Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik
Творческая биография Уолта Уитмена. Сборник стихов "Листья травы"
- 18 февраля 2025
- 9 минут
- 12
Творческая биография
Уолт Уитмен (1819—189 гг.2) в юности пробовал себя в множестве профессий, но наиболее значимой стала журналистика. Он работал репортером, обозревателем и редактором различных газет в Бруклине и Пью-Иорке почти 15 лет. В этот период Уитмен последовательно отстаивал интересы простых людей и придерживался твердой аболиционистской позиции. Полноценно заняться поэзией он начал только в 1850-е годы, хотя до этого времени писал подражательные стихи и нравоучительные рассказы. Некоторое время он зарабатывал на жизнь плотницким трудом, и когда в 1855 году ему удалось издать свой первый сборник стихов, автор на обложке был представлен как «простой американский мастеровой».
Это был период поиска жизни и самоопределения, который сформировал как личность, так и поэтический талант Уитмена. Он не имел систематического образования, но много читал и изучал как европейскую, так и американскую литературу. Значительное влияние на него оказали идеи Р. У. Эмерсона, лидера трансценденталистов. Уитмен, хотя и не разделял все его взгляды, позаимствовал у него идею поэта как медиума, который передает мысли человечества и суть вселенной.
В июле 1855 года Уитмен выпустил на свои средства небольшую книжку «Листья травы», куда вошло 12 стихотворений. Этот сборник не привлек большого внимания, лишь трансценденталисты заметили в нем близкие им идеи. Тем не менее, Уитмен поверил в свой творческий дар и решил посвятить себя поэзии. Меньше чем через год он переиздал свое сочинение, дополнив его новыми стихами, сохранив при этом название. В дальнейшем он выпустил еще восемь переизданий, в которые постоянно добавлял новые произведения, перерабатывая старые. Сборник приобретал все более значимые темы, связанные с демократией, братством и равенством.
Гражданская война 1861—1865 годов вновь вовлекла Уитмена в общественную жизнь. С 1862 года до конца конфликта он работал санитаром в армии северян, стал свидетелем боев и выразил свои впечатления в сборнике стихов «Барабанный бой» (1865 г.). Самая известная его работа того времени — поэма, посвященная памяти президента Линкольна, «Когда во дворе перед домом цвела этой весною сирень» (1865 г.). Для поэта убийство Линкольна олицетворяло попытку уничтожить демократию и саму суть жизни.
После войны Уитмен стал критически относиться к тому, как в американской реальности претворялись демократические идеи, хотя вера в них оставалась неизменной, о чем свидетельствует его публицистическая книга «Демократические дали» (1871 г.). Тем не менее, его поэтическое творчество стало менее интенсивным, и лишь немногие стихи достигали уровня ранних работ.
В 1891 году он подготовил последнее, десятое издание «Листьев травы», объявив его духовным завещанием — «обращением к миру».
Краткий анализ произведений
Произведения Уитмена представляют вселенную, не знающую границ, где центром является личность, осознающая свою уникальность. Лирический герой одной из крупных поэм «Песни о себе», опубликованной в первом издании «Листьев травы», называет себя «Уолт Уитмен, Космос, сын Манхэттена». Эта поэма может считаться автобиографической, хотя представляет собой автобиографию поэтической «сверхдуши». В ней нет сюжета — что было необычно для поэзии XIX века, но есть глубокое внутреннее единство, которое проявляется в стремлении автора проиллюстрировать процесс духовного становления героя, поэта, который учится излагать свои эмоции и воспринимать жизнь.
В первых разделах поэмы перечислены ключевые темы, которые затем развиваются. Поэт становится личностью с тысячами лиц, но при этом утверждает:
Все эти люди — я, и их чувства мои.
Постепенно размываются границы между этой личностью и внешним миром. Поэт не только созерцает окружающее, но ощущает материальный мир как часть своей духовной сущности, а себя — частью Космоса. Даже смерть утрачивает необратимость и становится частью вечного жизненного процесса.
Поэтическое "Я" Уолта Уитмена, способное к бесконечным трансформациям, отражает идею романтизма о связи человека и природы, но делает это нетрадиционным образом. Это "Я" ассоциировано с «другими», причем Уитмен глубоко конкретен в восприятии этих «других». С четвертого издания (1867) поэт открывал «Листья травы» стихотворением, в котором формулировал свое кредо.
Концепции о «Новых Временах» и «Демократии» были для Уитмена не абстракциями, а реальными переживаниями, которые он проецировал на американскую действительность. Для Уитмена рассказ о себе и о человечестве вообще равен рассказу о том, что происходит в его стране, где именно демократия дает возможность объединять личность и массы.
Однако его рассказ не сводится к отчету о действиях государства; это воссоздание ощущения мира американца — человека новейшего времени. Его герой отражает тревоги и надежды простых людей, составляющих американские массы. Уитмен растворяется в них, ощущая себя частью Космоса, перевоплощаясь в природные явления, но при этом он продолжает сохранять и обогащать свою индивидуальность. Так, в его творчестве проявляется парадокс, характерный для американского национального сознания: индивидуум становится частью массы, не теряя при этом целостности своей личности. Универсализм восприятия жизни открывает двери к различным, традиционно считавшимся «непоэтическими» аспектам повседневной жизни.
Поэзия Уитмена отличается пафосом, но никогда не бывает абстрактной. В «На бруклинском перевозе» он продолжает исследовать идею поиска и обретения себя, любовь поэта к повседневной реальности пронизывает каждую строку. Уитмен не игнорирует трагедии и трудности жизни, однако рассматривает их через призму космического единства и любви, что придаёт его поэзии оптимистичный оттенок. Этот оптимизм находит свое выражение в таких произведениях, как «Песня радостей» и «Песня о топоре», где Уитмен стремится создать многогранную систему образов для объемного изображения реальности.
В «Песне о топоре» поэт вписывает историческую нить человечества в контекст созидательного труда, где он противопоставляет тиранию прошлого, в основном Европы, прекрасному и свободному будущему, провозвестником которого считает Америку — символом триумфа «Демократии». Уитмен с жаром воспевает достижения материальной цивилизации, которые, по его мнению, сделают человеческую жизнь ещё более прекрасной: «Твой мы построим храм, о пресвятая индустрия...». Он становится одним из первых в мировой литературе, кто раскрывает поэзию жизни большого города.
Таким образом, не только особенности мировосприятия и тематика, но и система художественных приемов отличают творчество Уитмена от поэтического канона XIX века. Цель его поэзии — не утонченность, а масштабность, поэтому он отменяет разделение между «поэтическим» и «непоэтическим». Уитмен разговаривает с читателями не через символы, а через выявление глубинного смысла реальных явлений.
Роль литературы по Уитмену
Уитмен не отрицает воспитательную роль литературы, но видит её в масштабном обращении поэта как пророка к массам, что делает многие его стихи похожими на речи ораторов. Его стилизация использует параллелизмы, повторы и риторические вопросы, а также играет важную роль ритм, так как Уитмен отказывается от традиционной рифмы и размеров поэзии. Именно он ввёл в поэзию свободный стих, заложив основы современной поэтики и проложив путь для развития американской и мировой поэзии XX века.
При жизни Уитмен стал известен за пределами США; его поэзия привлекла внимание в Англии, Германии и России, однако на родине слава пришла лишь после его смерти. Понимание его творчества пришло позже, когда потомки осознали его уникальность и то, как он переосмыслял достижения романтизма, открывая новые горизонты для поэзии. Как сторонник демократических идей своего времени, Уолт Уитмен стал подлинно национальным американским поэтом.