Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik
В.В. Маяковский. Творческая биография (1893-1930 гг.)
- 14 февраля 2025
- 7 минут
- 29
Являясь поэтом, драматургом, публицистом и новатором стиха, Владимир Маяковский занимает роль одного из самых выдающихся отечественных поэтов XX века. Его творческий путь можно рассматривать как отражение исторических событий России в 1910-1920-х годах. Маяковский никогда не вписывался в традиционные рамки искусства. Он был певцом и критиком городского быта, машинной цивилизации, революционером как в поэзии, так и в живописи, стремясь стереть условные границы между бытом и искусством, видя само бытие как материал для своего творчества. Его главная цель заключалась в преобразовании бытия и человека, создании нового мира, свободного от зла, конфликтов, нелюбви и смерти. Это стремление изначально ввело его в ряды радикальных новаторов искусства — кубофутуристов, которые стремились создать "социалистическое искусство", всегда понимая под этим левую, революционную эстетику. Позже это подтолкнуло его к трагической и утопической попытке соединить поэтическую и политическую деятельность, придавая эстетике политическую значимость.
Творческая биография и художественное отражение В.В. Маяковского
19 (7) июля 1893 года, село Багдади Кутаисской губернии, Грузия - дата и место рождения Владимира Владимировича Маяковского - семья лесника. Его отцовские предки были дворянами из казаков Запорожской Сечи; мать - Александра Алексеевна, в девичестве Павленко, имела кубанские корни. В 1906 году умер отец семейства и Маяковский вместе с матерью и старшими сестрами Людмилой и Ольгой переехал в Москву. Здесь он смог завершить только 5 классов гимназии. В 1908 году его исключили за неуплату и Владимир ушел к революционным активистам, выступал на митингах и распространял листовки. В 14 лет он принял участие в РСДРП(б). Первые свои стихи, как он сам признается, он написал в Бутырской тюрьме, сидя в одиночной камере, где провел 11 месяцев в 1909 году. Обучение в Училище живописи, скульптуры и зодчества также не состоялось — Маяковский был исключен в 1914 году за скандальные выходки вместе с Давидом Бурлюком. В декабре 1912 года он подписал знаменитый Манифест, открывающий сборник "Пощечина общественному вкусу", в котором были опубликованы его первые стихи "Ночь" и "Утро".
Багровый и белый отброшен и скомкан,
в зеленый бросали горстями дукаты,
а черным ладоням сбежавшихся окон
раздали горящие желтые карты.
("Ночь")
Художник в Маяковском виден сразу: картина наступающей ночи создается смелыми словесными мазками, и хотя каждый из них может показаться бессмысленным, их сочетание позволяет ярко представить вечерний город с потухшим небом и зажигающимися фонарями.
Затем его произведения появились в футуристических сборниках:
- "Садок Судей II",
- "Требник троих",
- "Дохлая луна",
- "Рыкающий Парнас",
- "Весеннее контрагентство муз" и других.
Вскоре вышел первый сборник стихов "Я" (1913 г.), в тот же период в петербургском "Лунапарке" была поставлена пьеса - трагедия в двух действиях с прологом и эпилогом под названием "Владимир Маяковский" (второе название — "Бунт вещей"). Постановщиком и исполнителем главной роли был сам поэт, декорации создали художники-авангардисты П.П. Филонов и И.С. Школьник.
В его "Трагедии" изображены поэт-футурист и пающие обыватели, "бедные крысы", испуганные бурным темпом жизни — "восстанием вещей", с одной стороны, и новый, более серьезный социальный бунт — изменение всего, что окружает нас, с другой. Испуганные люди шлют поэту свои слезы, прося о помощи, а он собирает их и укладывает в мешок,
— так описывал сюжет пьесы поэт-футурист А.Е. Крученых.
Эта трагедия вызвала большой скандал, и критики развернули бурные споры вокруг футуристической постановки. В конце 1913 года футуристы завершили свое турне по городам России. Маяковский был блестящим оратором, часто выступая с публичными лекциями и чтениями стихов, в особенности любил диспуты и успешно парировал острые реплики из зала.
В своих малых лирических формах и поэмах Маяковский незыблемо выступал лириком: лирический герой был центральной фигурой в большинстве его произведений, как композиционно, так и образно. Юрий Тынянов подметил: "стихия его слова враждебна сюжетному эпосу", а самобытность его большой формы заключается в том, что это не "эпос", а "большая ода". Весь мир, от ближайших предметов до в целом мироздания, попадает под влияние лирического "Я" поэта, и не герой "вбирает" его в себя, а окружающий мир "пропитывается" энергией поэта и становится ее носителем. Художественный прообраз мира по Маяковскому антропоцентрична и выступает проекцией его внутреннего мира, что точно подчеркнул Б. Л. Пастернак, говоря о трагедии "Владимир Маяковский":
...Искусство называлось трагедией. Так и следует ему называться. <...> Заглавие скрывало гениально простое открытие, что поэт — не автор, а предмет лирики, обращающийся к миру. Заглавие стало не именем сочинителя, а фамилией содержания.
Не менее показательна "автобиографичность" стихотворений Маяковского, насыщенных "чистыми" фактами из его жизни — как адреса и телефона ("Я живу на Большой Пресне, / 36, 24") так и имена родных и близких ("Скажите сестрам, Люде и Оле, - / ему уже некуда деться").
Главной темой стихов дореволюционного периода Маяковского выступал сам автор и его сложные отношения с "городом и миром" ("Кофта фата"; "Послушайте!"; "А все-таки"). Раскрывая традиции урбанистической поэзии, исходящие от русских символистов (В.Я. Брюсова, А.А. Блока, А. Белого), Маяковский индивидуально запечатлевает город. Его городские пейзажи не мистичны, а экспрессивны, акцентируя мощь и звуки города ("Вывескам", "Адище города"). Ключевой конфликт в его лирике романтический: поэт против толпы ("Нате!"; "Вам!"), ранимая душа против "грубой" действительности ("Послушайте!", "Скрипка и немножко нервно"). Такая лирика неоромантиков, но, в противоположность предшественникам, не называет свой мир "мистическими грезами" или "вечными сущностями", а утверждает мир будущего.