры — великодушие, честность, бескорыстие, творческие способности, целеустремленность и высокие идеалы.

Об этом он указывает в предисловии к «Человеческой комедии»:

В картине, которую я создаю, больше добродетельных лиц, чем порицаемых.

Бальзак верит в возможность человеческого совершенствования, которое проявляется, если не в каждом, то в общем ходе человеческой эволюции. Однако в бесконечное совершенствование общества он не верит. Поэтому в центре его внимания оказывается человек не как завершенное создание, а как существо в процессе постоянного становления и роста. В текущей реальности писатель находит ростки будущих положительных качеств, ярко проявляющихся в таких персонажах, как Даниэль д’Артез, Давид Сешар, Мишель Кретьен, Низроп, маркиз д’Эспар, Попино и многие другие.

В романах «Луи Ламбер», «Серафита», «Урсула Мируэ» Бальзак исследует перспективы человеческого совершенствования. Он ориентируется на мистические доктрины французского философа Л. К. Сен-Мартена и шведского теософа Э. Сведенборга, которые вдохновили его на создание «Мистической книги» (1835 г.), включающей романы «Серафита» и «Луи Ламбер». В этой работе он описывает жизнь Сведенборга и его идеи, особенно концепцию совершенного человека, стремясь найти гармонию в существовании человека, несмотря на его пороки. Позитивные размышления Бальзака направлены в будущее.

На создание «Человеческой комедии» писатель потратил два десятилетия творчества: первый роман «Шуаны» вышел в 1829 году, а последний — «Изнанка современной истории» — опубликован в 1848 году. Параллельно с «Человеческой комедией» Бальзак задумывал серию «Сто озорных рассказов», стилизованных под новеллы эпохи Возрождения. Осознавая необычность этого замысла, он испытывал сомнения и опасения, говоря:

Мне нужно знать народную литературу столь хорошо, чтобы не подвергнуть сомнению свои силы.

По количеству Бальзак реализует свой замысел лишь частично: в 1832—1837 годах он пишет чуть более 30 новелл под общим названием «Озорные рассказы». Тем не менее, стилизация ему удалась, и его новеллы написаны архаизованным языком, в духе XV—XVI веков, достоверно отражая атмосферу, психологию людей и оптимистичное мировоззрение этой эпохи. Создавая свои произведения, Бальзак ориентировался на «Декамерон» Боккаччо, «Сто новых новелл» и «Гептамерон» Маргариты Наваррской. Он считал себя учеником Рабле и хотел увековечить его память.

«Озорные рассказы» Бальзак считал залогом своей славы, в то время как «Человеческая комедия» оставалась его главным произведением, отражающим серьезный подход к современному обществу через наблюдения и типизацию персонажей. Персонажи Бальзака имеют реальные прототипы, однако они представлены не как точные портреты, а как типы, воплощающие явления той эпохи. Вместе с тем каждый персонаж обладает своей индивидуальностью.

В целом творчество Бальзака представляет собой блестящую реализацию многообразных возможностей реализма как художественного метода.

Навигация по статьям