Автор статьи

Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik

Ударение в мировой культуре речи

Фонетическое понятие и определение Ударения

Ударение, иначе называемое акцентом (от латинского accentus – "ударение"), представляет собой выделение определенных элементов речевой цепи с помощью фонетических средств. Рассмотрим несколько определений:

  • "Ударение (акцент) – это выделение в речи определенной единицы среди последовательности однородных единиц с помощью фонетических средств";
  • "Ударением (или акцентом) называется выделение звука, слога или слова путем увеличения мускульной активности и напора воздушной струи или изменения высоты тона";
  • "Ударением (в международной терминологии – акцентом) именуют звуковое выделение, подчеркивающее определенные фрагменты, обычно слогов, в составе слова или словосочетания".

Дисциплина языкознания, исследующая ударение и его типы, называется акцентологией (от латинского accentus и греческого logos). В зависимости от того, внутри какой единицы выделяется часть, различают словесное и фразовое (синтаксическое, синтагматическое) ударение. Помимо этих двух типов иногда выделяют и слоговое ударение. Тем не менее, в современной лингвистике термин "ударение" часто употребляется в узком смысле – для обозначения именно словесного ударения.

Слоговое ударение подразумевает акцент на звуке внутри слога, при этом обычно ударным считается гласный звук. Когда же в слоге отсутствует гласный, ударным может стать наиболее звучный согласный, выполняющий роль слогообразующего, как, например, в чешском слове "vlk" (волк). Ударный звук при слоговом ударении может располагаться на различных звуках данного слога, в том числе на разных элементах одного дифтонга (например, в литовском языке: km-na (цена) и snai-ge (снежинка)). Ударение выделяется разнообразными фонетическими средствами, такими как интенсификация, продолжительность звучания и изменение высоты тона.

Для маркировки слогового ударения в письменной форме используются особые знаки, которые варьируются в зависимости от интонации. Словесное ударение имеет место, когда акцентируется слог в фонетическом слове. Если в фонетическом слове присутствуют клитики (проклитики или энклитики), ударение зачастую сохраняется на одном из слогов основного слова, однако может перейти на клитики, например, в русском языке (за́ город, а́з лесу).

Словесное ударение реализуется с помощью тех же фонетических средств, что и слоговое. Фразовое ударение относится к выделению слова или словосочетания в рамках фразы. Под ударение в фразе может попадать разное слово, в русском языке, к примеру, это слово чаще располагается в конце предложения. Фразовое ударение выражается усилением словесного ударения и интонационно через повышение или понижение тона. Оно является "более сильным ударением синтагмы" и "наиболее интенсивным в высказывании".

Примечание 1

Важно не путать фразовое ударение с логическим; термин "фразовое ударение" иногда применяется для обозначения логического ударения и наоборот. Логическое ударение подразумевает выделение в высказывании наиболее значимой части (слова или словосочетания) с точки зрения смысла.

Словесное ударение

Главным объектом исследования в фонетике является ударение в узком понимании, то есть словесное ударение. Этот термин в дальнейшем будет использоваться преимущественно для обозначения словесного ударения. Словесное ударение характерно для большинства языков мира, но его нет, например, в калмыцком и эвенкийском языках, а также в некоторый палеоазиатских языках, таких как чукотский и нивхский.

Словесное ударение можно различать по фонетическим средствам, которые применяются для его реализации, среди которых выделяют

  • силовое,
  • количественное,
  • музыкальное ударение.

Силовое ударение отличается интенсивностью произношения ударного слога, достигаемой путем увеличения мускульного напряжения и силы выдоха. Это типично для языков, таких как чешский, французский и португальский. Количественное ударение характеризуется большей длительностью звука в ударном слоге по сравнению с безударными слогами; этот тип встречается редко, к примеру, в индонезийских языках. Музыкальное ударение определяется отличием высоты тона ударного слога от остальных; оно свойственно таким языкам, как китайский, корейский и японский.

Чистые формы данных типов ударения встречаются редко; как правило, в языках они смешиваются, что приводит к комбинированным видам ударения.

Примечание 2

В русском языке выделение слогов осуществляется как интенсивностью, так и длительностью. В некоторых языках, таких как шведский и норвежский, преобладает музыкальное ударение с заметным увеличением интенсивности. Литовское ударение сочетает в себе как музыкальные, так и количественные, и силовые признаки.

Свободное и связанное ударения

В ряде языков ударный слог может находиться на любом месте внутри слова, тогда как в других языках наличие ударного слога фиксировано и встречается в одном и том же положении для всех слов. Ударение, которое свободно перемещается и не закрепляется за определенной позицией в слове, называется свободным и характерно для русского, английского, немецкого и многих других языков. Связанное ударение, напротив, всегда падает на один и тот же слог, как, например, в чешском, финском, венгерском и французском языках, где ударение четко фиксировано в начале, в конце или на предпоследнем слоге.

  • Свободным ударением называется такое, которое не привязано к конкретному слогу в слове относительно его начала или конца — оно может падать на разные слоги, такие как первый, второй, третий и так далее. Его также называют разноместным или нефиксированным. Этот тип ударения характерен для языков, таких как русский, белорусский, украинский, болгарский, литовский, английский, немецкий, датский, норвежский, шведский, итальянский, испанский и многих других.
  • Связанным ударением считается то, которое всегда падает на один и тот же слог — первый, последний, предпоследний и прочие. Этот тип ударения также имеет названия: одноместное, несвободное, постоянное, устойчивое, фиксированное. Например, такой тип ударения встречается в чешском, словацком, латышском, эстонском, финском и венгерском языках (где ударение всегда на первом слоге), а также во французском, армянском, турецком и в большинстве тюркских языков (на последнем слоге) и в польском (на предпоследнем).

Полусвязанное или ограниченное ударение как дополнительный тип

Кроме свободного и связанного ударения, существует еще полусвязанное ударение, иногда называемое ограниченным. Оно занимает промежуточное положение, не имея постоянного слога (в отличие от связанного) и в тоже время не падая на любой слог (как свободное), а находясь в "определенной зоне локализации". Например, в латинском языке ударение может падать на предпоследний слог (если этот слог длинный) или на третий от конца (в остальных случаях). Такое явление наблюдается также в древнегреческом и классическом арабском языках.

Ограниченность ударения может проявляться и в отношении сложных слов, в которых ударение может быть на начальном или конечном компоненте. В русском языке оно обычно падает на последний компонент сложного слова, например: льноволокно́, хлебозаво́д, железнодоро́жник и так далее. Исключения редки и касаются лишь некоторых числительных: се́мьдесят, во́семьдесят (в отличие от: пятьдеся́т или шестьдеся́т), две́сти, три́ста, четы́реста и их формы в косвенных падежах. В таких языках, как немецкий и литовский, ударение в сложных словах чаще всего находится на первом компоненте.

Функции ударений по типам

При изменении грамматической формы слова ударение может перемещаться с одного слога на другой или сохраняться на том же слоге. Исходя из этого можно выделить

  • подвижное и
  • неподвижное ударение.

Подвижным ударением называется такое, которое при изменении грамматических форм меняет свое место в слове, переходя с одного слога на другой. Это распространено в языках со свободным ударением, таких как русский, немецкий и литовский. Например, в русском языке можно видеть такие примеры, как рука́ – ру́ку, го́род – города́ и другие. Подвижным бывает также и связанное ударение, которое перемещается при изменении слогового состава слова. В польском языке, где ударение фиксировано на предпоследнем слоге, оно меняется при добавлении грамматических суффиксов.

Неподвижным ударением называют такое, которое сохраняет постоянное место в слове во всех его грамматических формах. Множество русских слов, таких как "знать" с формами "зна́ю", "зна́ешь" и многие другие, имеют неподвижное ударение. Оно также характерно для большинства собственных имен.

В языках с словесным ударением, как правило, в каждом знаменательном слове выделяется лишь один ударный слог. Однако в некоторых языках, таких как русский, немецкий, английский и эстонский, многосложные слова могут иметь два или более ударений. Одно из них является основным, а остальные дополнительными, которые могут быть не обязательными.

Дополнительное ударение может располагаться рядом с основным. Например, в эстонском основное ударение всегда на первом слоге, а дополнительное — на третьем. В немецком оно обычно падает на приставку или корневую морфему первого компонента, а дополнительные - на последующие слоги. В русском языке дополнительное ударение предшествует основному.

Разные типы словесного ударения выполняют определенные функции.

  • Основная функция ударения заключается в организации слова в единый фонетический комплекс и помогает отграничивать одно слово от другого в речевом потоке. Также оно способствует выражению различий в лексических и грамматических значениях.
  • Словоформирующая функция ударения состоит в организации слова и объединения всех слогов в одно фонетическое целое.
  • Словоразграничивающая функция помогает разделять слова в потоке речи; ударный слог определяет границу слова. Эта функция свойственна только связанному ударению. Неподвижное ударение в некоторых языках, как в чешском и латышском, находится на первом слоге, а во французском и армянском — на последнем.
  • Суть различительной функции ударения заключается в том, что, как указывает Б. Н. Головин, оно "участвует в выражении и различении лексических и грамматических значений". Это означает, что ударение может выступать как средство для различения слов и их грамматических форм; в некоторых случаях оно помогает различать различные значения одного многозначного слова и его лексико-семантические варианты. Указанная различительная функция доступна исключительно разноместному ударению. В рамках этой функции можно выделить две отдельные подфункции: словоразличительную (или словоопознавательную) и форморазличительную (или формоопознавательную). Словоразличительная функция акцентирует внимание на способности ударения различать отдельные слова (например, в русском "за́мок" и "замо́к", "каза́чки" и "казачка́", "по́дать" и "пода́ть"). Основное ударение также может использоваться для различения сложных слов и их мотивирующих однокоренных форм (например, "вечнозеле́ный" и "ве́чно зеле́ный", "ма́лознако́мый" и "ма́ло знако́мый"). Другим примером являются числительные, такие как "В Якутии – до пяти́десяти́ градусов мороза" и "В Нижегородской области – до пяти́ – десяти́ градусов".

Как уже упоминалось, разноместное ударение не только различает слова, но и помогает выделить различные значения одного многозначного слова (например, "го́лову" как часть тела и "голову́" как руководителя, "подви́жный" и "подвижно́й"). Некоторые лингвисты вообще говорят об особой смыслоразличительной или семантической функции ударения, хотя эти термины иногда употребляются более широко, для обозначения различительной функции в целом.

Форморазличительной называется функция, позволяющая различать грамматические формы одного и того же слова (например, "насы́пать" и "насыпа́ть", "отре́зать" и "отреза́ть", "передвига́ть" и "передви́гать").

Навигация по статьям