Автор статьи

Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.

Дополнительные элементы: заглавие и эпиграф

Содержание:

Заглавие

Роль заглавия в художественном произведении

Согласно мнению Л. С. Выготского, заглавие является одним из самых значительных элементов текста, поскольку оно содержит основную идею произведения. Выготский утверждает, что заглавие задаёт «доминанту, которая определяет структуру рассказа». Ю. М. Лотман рассматривает заглавие как рамочный элемент текста. И. В. Арнольд характеризует заглавие как важную позицию текста, где оно наряду с эпиграфом, началом и концом формирует основную структуру.

Примечание 1

Предшествуя тексту, заглавие представляет собой первый семиотический знак, который замечает читатель. Оно выполняет функцию связи между текстом и читателем, создавая ассоциации.

Функции заглавия можно условно разделить на общие и частные.

Общие функции

  • информационная;
  • семиотическая;
  • концептуально-содержательная;
  • аттрактивная;
  • номинативная.

Семиотическая функция заключается в том, что заглавие состоит из букв, образующих слово — семиотический знак. Оно передаёт информацию о теме, идее, проблеме и структуре сюжета, реализуя таким образом информативную функцию. Эффективность этой функции варьируется в зависимости от различных факторов, касающихся как лингвистической, так и экстралингвистической реальности, в том числе от типа заглавия, намерений автора и культурной осведомлённости читателя. Концептуально-содержательная функция проявляется в способности заглавия выражать ключевой концепт текста.

Каждое заглавие служит именем для произведения, что и определяется номинативной функцией.

 

Дополнительные функции заглавия

  • оценочная;
  • эстетическая;
  • выделительная;
  • оценочно-прогнозирующая;
  • экспрессивная;
  • смыслообразующая;
  • символическая;
  • воздействующая.

Классификация по степени реализации

Различные типы заглавия могут по-разному реализовывать каждую из этих функций. И. Р. Гальперин предлагает классифицировать заглавия по концептуально-фактуальной наполненности, выделяя такие типы, как

  • название-сообщение,
  • название-цитата,
  • название-тезис,
  • название-намёк,
  • название-символ
  • название-повествование.

А. В. Ламзина, с другая стороны, классифицирует заглавия по их взаимосвязи с компонентами композиции, выделяя:

  • заглавия, отражающие основную тему или проблему произведения («Преступление и наказание»);
  • заглавия, формирующие сюжетные линии, которые делятся на фабульные и кульминационные («После бала»);
  • персональные заглавия, сосредотачивающиеся на антропонимах, указывая на национальность, социальный статус или принадлежность главного героя («Тарас Бульба»);
  • заглавия, указывающие на пространственные и временные рамки, часто с привязкой к историческим событиям («Девяносто третий год» В. Гюго).

И. В. Арнольд также делит заглавия по их связи с текстом на:

  • заглавия, в которых представлена главная тема произведения («Американская трагедия»);
  • заглавия, содержащие аллюзии на другие произведения («Мыши и люди» Дж. Стейнбека);
  • заглавия, тесно связанные с сюжетом;
  • заглавия, указывающие на время действия;
  • заглавия, информирующие о названии персонажа;
  • заглавия, содержащие основную идею произведения.

Эпиграф

Роль эпиграфа в художественном произведении

По определению З. Я. Тураевой, эпиграф — это элемент художественного текста, который направляет читателя к исходному тексту и формирует сеть ассоциаций.

Определение

Эпиграф — это знак текста, позволяющий установить взаимосвязи между различными семиотическими уровнями.

Он двунаправленный, поскольку обращён как к исходному тексту, так и к цитирующему тексту, и для понимания эпиграфа важно рассматривать как внетекстовые, так и внутритекстовые структуры. Эпиграф раскрывает глубинные аспекты текста, что делает возможным его осмысление в новом контексте. В то же время некоторые исследователи считают, что эпиграф устанавливает лишь однонаправленные связи, и текст не влияет на него.

 

Эпиграф автономен и служит средством передачи прагматической установки автора. Для формирования читательского восприятия важна не только природа самого эпиграфа, но и его происхождение, включая временную, пространственную и социокультурную удалённость источника. Обычно источниками эпиграфов являются разнообразные культурные тексты: художественная литература, библейские и религиозные сочинения, фольклорные произведения.

Эпиграфы, подобно заглавиям, допускают разнообразные интерпретации. Процесс расшифровки эпиграфа нельзя рассматривать как строго детерминированный. Знание или незнание источника может оказывать сложное влияние на восприятие читателя как к произведению, так и к культуре автора.

Примечание 2

Эпиграф является носителем концепта, предшествующего его текстовому выражению. В композиционном контексте он автономен, являясь текстом внутри текста, с собственным автором, конкретной коммуникативной ситуацией и сферой функционирования. Эпиграф выделен графически и функционально отделён от основного текста.

Основные функции

В качестве элемента текста, эпиграф выполняет множество функций. Основная функция эпиграфа — диалогизация, он предоставляет возможность включения альтернативной точки зрения в монолог. Однако даже если отсутствуют явные языковые признаки диалога, следует отмечать текстовый «ноль», то есть значимое отсутствие, поскольку выбор эпиграфа подразумевает его интеграцию в систему авторских идей и текста.

Классификация

Существуют два типа эпиграфов: метонимический и автономный.

  • Автономный эпиграф представляет собой завершённый фрагмент текста, поддерживая свою независимость как графически, так и по положению, так как он располагается заранее перед основным текстом.
  • Метонимический эпиграф воспринимается как часть некого текста.

Навигация по статьям

Выполненные работы по литературе
  • Литература

    Стилистические приемы и выразительные средства английского языка в личном письме из рассказа Дж. Д. Сэлинджера «The Ocean Full of Bowling Balls»

    • Вид работы:

      Курсовая

    • Выполнена:

      20 декабря 2023 г.

    • Стоимость:

      2 000 руб

    Заказать такую же работу
  • Литература

    Изучение стилистических особенностей английской поэзии

    • Вид работы:

      Курсовая

    • Выполнена:

      12 августа 2023 г.

    • Стоимость:

      1 840 руб

    Заказать такую же работу
  • Литература

    Роль русской литературы в формировании духовности

    • Вид работы:

      Эссе

    • Выполнена:

      8 февраля 2023 г.

    • Стоимость:

      300 руб

    Заказать такую же работу
  • Литература

    Миниатюры о русской литературе

    • Вид работы:

      Эссе

    • Выполнена:

      7 февраля 2023 г.

    • Стоимость:

      300 руб

    Заказать такую же работу
  • Литература

    Прекрасные женские образы в русской литературе

    • Вид работы:

      Эссе

    • Выполнена:

      6 февраля 2023 г.

    • Стоимость:

      800 руб

    Заказать такую же работу
  • Литература

    Образ Татьяны как идеала женщины в романе Пушкина

    • Вид работы:

      Эссе

    • Выполнена:

      5 февраля 2023 г.

    • Стоимость:

      400 руб

    Заказать такую же работу