Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Смежное право: понятие, объекты
Содержание:
- 29 мая 2023
- 21 минута
- 236
Понятие смежного права
Смежное право тесно связано с произведениями авторского права, которые в будущем используют, перерабатывают либо осуществляют с ними какие-то действия. Образующиеся отношения выступают смежными с авторскими, то есть напрямую связанными с объектами авторского права, которые были созданы ранее. Поэтому регистрировать объекты смежного права или соблюдать какие-либо другие формальности не нужно.
Если в процессе создания любого объекта авторского права у автора образуются как имущественные, так и личные неимущественные права, в таком случае для объектов смежных прав личные неимущественные права далеко не всегда характерны.
В Законодательстве Российской Федерации о смежных правах обязательное проставление знака охраны смежных прав на объектах авторского права не предусматривается. И все же правообладатель смежных прав имеет право на использование знака охраны смежных прав с целью оповещения 3-х лиц о собственных правах и предотвращения их нарушения.
Вот почему знак охраны лучше поставить, особенно если объект планируется распространять не только на территории Российской Федерации. Ведь согласно международным соглашениям в государствах, в которых для появления прав существуют конкретные формальности типа депонирования экземпляров, регистрации и т.д., они признаются выполненными иностранными авторами (другими субъектами) в случае, если стоит знак охраны. По отношению к передачам вещательных организаций какого-то определенного знака охраны нет.
Объекты смежного права
В Гражданском кодексе определяются объекты смежных прав.
Базы данных
Имеется запрет на противоправное извлечение, а также применение материалов из базы данных с целью создания какой-то еще базы данных. Субъект, который на законных основаниях получил право использовать материалы базы данных, вправе создать такую базу, однако, ее структура и создание должны стать результатом личного творческого труда ее производителя. В соответствии со статьей 1334 Гражданского Кодекса Российской Федерации исключительное право изготовителя базы данных признается и действует вне зависимости от наличия и действия авторских и других исключительных прав, как самого творца базы данных, так и остальных лиц.
Производитель базы данных обладает следующими правами:
- исключительным правом изготовителя базы данных;
- правом на указание на экземплярах базы данных и (либо) их упаковках собственного имени либо названия (т.н. личное неимущественное право).
Обладание исключительным правом производителя базы данных предполагает возможность извлечения из базы данных материалов и осуществление их дальнейшего использования всяким способом и абсолютно в любой форме. Никто не имеет права брать из базы данных материалы и в дальнейшем их использовать без разрешения на то правообладателя.
Исключение из данного правила распространяется лишь на тех, кто правомерно использует базу данных, получив эти права на законных основаниях (к примеру, купив экземпляр базы данных либо получив базу данных в порядке наследства). Эти люди имеют право без разрешения правообладателя на извлечение из базы данных материалов и осуществление их последующего использования. Однако обратим внимание, что подобные действия должны производиться исключительно с личными, научными, образовательными и другими некоммерческими целями. Объем данного извлечения должен оправдываться вышеуказанными целями, и только в том размере, в котором эти действия не нарушают авторские права производителя базы данных и остальных лиц.
База данных признается созданной со времени завершения ее разработки и получения коммерческой продукции, поставляемой на рынок.
Произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние
Главное, чтоб произведения, которые обнародовал публикатор согласно статье 1259 Гражданского Кодекса Российской Федерации, могли признаваться охраноспособными.
Публикатор обладает следующими правами:
- исключительным правом на обнародованное им произведение;
- правом на указание собственного имени на экземплярах обнародованного произведения, а также других случаях его применения, в т.ч. в случае перевода либо другой переработки произведения.
Имя публикатора можно размещать на экземплярах обнародованных произведений. Право на указание собственного имени может реализовываться публикатором также в других случаях применения этого произведения, к примеру, при его переработке (переводе на иностранный язык).
В случае обнародования произведения после смерти автора публикатор должен принимать во внимание волю последнего, которая выражается им в письменной форме (завещание, письмо, дневник и т.п.).
Для того чтоб публикатор признал исключительное право на обнародованное произведение, не важен факт его обнародования в переводе либо в виде другой переработки. Главное – это сам факт опубликования. Если публикатор вдобавок к опубликованию также и перевел произведение, тогда авторские права признаются за автором перевода независимо от признания прав публикатора.
Публикатор на протяжении срока действия собственного исключительного права на произведение имеет право вносить в произведение изменения, сокращения или дополнения при условии, что это не искажает замысел автора, не нарушает целостность восприятия произведения и не противоречит авторской воле, конкретно выраженной им в письменном виде.
Исключительное право публикатора распространяется на произведение:
- обнародованное на территории российского государства вне зависимости от гражданства публикатора;
- обнародованное за границей Российской Федерации ее гражданином;
- обнародованное за границей территории России иностранным гражданином либо лицом, не имеющим гражданство. Этот пункт выполняется, если законодательство иностранной страны, в которой обнародовано произведение, предоставляет охрану исключительному праву публикатора на ее территории, который является гражданином России. Данный принцип определяется в международном частном праве в качестве принципа взаимности;
- в других случаях, предусматриваемых международными соглашениями Российской Федерации.
Прекращается исключительное право публикатора на произведение в досрочном порядке в судебном органе после подачи иска заинтересованного лица, если при применении произведения правообладатель нарушил требования Гражданского Кодекса Российской Федерации по охране авторства, имени автора либо неприкосновенности произведения (статья 1342 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
Исполнение
Под смежное право попадает исполнение музыкального произведения. При этом смежное право появляется у исполнителя. Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 1317 Гражданского Кодекса Российской Федерации исполнитель по общим правилам имеет право решать, будет ли изготовленная запись подлежать распространению, и если да, то кем, в какой форме, на протяжении какого срока и на территории какого государства.
Право исполнителя признается и действует вне зависимости от наличия и действия авторских прав на исполняемое произведение. Но в случае если исполнение проводилось без согласования с авторами музыкального произведения, тогда реализовать появившиеся у исполнителя интеллектуальные права он не сумеет.
Исполнитель обладает интеллектуальными правами:
- исключительным правом на исполнение и личные неимущественные права;
- правом авторства;
- правом на имя;
- правом на неприкосновенность исполнения.
Исключительное право на исполнение не подлежит распространению на воспроизведение, сообщение в эфир либо по кабелю, а также публичное воспроизведение записи исполнения в ситуациях, когда эта запись производилась по разрешению исполнителя, а ее воспроизведение, трансляция в эфире либо по кабелю или публичное исполнение осуществляется с теми же целями, для которых получено разрешение исполнителя на запись исполнения.
Если с исполнителем заключается договор по поводу создания аудиовизуального произведения, тогда разрешение исполнителя на применение исполнения в составе аудиовизуального произведения подразумевается. Разрешение исполнителя на отдельное применение звука либо изображения, зафиксированного в аудиовизуальном произведении, должно напрямую выражаться в соглашении.
Если исполнение используется лицом, которое не является его исполнителем, тогда реализовывать собственные права он обязан при соблюдении прав авторов исполняемых произведений.
Фонограмма
Если отсутствуют доказательства иного, то изготовителем фонограммы считается лицо, имя или название которого указано обыкновенным способом на экземпляре фонограммы и (либо) его упаковке.
Оригинальность не выступает условием охраноспособности фонограммы, и преобразование фонограммы также не обязательно должно быть результатом творчества, а может состоять во внесении просто технических изменений в изначальное звучание записи (удаление/снижение шумов, добавление специальных эффектов и т.д.).
Фонограмма подлежит охране на территории Российской Федерации в случаях:
- если она не отошла к общественному достоянию в государстве происхождения;
- если она не отошла к общественному достоянию в России, при том что Россия и государство места происхождения принимают участие в международном договоре, который предусматривает взаимную охрану фонограмм (пункт 3 статьи 1304 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
Производитель фонограммы реализует собственные права при соблюдении прав авторов произведений и прав исполнителей. Права производителя фонограммы признаны и действуют вне зависимости от наличия и действия авторских и исполнительских прав.
Неимущественные права производителя фонограммы указывать на экземплярах фонограммы и (либо) упаковке собственное имя либо название и права на защиту фонограммы от искажения распространяются и защищаются на протяжении жизни гражданина или до прекращения деятельности юр. лица, выступающего изготовителем фонограммы.
Под исключительным правом на применение фонограммы понимается право осуществления или разрешения на реализацию следующих действий:
- Публичного исполнения, то есть всякое сообщение фонограммы при помощи технических средств в месте, открытом для свободного посещения либо в котором присутствует множество лиц, не входящих в обычный круг семьи, вне зависимости от того, воспринимается фонограмма в месте ее сообщения либо ином месте параллельно с ее сообщением.
- Сообщения в эфир, то есть сообщения фонограммы для всеобщей информации путем передачи ее по радио либо телевидению (включая ретрансляцию), кроме сообщения по кабелю.
- Сообщения по кабелю, то есть сообщение фонограммы для всеобщей информации через ее передачу по радио либо телевидению при помощи кабеля, провода, оптического волокна либо аналоговых средств, включая ретрансляцию.
- Доведения до всеобщей информации, то есть доведения фонограммы таким способом, что люди могут получить доступ к фонограмме отовсюду и в любое время на свое усмотрение.
- Воспроизведения, то есть изготовления 1-го и более экземпляра фонограммы либо ее части.
- Распространения фонограммы посредством продажи либо другого способа отчуждения оригинала либо экземпляров, которые являются копией фонограммы на всяком материальном носителе.
- Импорта оригинала либо экземпляров фонограммы с целью распространения, в том числе экземпляров, изготовленных с согласия правообладателя.
- Проката оригинала фонограммы и его экземпляров.
Правом на распространение экземпляров фонограммы посредством сдачи их в прокат наделен производитель фонограммы вне зависимости от права собственности на данные экземпляры.
- Переработки фонограммы.
В практической жизни это значит, что единожды передав права на фонограммы или другие объекты, правообладатель больше не претендует на вознаграждение за каждый проданный компакт-диск (согласно принципу «исчерпания права»). Помимо этого, он не вправе давать разрешения на продажу каждого экземпляра фонограммы (в итоге это может привести музыкальный рынок к коллапсу). Однако принцип исчерпания прав не совсем не значит, что с музыкального компакт-диска пользователь вправе копировать дорожки («треки») и размещать их в локальной сети или Интернете.
Публичное исполнение фонограммы, которая опубликована в коммерческих целях, и ее сообщение в эфир либо по кабелю допустимо без согласия владельца исключительного права на фонограмму и владельца исключительного права на зафиксированное в данной фонограмме исполнение, однако, с выплатой им вознаграждения (статья 1326 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
Наследникам и иным правопреемникам производителя фонограммы исключительное право на фонограмму передается в пределах оставшейся части срока, а именно 50 лет.
По окончанию срока действия исключительного права на фонограмму она становится общественным достоянием. Причем это произведение может свободно использовать любое лицо без чьего-либо разрешения либо согласия и без выплаты авторского вознаграждения. Также подлежит охране авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.
Навигация по статьям