Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Возникновение и развитие антимилитаризма
Содержание:
- 17 сентября 2024
- 9 минут
- 92
Понятие и возникновение антимилитаризма
Истоки современного антимилитаризма возможно найти в древней философии этапа Просвещения. Основной её идеей являлся вечный мир, при котором любая страна могла стать независимой и перевоплотиться в федерацию государств, не имевших свою собственных армий, благодаря чему обеспечивалась полная свобода передвижения. Данное намерение не было реализовано в полной мере, только некоторые его положения учитывались дипломатами ХХ столетия при создании ООН и Евросоюза.
На сегодняшний момент времени антимилитаристскую идеологию исповедуют большое количество анархистов, социалистов, либертарианцев и экологических активистов. Антимилитаризм не нужно путать с пацифизмом, которые отвергают любые проявления насилия. Это направление признает право на необходимость самообороны, как индивидуальную, так и классовую, но выступает против монопольной власти страны на империализм, пропаганды и насилие ксенофобии либо национализма, а также воинской обязанности. Представители данного учения выступают за решение абсолютно любых межгосударственных вопросов и проблем только лишь мирным путём.
Своими корнями антимилитаризм уходит вглубь социальной истории, которая непрерывно находился под влиянием противоречий социума. В более широком смысле антимилитаристская система определяет собой полное отрицание, на теории либо в практике, войны и военной службы. Хотя за все протяжение всемирной истории «текст исторического рассказа был получен войною и только лишь примечания к тексту мирным путем», но всё же, подобно войне, стара как мир и сама идея мира.
Этапы развития антимилитаризма
Центральным этапом эволюции антимилитаризма являлась граница 19-20 веков. В то время, перед началом Первой мировой войны большинство правительств Европы вели достаточно энергичную милитаристскую пропаганду и гонки касаемо необходимого вооружения. Против этого выступили довольно известные социалисты такие, как Жан Жорес (уроженец Франции), Карл Либкнехт (уроженец Германии), Цет Хёглунд (уроженец Швеции). Данные философы рассматривали войну и боевые действия как очень мощное орудие капитализма и в своих работах принимали попытки предостеречь власть от всевозможных отрицательных последствий.
Необходимо отметить, что в 1908 г. в своей статье «Антимилитаристская тактика и воинствующий милитаризм социал-демократии» Владимир Ильич Ленин анализировал мнение общества, представленное в Штутгарте немного ранее на конгрессе социалистов, участники которого отрицали необходимость эволюции антимилитаризма и признавали право на необходимую оборонительную войну. Определенные представители данного съезда, наоборот, угрожали объявить забастовку если произойдут любые военные действия.
Тем же мнением была переполнена и статья Жореса. В ней писатель приветствовал создание новой Антанты в роли гарантии мира на территории всей Европы. С точки зрения Ленина, пролетариат должен был поддерживать не действия оборонительного характера, а те методы, благодаря которым можно было бы укрепить ресурс рабочего класса. Вместе с этим будущий вождь не мог понять многочисленные союзы европейских стран с Россией, считая это государство жестокой и к консервативной своим гражданам.
В начале 20 века было сформировано десять довольно крупных антимилитаристских и антивоенных организаций, а в СССР постоянно звучали принципы антимилитаризма в выступлениях самых лучезарных представителей власти, это происходило даже во время периода «ядерной гонки».
В скором времени антимилитаристская идеология нашла свое отражение в музыке, литературе и изобразительном искусстве.
На сегодняшний момент времени специалисты выделяют такие вида этого направления:
- Анархический вид;
- Религиозный вид;
- Социалистический вид;
- Пацифистский вид;
- Правительственный вид.
Все типы антимилитаризма довольно разносторонние по своей структуре, поэтому нужно более детально их рассмотреть хотя бы несколько главных видов данного уникального движения.
Определение религиозного антимилитаризма
Впервые в истории стран Европы была представлена практическая антимилитаристская система в виде религиозной, в связи с популярным в то время христианским учением. Общество античности со своими национальными обычаями и религиями выступало категорически против принципов антимилитаризма, считая данное движение крайним развитием государственности, которое полностью уничтожает личность.
В их концепциях философии на одной из главных позиций в ряду основных добродетелей всегда были «отвага и мужество». Платон (известный философ) мечтал о мирном острове, который носил название «Атлантида». Но в согласии с иными мудрецами древности он, утверждал, что «война по естественным законам природы царит между государствами». В частности, для того чтобы подчинить варваров любые боевые действия будут необходимыми и законными. В скором времени историк Вописк, не без помощи более надежного учения ранних стоиков, подобно остальным ученым думал о времени, когда никто не будет производить оружия, а конь никогда не познает, что такое сражение. Данные идеи связывали будущее с насильственным применением римского владычества по всему миру.
Христианство в роли одной из вселенских религий бесконечного совершенствования, в роли места, где определено мирное учение «не от мира сего», поставило этот вопрос совершенно по-другому. Христианство первых 3 веков относилось к военной службе очень негативно, связывая боевые действия и войну с господствующим в то время культом язычничества.
Религиозный антимилитаризм мог развиваться и сохраниться только в стороне от методов деятельности господствующей церкви либо в сектантстве. Некоторые народные организации, охватывающие общество этическим и религиозным возбуждением, выставляли своим главным лозунгом полный антимилитаризм.
Понятие правительственного антимилитаризма
Логическим заключением комплексного действия всех перечисленных явлений и влияний, а также собственного сознания принципов государства выступил ряд практических мер и методов со стороны правительств, которые пытались гуманизировать и ограничить войну. В совокупности данные действия были именованы правительственным антимилитаризмом.
С огромным развитием международного общения и увеличением культурных сообществ появилось новое право, в частности — право войны, стали прочнее все системы объединений, образовались стабильно нейтральные страны, предоставляющие международное заверение, всё чаще использовались третейские суды между государствами.
Но если принципы и идеи антимилитаризма, захватывая общественные организации целиком, оказывали серьезное влияние с момента своего существования и хорошо влияли на прогрессирование форм международной жизни, то общий ход мировой истории остается таким же: война, как и раньше, продолжает «писать свою собственную историю», а мировая политика современности далека от осуществления установленных идеалов антимилитаризма.
Навигация по статьям