Автор статьи

Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik

Виктор Гюго. Биография и творчество 1802 - 1885 гг.

Виктор Гюго (1802—1885 гг.) — выдающийся французский писатель XIX века, чье творчество стало яркой вехой в истории литературы. Он успешно работал в прозе, поэзии, драматургии и публицистике. Гюго прожил долгую жизнь, став свидетелем множества значительных политических событий, на которые реагировал как творец и общественный деятель. Его предисловия к произведениям и статьи о литературе способствовали формированию эстетики романтизма.

Примечание 1

Творческий подъем Гюго пришелся на 20-30-е годы XIX века, когда он создал свои первые романы, ряд поэтических сборников и знаменитые драмы.

Лирика Гюго

Первые произведения поэта написаны в классическом стиле, но вскоре он переходит к лирической поэзии. В 1826 году публикуется сборник «Оды и баллады», предисловие к которому стало первым манифестом романтизма Гюго. Баллада представляет собой новый жанр, противопоставленный классицизму, в котором писатель обнаруживает народные легенды и традиции, а также черты психологии людей прошлых эпох — все то, что романтики называли местным колоритом. В его поэзии начинают преобладать яркие образы и фольклорные темы, отражающие красоту окружающего мира.

Сборник «Восточные мотивы» (1828 г.) уже носит четкий романтический характер. Восток привлекал романтиков своей необычностью, отличающейся от европейских реалий. Стихотворения этого сборника характеризуются гибкой ритмикой и разнообразной рифмой, что создает живописные образы восточного мира. Как и другие романтики, Гюго искал понимание своей национальной истории через изучение истории других народов.

В начале Июльской монархии в обществе возникли чувства неуверенности и разочарования, что отразилось на следующих сборниках Гюго: «Песни сумерек» (1835 г.), «Внутренние голоса» (1837 г.), «Лучи и тени» (1840 г.). В этих произведениях звучат социальные темы — сочувствие к неудачникам и отверженным. Лиризм и тонкость писателя проявляются через глубокое осознание природы и человека. Гюго выступает как реформатор французского стиха, достигая гибкости и разнообразия поэтического языка, более свободного от строгих форм, присущих классицизму.

В 1820-е годы Гюго дебютирует в романе, начиная с исторического произведения «Ган Исландец» (1823 г.), события которого разворачиваются в XVII веке в Норвегии.

В статье 1823 года, посвященной Вальтеру Скотту, Гюго формулирует принципы исторического романа. Эта статья становится манифестом романтизма в исторической прозе. Гюго ценит Скотта за умение исследовать эти страны, эпохи и человеческие страсти, законы природы и ход истории. Скотт создал остросюжетный роман, где яркие, живые сцены выходят на первый план, а персонажи выражают себя через свои слова и поступки.

В 1826 году выходит «Бюг Жаргаль», действие которого происходит в конце XVIII века на Сан-Доминго, где происходит восстание черных рабов против белых плантаторов. В это время вопрос рабства стал актуальным, и Гюго поддерживает требования о запрещении работорговли.

Тематика романа связана с размышлениями о насильственном и жестоком характере революций. Гюго изображает человеческие страдания и желание свободы, рассматривая исторические события через понятия «любовь» и «ненависть», «добро» и «зло».

«Собор Парижской Богоматери» стал выдающимся примером романтического исторического романа. Написанный в 1831 году, он отражает движение человечества от животного к нравственному началу. XV век, изображенный в романе, является переломным моментом в истории, а собор — символом своей эпохи, воплощающим творчество человечества.

Гюго не акцентирует внимание на крупных исторических событиях, его персонажи, такие как король Людовик XI, существуют на фоне вымышленных. Писатель находит истину даже в самых незаметных людях, фиксируя противоречия своей эпохи и её развитие.

Кризис религиозного сознания затрагивает образ архидьякона Клода Фролло, символизирующего трагедию веры и разрушение старой идеологии. Он олицетворяет внутренний конфликт, отрекается от прежней жизни, но не находит истины.

Звонарь Квазимодо, представляющий безобразие, оказывается в сложной ситуации. Его любовь к Эсмеральде, символу гармонии и радости, меняет его восприятие мира. Эсмеральда, свободная от предрассудков, становится ярким контрастом к Фролло.

XV век показан как сложная эпоха, и множество событий в романе кажутся случайными, но их закономерность проявляется лишь при осмыслении всего времени. Роман написан в динамичной манере, включает исторические комментарии и философские размышления, раскрывая те же чувства и надежды, что и у современного человека.

В 1832 году Гюго выпускает второе издание повести «Последний день приговоренного к смерти», где размышляет о судьбах людей разных социальных слоев как в жизни, так и в смерти. В повести рассматривается страх и ужас, сопровождающий ожидание казни, отражая интерес писателя к общественным проблемам того времени.

Теория романтической драмы Гюго

К концу 1820-х Гюго начинает заниматься драматургией, становясь основателем теории романтической драмы и создавая ее наиболее значимые образцы, что стало важным этапом в её развитии.

В 1813 году был опубликован перевод «Курса драматической литературы» А. Шлегеля, в котором отвергаются классические нормы и утверждается новый формат драмы. В предисловии Гизо к сочинениям Шекспира (1821 г.) английский драматург рассматривается как предшественник современной литературы. В его трагедиях переплетаются комическое и трагическое, возвышенное и непристойное, красивое и уродливое. Шекспир не придерживается условностей единства места и времени, однако ему свойственно достигать единство поэтического впечатления. Стендаль в своей работе «Расин и Шекспир» (1825 г.) сравнивает французскую и английскую эстетики, утверждая важность национально-исторических сюжетов и подчеркивая использование прозаического языка в драматургии. Он ожидает от новых авторов истинного внутреннего драматизма действий и переживаний.

Гюго реформировал театральную пьесу, создавая ее в соответствии с новыми романтическими традициями. Существенное влияние на становление его драмы оказала мелодрама, как заимствованная (например, переработки пьес Шиллера «Разбойники» и «Коварство и любовь»), так и оригинальная французская (работы Гильбера де Пикшерекура). В противостоянии с классицизмом было предложено заменить анализ и размышление действием, и мелодрама продемонстрировала образец сценического динамизма. Романтическая драма вобрала в себя многие структурные элементы мелодрамы, такие как занимательный сюжет, контрастные сопоставления, повышенные эмоциональные состояния героев и четко выраженная мораль.

Первая пьеса Гюго «Кромвель» (1827 г.) хотя и считается неудачной, но предисловие к ней стало манифестом драматургического романтизма. В нем проявляется идея исторического развития: человеческий род, как и отдельный человек, проходит стадии роста и старения. Гюго разделяет цивилизацию на три эпохи: первобытную, античную и новую, христианскую. Каждой из этих эпох соответствует свой тип литературы, зависящий от стадии развития общества.

Примечание 2

Первобытная эпоха — это юность человечества, где человек окружён удивительным миром, которому он отдает свою песнь. Затем формируется античное общество с племенами, культурами и войнами; поэзия начинает затрагивать земные проблемы и судьбы народов, становясь эпической, как в произведениях Гомера и античной драмы.

Новая эпоха связана с христианством, рассматривающим человека как объект конфликта между духом и плотью. Этот конфликт является основой драмы, в которой люди смешаны: смешные и страшные, великие и ничтожные. Гюго придает важное значение гротеску, утверждая, что прекрасное имеет один образ, а безобразное — множество. Он отстаивает эту идею против классицистических представлений, ссылаясь на Шекспира, где все является единым и переплетенным, как в жизни.

Гюго утверждает, что драма — это отражение жизни, поэтому в новой эпохе не должно быть разделения на «высокие» и «низкие» жанры, и формальные правила не должны существовать. Необходимо сохранять единство целого как закон гармонии. Он подчеркивает, что правда в искусстве отличается от правды в природе, и искусство должно делать то, что в жизни сложно увидеть — объединять и устранять разрозненность.

Гюго формулирует задачи романтической драмы как демонстрацию человека со всеми его чертами и чувствами, а также отображение культуры и законов той эпохи; драма должна основываться на исторической перспективе. Он считает, что вся литература должна учитывать конфликт как источник развития.

В конце 1820-х годов появились несколько пьес, которые публика встретила с восторгом, среди которых «Генрих III и его двор» Дюма-отца, перевод «Отелло» А. де Виньи и две пьесы Гюго: «Эрнани» и «Марион Делорм». Наиболее известная из ранних работ Гюго — «Эрнани» (1830 г.), выход которой совпал с преддверием революции. Пьеса ожидалась с волнением как проявление принципов, изложенных в предисловии к «Кромвелю». Спектакли «Эрнани» были поводом для бурных дебатов как среди зрителей, так и в обществе. «Битва за “Эрнани”» продолжалась все время пока драма существовала на сцене, став символом противостояния классицистов и романтиков.

«Эрнани» является исторической драмой, действие которой происходит в средневековой Испании. Сюжет строится вокруг главного героя, сначала охватывая соперничество в любви между загадочным Эрнани и королем дон Карлосом, затем переходя к конфликту Эрнани с герцогом де Сильва по вопросу испанской чести; он завершается заговором против короля и прозрением Карлоса на грани коронации, когда он превращается из частного лица в мудрого правителя.

Эрнани, представляющий собой романтического героя байроновского типа, одновременно благороден и загадочен, будучи вариацией «благородного разбойника». Его возлюбленная, донья Соль, готова следовать за ним, даже когда Эрнани угрожает казнь за участие в заговоре против короля.

К финалу пьесы, король милует Эрнани, на что наступает день их свадьбы. Однако появляется герцог де Сильва, чтобы потребовать долг чести от Эрнани (клятва, данная ранее). Спектакль заканчивается трагически: Эрнани и донья Соль принимают яд, а де Сильва также кончает с собой.

Позиция короля дон Карлоса имеет историческое значение, отражая концепцию Гюго. Он проявляет вероломство и жестокость, но на гробнице Карла Великого, ожидая выбора в императоры, он осознает, что основа нации — это народ, о котором правитель должен заботиться, а правление должно основываться на милосердии. Таким образом, Гюго реализует свои идеи о демократической монархии. Мудрый и милосердный правитель должен стать примером для династии Бурбонов в 1820-е годы.

Действие в драмах Гюго стремительно развивается, полное неожиданных поворотов и контрастных эпизодов. Яркие эмоции, цельность характеров и бесспорные моральные решения подчеркивают романтические идеи Гюго: театр превращает «мерцание в свет, а свет в пламя».

Примечание 3

Писатель отстаивает демократические и гуманистические ценности, утверждая, что театр — это место, где можно выразить свои идеи.

Результаты революции 1830 года не удовлетворяли его, что выразилось в предисловии к драме «Король забавляется» (1832 г.), где конфликт между королем и обычными людьми является центральным моментом, независимо от времени и страны действия (Италия, Испания, Франция).

Вершиной драматургии Гюго считается пьеса «Рюи Блаз» (1837 г.), которую сам автор называл «Монбланом своего театра». В предисловии он утверждает, что королевство трещит по швам, династия угасает, закон распадается, а дворянство становится все более диким. Тем не менее, существует другая сила — народ, который не имеет настоящего, но обретает будущее. Рюи Блаз, бывший лакей, которому случайно выпала честь стать министром, олицетворяет эту силу, обладая благородством и любовью к своей стране. Его известная речь на совете министров, где он обвиняет высшие слои в грабежах, стала символом революционных настроений.

Последняя пьеса Гюго «Бургграфы» (1843 г.) не имела успеха.

Роль и влияние политических взглядов Гюго на творчество

Примечание 4

В январе 1841 года Гюго стал членом Французской академии, подтвердив свой статус мэтра литературы. В 1845 году он был назначен пэром Франции.

Возрождение его политической активности произошло после революции 1848 года, когда он стал депутатом Учредительного и Законодательного собраний. Однако после переворота Луи Бонапарта, провозгласившего себя императором Наполеоном III, Гюго покинул Францию и отказался вернуться, даже когда в 1859 году была объявлена амнистия. Он был готов вернуться только «вместе со свободой», что свидетельствовало о его утрате романтического бонапартизма.

В период эмиграции Гюго проявил себя как публицист. Он быстро создал памфлет «Наполеон Малый» (1852 г.), разоблачающий авторитарные режимы. В этом же году он написал «Историю одного преступления», которая была опубликована только в 1877 году. Гюго отстаивает идеи нравственной ответственности и призывает следовать голосу совести, отвергая любые оправдания для безнравственных поступков, даже если они были совершены ради «государственного интереса». Он осуждает концепцию «сильной личности», которая якобы имеет право действовать во имя высших целей.

Острая публицистичность прослеживается и в поэзии этого периода. В 1853 году был издан сборник «Возмездие», в котором многие стихи пронизаны гневом к императору, мелкому авантюристу, захватившему трон преступным образом. Поэт также воздает дань людям, отдавшим свободу или жизнь ради общего дела, призывая к борьбе против узурпатора.

В сборнике выделяется поэма «Искупление», где центральной фигурой выступает Наполеон I. Гюго утверждает, что ни проигрыши в России, ни поражение под Ватерлоо, ни даже собственная смерть не искупают его вины за уничтожение республики. Истинное наказание постигает его, когда из могилы он наблюдает за нынешним Наполеоном и его империей — карикатурой на свое царствование.

Писатель передает свой гнев с помощью резкой лексики и ярких карикатурных образов. Он называет империю балаганом и воровским притоном, а Луи Бонапарта — обезьяной, наряжающейся в тигриные шкурки.

В 1856 году выходят два тома философской лирики Гюго — «Некогда» (1831—1843 гг.) и «Ныне» (1843—1856 гг.), объединенные под общим названием «Созерцания». Сборник включает разнообразные стихотворные жанры: песни, сатиры, идиллии, космогонические видения и философские размышления. Эту работу высоко оценили критики, и она пользовалась огромным успехом.

Эпический талант Гюго проявился в другом его сборнике — «Легенда веков» (1859 г., 1877 г., 1883 г.), над которым он работал с 1850-х годов и продолжал до конца своей жизни. Поэт рисует легендарное и историческое прошлое человечества, создавая яркие и выразительные образы различных эпох. Через судьбы народов, благородных героев и тиранических правителей он проводит основную мысль о постоянном усовершенствовании человечества и таинственном движении к прогрессу. Высокий стиль, торжественные образы и богатая палитра помогли привлечь внимание читателей; сборник получил высокую оценку от Флобера.

В 1862 году был опубликован роман «Отверженные», над которым Гюго трудился почти два десятилетия. Он посвятил это произведение «тем, кто трудится, тем, кто мыслит, тем, кто страдает». В «Отверженных» писатель не ограничивается простой хроникой горькой судьбы бедняков; он затрагивает философские, нравственные, политические и социальные проблемы, среди которых особое место занимает доброта и милосердие как движущие силы в процессе совершенствования человеческого общества.

Роман «Отверженные» можно назвать полифоническим. Гюго стремится охватить все аспекты практически полувековой французской истории: от поражения под Ватерлоо и падения Реставрации до Июльской монархии и волнений 1848 года. Значительное внимание в произведении уделено проблемам бесправного положения низов, понятиям милосердия, духовным поискам поколения и даже системе правосудия. Многие образы и события основаны на реальных жизненных ситуациях (как, например, истории Жана Вальжана и Фантины), а внутренние терзания Мариуса отражают духовный путь самого Гюго в молодости.

Центральным персонажем является Жан Вальжан, о жизни которого повествуется с 1796 года. Его судьба связана с двумя основными темами: преступления и наказания, а также милосердия. В начале своей жизни Жан Вальжан напоминает судьбу Клода Гё: ему приходится украсть хлеб, чтобы накормить голодных детей, за что он попадает на каторгу и затем сбегает. Теперь он не просто изгой, а зверь, за которым охотятся. Его жизнь полна драматических столкновений с обществом и отдельными людьми, что ведет к нескольким важным моментам, коренным образом меняющим его судьбу.

Первый такой момент связан с испытанием милосердием. Когда Вальжан приходит к епископу Мариэлю, он полон озлобленья и скептицизма. Епископ олицетворяет свет и добро, тогда как Жан представляет тьму и зло. Но под воздействием доброты Вальжан покидает епископа преображенным человеком, с этим моментом он начинает нести в себе идею милосердия. Второй значимый поворот в его жизни случается, когда он, прожив долгое время как уважаемый человек, узнает, что его ошибочно приняли за каторжника. Преодолев душевные терзания, он сдает себя правоохранительным органам. Величайшую роль в его судьбе сыграла встреча с Козеттой, бедным ребенком. Эта встреча открывает для Вальжана отцовскую любовь, и вся его жизнь теперь посвящена заботе о девочке. Переданные события имеют судьбоносный характер, а внутреннее смятение Вальжана Гюго описывает через образы бурь и вихрей, представляя, как природа отзывчива на его страдания.

Противоположным Вальжану является инспектор Жавер, символизирующий строгое следование долгу. Он защищает власть и закон, его убеждения не подвержены сомнениям и эмоциям. Жавер в изображении Гюго гиперболизирован до уровня Сатаны: безжалостно преследуя Вальжана как беглого преступника, он не замечает никаких перемен в своем противнике. Но когда Вальжан прощает Жавера, оставляя его в живых, инспектор осознает, что существуют иные жизненные правила, основанные на других ценностях. Его мир рушится, и это становится причиной его самоубийства. Противостояние этих двух героев символизирует для Гюго победу справедливости над законом.

Все жизненные перипетии персонажей связаны с историческим контекстом. В романе, помимо описания великих событий, таких как битва при Ватерлоо, есть множество авторских отступлений и размышлений, например, в четвертой части романа, которая называется «Несколько страниц истории».

Основное внимание в историческом контексте уделяется теме революции, острота интереса к которой связана с тем, что Гюго не видел иного выхода в противостоянии новой Империи. Для него революция представляет собой как насильственный поворот в развитии общества, так и его постепенно развитие к прогрессу. Писатель воспринимает социальные вспышки не как произвольные действия отдельных людей, а как закономерный итог накопившихся противоречий в обществе. Гюго ищет смысл в революции не только в социальной, но и в нравственной плоскости.

Судьбы детей, страдающих от нищеты и произвола, занимают важное место в романе. Гюго подробно изображает детство Козетты, которая подвергается жестокому обращению со стороны семьи Тенардье. Превращение Тенардье в хозяина бандитского притона выглядит логичным в рамках произведения.

Гаврош, парижский бродяга, становится символом борьбы и отчаяния — он представлен как «детская и великая душа», беспризорный ребенок, познавший лишения. Стремясь к свободе, Гаврош храбр, весел и беспечен. Он погибает на баррикадах, а его злая песенка, звучащая под пулями, производит шок даже на жандармов, стрелявших в него.

В романе совмещаются разные жанры повествования — эпос, лирика, публицистика, философские размышления и элементы детектива. Главный смысл «Отверженных», по Гюго, заключается в «пути от зла к добру, от неправого к справедливому, от лжи к истине, от ночи к дню».

В 1866 году Гюго создает роман «Труженики моря». Романы, написанные им к тому времени, он объединяет в цикл: «Собор Парижской Богоматери» — это человек и история, «Отверженные» — человек и общество, а «Труженики моря» — человек и природа.

В «Тружениках моря» представлены два мира: корыстный, олицетворяемый образами Клюбена и Рантена, и мир труда, который символизирует рыбак Жильят. Значительное внимание уделяется борьбе Жильята со стихией, причем природа здесь предстает почти как одушевленное существо.

В середине 1860-х годов Гюго намеревается создать серию «социальных этюдов». Первым из них стал роман «Человек, который смеется», основной темой которого должна была стать «аристократия». Второй, так и не написанный, носил рабочее название «Монархия» и должен был исследовать Францию до революции 1789 года. Третий роман, посвященный самой революции, называется «Девяносто третий год». «Человек, который смеется» (1869 г.) рассказывает о феодальной Англии и страданиях обманутого народного слоя. «Аристократия корчится в предсмертных судорогах, народ Англии растет», — отмечает Гюго. Все герои представлены разделенными на две группы, четко противопоставленными друг другу. На одном полюсе находятся Гуинплен и Дея — два существа, живущие друг для друга, составляющие единое целое. Дея, дочь нищенки, которая замерзла в зимнюю ночь, полно чистоты и доброты. Она слепа от рождения, но внутреннее зрение дает ей гораздо больше, чем многим зрячим. Гуинплен, бродячий комедиант, стал жертвой разбойников-компрачикосов в детстве, и его лицо — это вечно улыбающаяся маска, представляющая собой гордую и благородную натуру. Он является символом страдания человечества, «совокупностью человеческих несчастий». Как у Гуинплена изуродовано лицо, так у всего человеческого рода искажены ум, чувства и понятия справедливости и истины. Однако Гюго не винит в судьбе героя рок — он указывает на конкретные социальные обстоятельства. В результате событий, полных ужасов и тайны, Гуинплен становится лордом и пэром Англии. Кульминацией романа является его речь в палате лордов, напоминающая риторику Рюи Блаза из одноименной пьесы. Образ Гуинплена создан на основе романтического контраста, которому Гюго следовал как в прозе, так и в драматургии.

Для Виктора Гюго мир аристократии является символом порока, жестокости и коварства. В его произведениях отчётливо проявляется сатирический подход, особенно в образах короля и его окружения. Герцогиня Джозиана представляет собой яркий пример этой аристократии: она холодна, капризна и не желает отказывать себе в удовольствиях, даже если это влечет за собой страдания других. Здесь Гюго использует прием контраста — внешняя красота Джозианы, порочна и странна, скрывает внутреннее чудовище.

Роман логически завершает трагическая судьба Гуинплена и Деи. Романтические герои Гюго зачастую погибают, и их смерть символизирует протест против мировых несправедливостей и представляет собой нравственную победу. Так же погибли Эсмеральда и Квазимодо, Эрнани и донья Соль. Драматическая структура романов Гюго требует такой же эффектной трагической развязки, как и в театральных пьесах, что выражает сохранение романтической эстетики и в его позднем творчестве.

«Человек, который смеется» написан в полной гармонии с романтическими традициями, где романтический контраст находит применение на всех уровнях повествования. Сюжет полон загадок и неожиданных поворотов, а зловещие предзнаки прослеживаются в судьбах героев. Природа выступает активным элементом, усиливающим развитие событий или контрастирующим с человеческими судьбами. В романе также присутствует историческая перспектива: Гуинплен предвещает неизбежные перемены, которые, в частности, произойдут в 1789 году, и это создает связь с последующим романом «Девяносто третий год».

«Девяносто третий год», завершенный в 1874 году, задуман как часть большого эпического полотна, посвященного революционным событиям конца XVIII века. Это произведение стало последним крупным трудом Гюго. В предисловии он обозначает свою задумку: охватить всю эпоху борьбы противоположностей и отобразить её особенности, события, идеи и нравы — на что он также указывал в предисловии к «Кромвелю».

Действие романа сосредоточено в летнее время 1793 года, во время контрреволюционных восстаний в Бретани и Вандее. Он делится на три части: «В море», «В Париже» и «В Вандее», представляя три враждующие силы, где Англия поддерживает контрреволюцию, Париж является символом самой революции, а Вандея — ее внутренней контрреволюцией. Гюго обращает внимание на революционные события, самые значимые из которых происходят в Париже и в революционном Конвенте, где сосредоточены как идеи общественного преобразования, так и идеи террора.

Вопрос якобинской диктатуры и террора постоянно рассматривался в XIX веке. Гюго считал, что насилие во время революции вызвано сопротивлением устаревшего порядка новым идеям, и, таким образом, проявляется исторический аспект. Вместе с тем, в этом произведении поднимается и нравственный аспект: вожди революции, действующие под девизом «государственной необходимости», готовы применить любые средства ради светлого будущего, нарушая при этом моральные нормы.

Главные персонажи романа олицетворяют различные силы революции. Лантенак, представляющий католическую и монархическую реакцию, символизирует «слепую веру» и «старый режим». В противоположность ему стоит Симурден — левый якобинец и комиссар революционной армии, который верит в идеалы революции и готов на любые жестокости ради их достижения. Гюго видит в этом персонаже отражение «общественной потребности в насилии».

Говэн, ученик Симурдена, выступает как олицетворение будущего. Отказавшись от своего дворянского наследства, он борется за свободу и справедливость. Его гуманизм ощущается сильнее, чем политические страсти, и именно милосердие должно быть истинной целью революции. Симурден и Говэн олицетворяют два полюса истинности.

«Девяносто третий год» подводит итог изменений в политических взглядах Гюго. Изначально настроенный на «законную монархию» и увидев в Наполеоне I нового монарха, к концу своего творческого пути он стал убежденным республиканцем, что отражает его восприятие исторических изменений.

Роман затрагивает важные философские темы, касающиеся революции, оправдания насилия ради благих целей и прогресса. Гюго завершил роман после своего возвращения во Францию, где его популярность оставалась великой; в 1871 году его избрали в Национальное собрание. Не оставляя поэтической деятельности, в 1872 году он опубликовал сборник «Грозный год», отражающий франко-прусскую войну и Парижскую Коммуну. Его отношение к Коммуне было сложным; он был за борьбу с пруссаками, но также проявлял сочувствие к участникам Коммуны и добивался их амнистии.

В последние годы своей жизни Гюго продолжает работать над поэзией, завершая сборник «Легенда веков» и публикуя новые сборники стихов.

Примечание 5

Смерть Гюго в 1885 году воспринималась как национальная трагедия, и в стране был объявлен траур. Его жизнь и творчество глубоко отразили литературные искания и социальные потрясения XIX века, сохранив его огромную популярность среди народа.

Навигация по статьям