Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Компоненты и особенности невербальной коммуникации
Содержание:
- 24 мая 2023
- 42 минуты
- 1372
Компоненты невербальной коммуникации
Невербальная коммуникация включает в себя разнообразные действия. Несловесное взаимодействие индивидов происходит при помощи разнообразных каналов: слуха, зрения, тактильного восприятия, обоняния, вкуса.
Ведущие анализаторы отражения несловесного поведения человека | |||||
---|---|---|---|---|---|
Акустический | Оптический | Кожно-кинестический | Ольфакторный | ||
Экстралингвистика | Просодика | Кинесика | Такесика | Запахи | |
Вздох Паузы Смех Кашель Плач |
Тембр Темп Высота Громкость |
Мимика Жесты Выразительные движения Походка Поза Контакт глазами |
Физиогномика Строение лица, черепа, туловища |
Поглаживание Рукопожатие Похлопывание Поцелуй |
Запах тела, косметики |
Акустическая система отображения невербального поведения включает экстралингвистику и просодику. Экстралингвистическая структура состоит из речевых пауз, психофизиологических реакций человека, таких как: плач, смех, кашель, вздох и т.д. Просодическая структура охватывает такие показатели, как тембр, темп, громкость и высота голоса.
Кинесика представляет собой оптический перцептивный канал. Он включает жесты рук, движения тела, глаз, мимику лица. Ключевое место в кинесике отводится экспрессивной подструктуре, которая включает физиогномику и выразительные движения.
Такесика – это невербальный инструмент коммуникации, относящийся к кожно-кинестетической (тактильно-кинестетической) системе. К такесике относятся поглаживание, рукопожатие, поцелуй, похлопывание.
Ольфакторная система основывается на обонянии индивида и отражает естественные и искусственные ароматы, такие как запах тела, духов и др.
Основой невербального поведения являются движения (например, жесты, взгляд, экспрессия лица, позы, интонационно-ритмические свойства голоса, прикосновения), связанные с изменяющимися психическими состояниями индивида, его отношением к ситуации общения, партнеру и которые рассматривают как экспрессивное поведение. Несловесное поведение, будучи составляющей поведения личности, содержит в себе его основные характеристики. Для лучшего понимания невербального поведения его следует рассматривать с позиции психологии общения и психологии личности.
Характеристика компонентов невербальной коммуникации
Акустическая система выражения невербального поведения
Паралингвистические составляющие включают в себя: темп, громкость, высоту и ритм. Они определяют качество звучания голоса, тональность и диапазон.
Важным инструментом кодирования несловесной информации является громкость голоса, в частности динамика изменений данного параметра во времени. Интенсивная громкость голоса сочетается с явной побудительной силой высказывания и зачастую свидетельствуют о намерении повлиять на собеседника. Характеристики темпа речи индивида существенно видоизменяются с возрастом из-за ослабления активности процесса артикуляции.
Темп речи – это индивидуальная особенность личности, обусловленная, в первый черед, характеристиками темперамента индивида. Быстрый темп речи нередко говорит об импульсивности, экстравертированности, уверенности в себе, тогда как спокойная, медленная речь свидетельствует о невозмутимости, рассудительности, основательности. Кроме того, существуют серьезные различия по параметрам темпа речи между представителями различных национальностей: нормальный темп речи француза и итальянца, как правило, выше, нежели скорость речи финна, эстонца, немца и англичанина.
Ритм речи характеризует состояние говорящего. Прерывистая, сбивчивая, речь, обычно, указывает на нервно-психическое перенапряжение, волнение. Когда человек рассуждает о трудных для него темах, он сбивается, часто неверно выстраивает фразы. Чем более прерывиста речь, чем больше в ней запинок, слов-паразитов (например, слово значит), назализации (э... э... э...), тем более некомпетентным человек воспринимается слушателями. Кроме того, следует учитывать, что сумбурная речь порой воспринимается в качестве попытки обмануть собеседника.
Высота голоса и ее модификация во времени характеризует половые, возрастные и индивидуально-личностные особенности индивида. Эмоциональная составляющая сообщения может изменять высоту голоса собеседника.
Экстралингвистические составляющие являются особенностями произношения, включающие смех, речевые паузы, вздохи, покашливание, плач и т.п. Паузы представляют собой важный компонент речи. Они несут в себе также и смысловую нагрузку, акцентируя на тех либо иных сторонах речи.
Умение держать паузу – это значимый инструмент ведения разговора. Несколько секунд молчания нередко красноречивее слов, так как они помогают собраться с мыслями, предоставляют возможность взять себя в руки, переключить или привлечь внимание.
Во время разговора паузы делают для того, чтобы:
- предоставить собеседнику возможность высказаться;
- выиграть время на раздумья;
- придать значимости словам, следующим за паузой;
- выждать отвлечение партнера;
- отреагировать на несловесные сигналы, говорящие о желании собеседника что-то сказать.
Вздохи, покашливания и смех представляют собой так называемые "говорящие" звуки. В коммуникациях их роль сводится, как правило, к воспроизведению определенных состояний (например, таких как нетерпение, безысходность, недовольство и т.п.).
Интонация включает в себя все явления, звуковые инструменты языка, связанные с голосом и не требующие концентрации внимания на сути сказанного. Интонация является особым способом проявления отношения, чувств говорящего к своим словам и собеседникам. Интонация может быть насмешливой, властной, иронической, уверенной и др.
В системе речевой коммуникации можно выделить следующие вариации невербальной информации, транслируемые особенностями звукопроизношения: эстетическую, эмоциональную, биофизическую, индивидуально-личностную, социально-групповую, пространственную, психологическую и др.
Оптическая система восприятия невербального поведения
Мимика – индикатор внутреннего эмоционального состояния человека
Мимика представляет собой координированные движения мускул лица, отражающие состояние индивида, его чувства и эмоции.
Мимику лица можно анализировать по следующим параметрам:
- непроизвольные движения, вызванные эмоциями (нахмуривание бровей и лба, прищуренный взгляд и т.д.);
- произвольные движения, обусловленные сознательной передачей определенных сигналов (насмешливое выражение, гримасничанье, подмигивание и т.д.);
- физиологические параметры (сила, тонус, комбинация мускульных сокращений, амплитуда, динамика, симметрия – асимметрия);
- социальные отличительные особенности (межнациональные типы выражений лица);
- выражения лица, принятые в определенной социальной группе, культуре (индивидуальный стиль выражения).
К. Леонхард, немецкий психиатр, основываясь на принципе деления лица на определенные области, классифицировал состояния на базисе ведущего элемента экспрессии лица, который является его индикатором:
- мины области лба выражают внимание, страх, напряжение;
- мины области носа и подбородка говорят о стремлении, порицании, отвращении;
- мины области рта демонстрируют упрямство, удивление, отвращение, волевое напряжение, терпение, сомнение, обдумывание, радость, страх;
- мины области глаз говорят о проявлении легкого внимания, размышления, удовлетворения, симпатии, антипатии, оценивания, вопрошания;
- мины области щек выражают скорбь и страдание;
- неспецифические мины – мины слез, смеха, смущение;
- мины интегральные демонстрируют презрение, пренебрежение, восхищение, сострадание, нерешительность, одобрение, счастье.
К такому же заключению пришел и американский психолог П. Экман. Многочисленные эксперименты продемонстрировали, что верхнюю область лица человек контролирует больше, чем нижнюю. По нижней области лица лучше распознается радость, гнев, страдание, тогда как удивление определяется с трудом.
По средней области лица можно успешно идентифицировать удивление, радость, страдание, страх. Наибольшие сложности у наблюдателя вызывает распознавание эмоций по верхней области лица. Специалисты знают, что, если нужно больше получить информации о человеке, его мотивах, состоянии, мыслях, необходимо смотреть на рот, подбородок, крылья носа.
Губы человека особенно выразительны:
- изогнутые губы демонстрируют сарказм или сомнение;
- плотно сомкнутые губы говорят о решимости, упорстве, подчеркнутой сдержанности;
- полусомкнутые губы выражают не только удивление, но и неспособность принять решение в данный момент, а также расслабление и пассивность.
Жесты как инструмент невербальной коммуникации
Жесты представляют собой внешние проявления душевного состояния индивида. Они транслируют информацию как об интенсивности переживаний человека, так и о его психическом состоянии. При нарастании эмоционального возбуждения увеличивается и количество движений руками и ногами, направленных на контакт с телом (часто такой контакт связан с каким-либо предметом, например, сигаретой или ручкой).
Общепринятая дифференциация жестов в психологии несловесной коммуникации не выработана. В целом все жесты можно подразделить на спонтанные (естественные) и искусственные, куда входят, профессиональные жесты, которые используются в различных профессиях: дирижер, биржевик, моряк, а также жесты глухонемых.
Диагностическая значимость естественных жестов состоит в их спонтанности, непринужденности, потому что индивид зачастую не осознает собственную жестикуляцию, вследствие чего сознательного внимания на нее не обращает. Жестикуляция изменяется при эмоциональном подъеме или волнении, когда возникают события, обладающие значимостью для человека.
П. Экман классифицировал жесты следующим образом:
- жесты-эмблемы, что является своего рода заменой слов или фраз;
- жесты-иллюстраторы, иллюстрирующие сообщения;
- жесты-манипуляторы, являющиеся привычками человека.
Как правило, последняя группа групп связана с движением рук. В свой черед, они подразделяются на следующие группы:
- подергивание, почесывание отдельных частей тела;
- перебирание, поглаживание предметов, находящихся рядом (например, карандаша, степлер и др.);
- касания партнера.
Жесты-эмблемы так названы, чтобы отличить их от всех иных жестов, демонстрируемых человеком. Жесты-эмблемы невозможно пропустить, если оны выполняются в традиционной форме.
Однако как бывают оговорки в речи, так бывают и оговорки в телесных движениях. Именно через них открывается та информация, которую собеседник пытается утаить.
Есть два признака эмблемы, демонстрирующей скрываемую информацию. Первый – наличие лишь части эмблемы, без демонстрации целиком всего движения. Если жест-эмблема является "утечкой информации", то будет показан лишь один его элемент, который будет не завершен.
Эмблемы могут использоваться вместо слов либо тогда, когда слова нельзя использовать. Эмблемы практически всегда исполняются намеренно. Однако есть исключения.
Второй признак – эмблемы, являющиеся "утечкой", в традиционном виде никогда не исполняются. Если бы эмблема не имела упрощенной формы и не использовалась бы в традиционном виде, то человек мог бы осознать происходящее и включить цензуру. Обрывочность и нетрадиционное исполнение осложняют для окружающих и для самого человека возможность заметить ее. Как правило, их не замечают ни сам говорящий, ни его собеседник.
Иллюстраторы являются другим типом движений тела, они словно иллюстрируют произносимую речь. С этой целью используются различные способы: руки могут рисовать что-то в пространстве или совершать движения, усиливающее произнесенное, можно сделать акцент на слове или фразе и др. Как правило, именно руки иллюстрируют речь, хотя движения верхних век и бровей также могут являться иллюстраторами, равно как и все тело, либо же верхняя часть туловища может работать аналогичным образом.
Иллюстраторы способствуют объяснению тех мыслей, которые сложно выразить словами. Они могут выполнять функцию самоорганизации, помогая говорящему выстроить слова и фразы в речь. При этом стиль иллюстрации является не врожденным, а приобретенным.
Люди, принадлежащие к разным культурам, используют и разные типы жестов-иллюстраторов, также отличается и объем иллюстрирования. Одновременно с этим, количество иллюстраторов резко возрастает, если предмет беседы задевает и тревожит говорящего. В большей мере люди склонны к иллюстрированию, когда они очень взволнованны, страдают, пребывают в ярости, ужасе, в восторженном возбуждении.
Причиной снижения количества иллюстраторов может служить недостаточная эмоциональная вовлеченность в предмет речи. Поэтому людей, которые симулируют участие или воодушевление, может выдать незначительное количество жестов-иллюстраторов, сопровождающих их речь.
Количество иллюстраторов также снижается, когда индивид испытывает сложности с формулированием собственных мыслей. Если говорящий старается тщательно взвесить каждое слово, то иллюстраторов будет крайне мало. Кроме того, их количество может уменьшаться и когда произносимое требует особой осторожности.
Жесты-манипуляторы представляют собой разновидность телесных движений, которые могут являться признаком того, что говорящий расстроен. К движениям-манипуляторам относится: поглаживание, потирание, массирование, собирание в складки, царапание, то есть любая манипуляция с частью тела.
Такие движения могут быть очень краткими или продолжительными. Кроме того, в манипулятивное действие также могут включаться различные предметы, например: спичка, карандаш, ручка, скрепка, сигарета.
Манипулятивные движения находятся на границе сознания. Люди привыкают к подобным движениям. Как правило, большинство людей, не могут отказаться от них на длительный период, даже когда умышленно стараются это сделать. С ростом дискомфорта возрастает и количество манипулятивных движений. При этом манипулятивные движения довольно легко затормозить.
В целом жесты бывают открытыми и закрытыми. О психологической открытости говорящего, желании общения и эффективных контактов свидетельствует открытая жестикуляция. Проявляется она в нескрещенном и незамкнутом положении верхних и нижних конечностей. Закрытое положение демонстрирует психологическую закрытость, тенденцию к отстранению от ситуации. Проявляются они скрещением рук и ног.
Характеристика жестов рук:
- открытые ладони говорят об откровенности и открытости собеседнику. Конечно, если говорящий рассказывает явную неправду, то в нее все равно не поверят, а говорящий покажется собеседнику неискренним субъектом. Профессиональные лгуны обладают особым «даром» приводить свои невербальные сигналы в соответствие произносимым словесным неправдивым высказываниям. Интересен факт, что большинство людей обманывать не могут, если их ладони открыты;
- ладонь повернута вверх – данный жест считается просящим. Такая позиция ладони позволяет легче добиться выполнения просьбы, поскольку она не демонстрирует давления со стороны просящего;
- ладонь направлена вниз («смотрит» в пол) – говорит о властности. Собеседник может ощущать давление со стороны партнера, который использует данную позицию;
- руки, перекрещенные на груди – говорят о попытке спрятаться, отстраниться от ситуации. Человек ощущает себя небезопасно и неуверенно. Большинство людей принимает такое положение, когда они не согласны с услышанным. До тех пор, пока собеседник будет держать руки скрещенными, он будет отрицательно настроен. Подобное положение человека вынуждает занять напряженное внутреннее состояние, так как ее сохранение поддерживает в нем внутреннее напряжение;
- скрещенные на груди руки со сжатыми кулаками является усиленным жестом скрещенных рук. Это враждебная и наступательная позиция;
- скрещенные руки с пальцами, плотно сжимающими предплечья (обхватывание рук) говорит о сдерживании негативных ощущений, например перед визитом к стоматологу;
- скрещенные руки, большие пальцы направлены вертикально вверх – данный жест подразумевает чувство защиты (перекрещенные конечности), уверенность, превосходство (демонстрация больших пальцев);
- одна рука в области плеча, предплечья или локтя сжимает другую руку, которая вертикально идет вдоль тела – считается более легкой формой перекрещенных рук. Часто используется в коллективе незнакомых лиц или при неуверенности в себе;
- руки свободно опущены, но одна словно пожимает другую – это является попыткой сохранить эмоциональное спокойствие;
- человек одной рукой словно поправляет браслет часов, пуговицу на рукаве другой руки, манжету – данный жест демонстрирует скрытую нервозность;
- человек двумя руками держит сумочку (женщины), букет цветов, чашку с чаем и т.п. – этот жест говорит о стремлении скрыть нервозность и внутреннее напряжение;
- сцепленные руки, переплетенные пальцы свидетельствуют о негативном отношении;
- пирамида (ладони направлены друг к другу, а кончики пальцев смыкаются) – такое положение говорит об уверенности в себе, уверенном отношении к чему-либо. Такой жест обычно проявляется, когда коммуникатор высказывает свои мысли или идеи. Если «пирамида» направлена вниз, то, как правило, человек слушает, а не говорит. В целом же данный жест относится к положительным;
- руки за спиной: в области ладони одна рука обхватывает другую говорит о самоуверенности, властности, чувстве превосходства, одна рука обхватывает запястье другой свидетельствует о попытке самоконтроля, одна рука обхватывает верхнюю часть предплечья другой руки демонстрирует попытку более сильного самоконтроля, нежели в предыдущем случае;
- большой палец указывает на демонстрацию силы, агрессивности, напора м чувства превосходства;
- руки в карманах, а большие пальцы снаружи является атакующим жестом и показывает уверенность, самомнение. У женщин – это говорит об агрессии и доминировании. Большие пальцы, торчащие из задних карманов, также свидетельствуют о доминирующем характере;
- рукопожатия: ладонь, повернутая вверх (ладонь находится снизу под ладонью партнера) – выказывает готовность подчиниться. Этот жест является бессознательным сигналом тому, чье господство признается; ладонь, повернутая вниз (ладонь находится сверху на ладони партнера) демонстрирует стремление к доминированию, попытку взять ситуацию под контроль. Для нейтрализации доминирующей позиции, если ваша ладонь оказалась снизу, необходимо сделать шаг навстречу к партнеру. Когда вы приблизитесь, положение ладоней, естественно, изменится и машинально перейдет в вертикальное положение; ладонь ребром вниз (вертикальное положение) свидетельствует о позиции равенства; рукопожатие по типу «перчатки» (две ладони обхватывают ладонь собеседника) указывает на стремление продемонстрировать собственное дружелюбие, искренность, доверительность.
Особенности жестов ног:
- носок ноги является показателем заинтересованности, а его направление указывает на того, к кому индивид проявляет интерес или кого находит привлекательным;
- широко расставленные ноги: в позиции стоя говорят об агрессии, включая и сексуальную, уверенности, активности, готовности к действиям; в позиции сидя свидетельствуют об уверенности, внутренней расслабленности, демонстрации сексуальности;
- перекрещивание ног (жест нога за ногу) является жестом защиты и указывает на тенденцию к замкнутости. В целом такое положение интерпретируется в зависимости от ситуации. Например, во время длительного семинара слушатель может использовать подобную позу для удобства;
- перекрещенные ноги и руки выражают неодобрение, недовольство, неприятие, усиленную защиту.
- американская позиция «четверка» (стопа одной конечности лежит на колене другой) – подобная поза является демонстрации активности, уверенности и самоуверенности, а также о присутствии соперничества и противоречия;
- перекрещенные ноги, руки лежат на коленях, пальцы сплетены – указывают на сосредоточение, замкнутость;
- перекрещенные лодыжки свидетельствуют о защите, напряжении, негативном отношении, нервозности, страхе. Когда собеседник зажимает лодыжки, это равнозначно «закусыванию губы». Собеседник сдерживает негативное отношение, страх, неприятные эмоции, взволнованность.
Выделяют также динамические положения – т.е. такие положения, которые невозможно однозначно квалифицировать как закрытые либо открытые, поскольку они отражают психическое состояние другого спектра, хотя внешне имитировать закрытые или открытые жесты.
Особенности жестов головой:
- голова расположена прямо либо слегка приподнята – это является нейтральной позицией.
- голова слегка приподнята, уголки глаз прищурены либо чуть прикрыты веки, взгляд смотрит вниз – такое положение свидетельствует о высокомерии, пренебрежении и превосходстве;
- немного наклоненная в сторону голова – говорит о проявлении интереса;
- голова слегка опущена, взгляд исподлобья демонстрирует настороженность, неодобрительное отношение к ситуации;
- руки расположены за головой, а ноги – в виде "четверки" – говорит о стремлении демонстрировать самоуверенность, владение ситуацией, чувство превосходства. Такой жест присущ "всезнайкам".
Жесты с использованием рук и лица:
- почесывание подбородка – указывает на размышление и оценку;
- захватывание переносицы, глаза закрыты – свидетельствует о сосредоточении;
- щека опирается на пальцы, сложенные в кулак, при этом указательный палец выпрямлен и направлен к виску – демонстрирует задумчивость, размышление;
- указательный палец касается носа, остальные пальцы прикрывают рот – данный жест указывает на подозрительность, скрытность, недоверие;
- указательный палец касается щеки, а остальные пальцы расположены под подбородком – демонстрирует о критическую оценку;
- рука поглаживает шею – указывает на недовольство, отрицание и гнев. Является защитным жестом;
- потирание уха – демонстрирует нервозность, нетерпение, желание перебить;
- лицо слегка наклонено вбок, опирается на кулак или ладонь –«телефонная поза» – данный жест указывает на скуку собеседника, внутренний монолог.
Особенности жестов тела:
- посадка верхом на стул – демонстрирует превосходство либо агрессию. Для нейтрализации данной позы собеседника необходимо встать и смотреть сверху вниз;
- одна нога приподнята и опирается на что-то, тело слегка согнуто и направлено вперед – это жест победителя, собственника;
- руки упираются в поясницу, ноги широко расставлены - демонстрация агрессии и сексуальной агрессии.
- собирание несуществующих ворсинок – говорит о том, что собеседник не согласен с мнением оппонента, однако не решается высказать собственную точку зрения. Это жест неодобрения.
Парные взаимодействия
Закрытые образования – тела двух собеседников расположены друг напротив друга, взгляды также направлены друг на друга – говорит о проявлении взаимного интереса, желания быть только вдвоем.
Открытые образования – двое беседующих стоят по отношению друг к другу углом, словно образуя пространство, в которое беспрепятственно может проникнуть третий – позиция, которая допускает участие еще одного или нескольких собеседников.
Включение в беседу и исключение партнера из беседы:
- включение происходит при присоединении третьего собеседника к закрытой позиции двух беседующих. Находящиеся в закрытой позиции собеседники разворачиваются и становятся по отношению друг к другу и третьему собеседнику под углом, невербально приглашая последнего присоединиться к беседе;
- исключение возникает в случае попытки присоединения третьего собеседника к закрытой позиции, когда находящиеся в ней партнеры поворачивают к нему только головы. При этом положение тел остается прежним, что говорит о том, что третий собеседник нежелателен в данном разговоре.
Тактильные средства коммуникации – это группа невербальных инструментов общения, которая используется реже других, менее других изучена и описана. Прикосновение к собеседнику в различных проявлениях может способствовать установлению контакта с собеседником и в целом воздействию на него. При этом важно не переборщить.
Сексуальные жесты представляют собой проявление сексуального интереса в отношении к кому-либо и безотчетную или осознанную попытку показать собственную заинтересованность к партнеру.
Мужские сексуальные жесты:
- рука поправляет воротник, галстук или дотрагивается до горла, волос;
- большие пальцы руки заткнуты за ремень;
- носок ноги повернут в сторону женщины, которая вызывает сексуальный интерес;
- руки расположены на бедрах;
- интимный взгляд;
- ноги расставлены широко независимо от того, сидит мужчина или стоит.
Женские сексуальные жесты:
- перебирание или касание волос (волосы являются довольно сильным сексуальным символом);
- вскидывание головы;
- обнажение запястий;
- слегка приоткрытый рот и влажные губы;
- раздвинутые ноги в положении стоя или сидя;
- интимный взгляд;
- перекрещенные ноги.
Особенности положения тела
Поза – представляет собой определенное положение частей тела человека: туловища, головы, конечностей, а также включает движения, которые изменяют положение или воздействуют на него. Анализировать позу довольно сложно, поскольку необходимо воспринимать все ее «элементы» в комплексе. Наблюдатель схватывает гармоничность либо дисгармоничность взаимосвязей отдельных элементов позы и делает вывод о естественности положения или неестественности, состоянии индивида, его отношении к окружению.
Сегодня выделены лишь самые общие закономерности, позволяющие анализировать положение тела и распространяющиеся на большинство людей. В самом общем виде позы можно разбить на две большие группы в зависимости от того, сидит субъект или стоит.
В связи с чем смысловую трактовку получают некоторые компоненты поз:
- стойка с широко расставленными ногами – выражает потребность в высокой самооценке, самоутверждении, а зачастую сверхкомпенсация чувства неполноценности;
- удобная, грузная посадка в сидячем положении – свидетельствует о желании человека наслаждаться уютом и покоем;
- посадка на краю стула, выпрямленная спина и полная обращенность к партнеру – говорят о концентрации внимания и высоком уровне заинтересованности партнером;
- ноги, прижатые друг к другу или скрещенные – демонстрируют педантичную коррекцию или беспомощность человека;
- руки, расположенные во время переговоров под столом, являются знаком неготовности к беседе либо проявление чувства нервозности и неуверенности.
Более точная трактовка возможна при рассмотрении позы целиком. Так, например, поза, когда голова поднята вверх, туловище отклонено назад, руки на уровне груди, положены одна на другую, ноги чуть расставлены, говорит расценивается как самоуверенная, высокомерная, надменная, как демонстрация пренебрежения к партнеру. Поза, когда голова слегка повернута вбок, плечи подняты, руки разведены в сторону и согнуты в локтях, выражает удивление, растерянность, недоумение и непонимание.
Основания для классификации | Вариации позы |
---|---|
Стадии общения | Позы вступления и выхода из коммуникации |
Формы взаимоотношений | Позы, демонстрирующие: подчинение - доминирование, симпатии - антипатии, включенность - отчужденность |
Психофизиологические состояния |
Позы: активная – пассивная, напряженная - расслабленная |
Соответствие положений тела партнеров в коммуникации | Позы: синхронные - несинхронные |
Направленность позы | Позы коммуникаторов: спиной друг к другу, лицом друг к другу, лицом к спине |
Соответствие позы иным элементам экспрессии | Поза гармоничная - дисгармоничная |
Одинаковые или схожие позы коммуникаторов свидетельствуют о близости их взглядов в отношении обсуждаемого вопроса, а несогласованные позы указывают на значительные разногласия в обсуждаемой теме. Одновременно с этим следует учитывать количество времени, которое собеседники провели в согласованных позах.
Это говорит о степени их вовлеченности в коммуникацию, уровень доброжелательности в отношении друг к другу. При этом зеркально скоординированные позы партнеров по общению являются более надежным показателем того, что собеседники понимают друг друга, нежели идентичные позы.
Важным элементом коммуникации является факт закрытости или открытости позы коммуникаторов. Открытая поза – это поворот корпуса тела и головы к собеседнику, расслабленность мышц, нескрещенное положение ног, прямой взгляд. Такая поза способна упростить взаимодействие, продемонстрировать симпатию к собеседнику. Закрытая поза проявляется отклонением корпуса тела назад, скрещенным положением конечностей, напряженностью мускул.
Особенности походки
Походка в меньшей степени, нежели иные элементы экспрессии, поддается контролю, поэтому на ее базисе можно судить о константных индивидуальных чертах индивида. Походка характеризуется рядом функций: регулирует коммуникационное пространство, информирует о состоянии человека, чертах его личности.
Можно выделить такие характеристики походки: скорость, длина шага, ритм, давление на поверхность и такие индивидуальные признаки, как движение рук, положение носков ног и головы.
Походка классифицируется на основе следующих параметров:
- размер шага и «рисунок» походки (бесшумность, легкость, порывистость, энергичность и др.);
- возрастные особенности (походка младенца, дошкольника, подростка, тинейджерская, старческая);
- особенности, обусловленные гендерной принадлежностью;
- особенности, обусловленные родом деятельности (например, походка балерины, моряка, топ-модели и т.п.);
- статус (походка начальника, царственная походка и т.д.);
- характерологические особенности состояния (уверенная походка, гордая, трусливая, виноватая, ленивая, подхалимская и др.).
Основываясь на анализе походки опытным путем были выявлены следующие закономерности:
- ритмичная походка присуща воодушевленной личности, она может говорить о хорошем настроении либо о том, что в голову пришло интересное решение;
- мелкие шажки, как правило, характерны осторожной, расчетливой личности, умеющей держать себя в руках;
- размашистая походка при низком или среднем росте свидетельствует об активности, целеустремленности и экстравертированности;
- волочащаяся походка может указывать на плохое настроение, отсутствие заинтересованности;
- прерывистая и спотыкающаяся походка является показателем неуверенности, скованности, робости;
- медленная походка со сцепленными руками за спиной и опущенной головой бывает у человека, который занят решением какой-то проблемы;
- интенсивное махание руками во время ходьбы говорит о решительности и целеустремленности;
- привычка при ходьбе держать руки в карманах свидетельствует о скрытности, критичности, стремлении подавлять других.
Для построения плодотворной коммуникации следует обращать внимание на мелочи, уметь их замечать, подвергать анализу и делать верные выводы. Ведь такое качество, как наблюдательность, можно и нужно развивать.
Язык глаз
Под контактом глаз подразумевается обмен взглядами, время задержки взгляда на собеседнике и направление взгляда. Контакт глаз – это наиболее чуткий показатель формирующихся между людьми отношений.
Информация о человеке по его глазам может быть следующей:
- направление взгляда дает понять о состоянии человека. Как правило, человек отводит глаза при переживании различных чувств: при печали –опускает глаза, стыд или чувство вины вынуждают индивида отводить в сторону глаза или опускать, при ощущении отвращения человек также слонен отводить взгляд. Однако направлением взгляда довольно просто управлять;
- движения мышц, окружающих глазное яблок, определяют форму век, видимую зону белков и радужной оболочки глаз, а также общее впечатление, которое производят глаза;
- моргание говорит об эмоциональном возбуждении. При эмоциональном возбуждении моргание усиливается;
- расширенные зрачки могут говорить о волнении, страхе, гневе. За расширение зрачков отвечает вегетативная нервная система. Управлять произвольно зрачками нельзя;
- слезы, за появление которых также ответственна вегетативная нервная система. При этом они свойственны лишь определенным эмоциям. Слезы появляются, если человек пребывает в печали, если он страдает или смеется. Также бывают слезы облегчения и радости.
Характеристика взгляда:
- направлен в центр области лба и ниже глаз оппонента не опускается – такой взгляд называется деловым;
- блуждает между ртом и глазами собеседника – это светский взгляд.
- спускается от глаз вниз по телу и подымается обратно – такой взгляд является интимным;
- взгляд искоса в совокупности с улыбкой выражает заинтересованность, на фоне опущенных бровей – враждебность;
- частое моргание является признаком защиты и растерянности.
Характеристики | Значение |
---|---|
Прямой взгляд |
Интерес, открытость, уважение, уверенность, готовность к коммуникации |
Взгляд, устремленный вдаль | Сосредоточенность, задумчивость, колебание, сомнение |
Взгляд, направленный как бы «сквозь» собеседника | Выраженное неуважение, агрессивная реакция |
Взгляд, направленный мимо собеседника |
Нацеленность на себя, эгоцентризм |
Взгляд «сбоку» | Цинизм, скептицизм, недоверие, озабоченность |
Взгляд «исподлобья» | Агрессивность, которая граничит с готовностью к нападению или защите |
Взгляд «исподлобья» на фоне наклоненной головы и напряженной согнутой спины | Высокомерие, чувство превосходства, гордость, презрение |
Жесткий взгляд | Агрессивность, скрытность, порой бесцеремонность, недоверие |
Твердый взгляд | Уверенность в себе |
Пристальный взгляд, брошенный мельком взгляд | Степень интенсивности говорит о выраженности интереса к собеседнику |
Частота и длительность зрительного контакта |
Временные характеристики смотрения друг на друга |
Более всего исследован зрительный контакт, обусловленный темой беседы и характером взаимодействия. Говорящий смотрит на партнера в конце каждой фразы и в опорных местах сообщения, а слушающий смотрит на говорящего, реализуя таким образом информационный поиск, транслируя партнеру о собственной готовности слушать.
Как показывает практика, зрительный контакт составляет примерно 30 – 60% всего времени коммуникации. Если два собеседника во время деловой беседы смотрят друг на друга больше, чем 60% времени, то, скорее всего, они заинтересованы в большей степени в личности партнера, нежели в предмете коммуникации.
При положительном развитии взаимоотношений коммуникаторы смотрят друг на друга чаще и дольше тогда, когда слушают, а не тогда, когда говорят. Если взаимодействие приобретает агрессивный характер, то частота и интенсивность взглядов резко возрастают.
Зрительный контакт значительно обусловлен отличиями в статусе собеседников: на среднем уровне зрительный контакт находится если оппонент очень высокого статуса, тогда как при умеренно высоком статусе коммуникатора – достигает максимума и снижается до минимальных величин при низком статусе партнера. Если взгляды участников коммуникации сфокусированы на каком-то одном субъекте, то это свидетельствует о его выраженной лидерской позиции в коллективе.
В ходе бизнес-коммуникаций рекомендуется поддерживать зрительный контакт с партнером, поскольку визуальный контакт связан с определенными вариантами отношения к собеседнику.
Дистанция также позволяет определить взаимоотношения между коммуникаторами: «позитивный полюс» говорит о принятии, включенности во взаимодействие, отношениях привязанности, заинтересованности, «негативный полюс» – наоборот, свидетельствует выпадении из контакта, отстраненности, независимости, отчужденности отношений, что выражается нечастым, неинтенсивным либо полностью отсутствующим зрительным контактом.
Позиция:
- полюс «контроля» (подавление, доминирование, власть) –интенсивность и продолжительность смотрения на собеседника, особенно в моменты активного взаимодействия;
- полюс «подчинения» (неуверенность, покорность) – «свернутым» зрительный контакт, частичное и беглое поглядывание на собеседника, а также достаточно настойчивый поиск взгляда коммуникатора.
Валентность:
- позитивный полюс – взаимодействие доброжелательности, эмоциональной близости, симпатии, чему сопутствует теплый, ласковый взгляд;
- отрицательный полюс – эмоциональная сдержанность, холодность, неприязнь, подозрительность, что выражается жестким, пристальным, холодным взглядом.
Подводя итоги, можно заключить, что каждый элемент невербальной коммуникации следует рассматривать в качестве определенного кода, поскольку системы невербальной коммуникации играют существенную вспомогательную, а порой и самостоятельную роль в процессе коммуникации.
Навигация по статьям