Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Платон и его политическая философия
Содержание:
- 30 апреля 2024
- 7 минут
- 257
Главные свойства политической философии Платона
Платону античному философу, обычно отводится очень значимая роль в мировой культуре и истории, его философия, как выделял Гегель, описывая значение Платона для культуры духовности человечества, выступает одной из небольшого количества всемирно-исторических шедевров, которые с момента образования, во все следом идущие эпохи оказывало огромнейшее влияние на человеческую культуру и ход ее эволюции.
На творение Платона делали ссылки и апеллировали данными не только современники того времени – античные философы, но и представители всех следующих эпох –деятели религии, философы времени просвещения и даже мыслители, и ученые современности.
Необходимо отметить тот факт, что на становление и формирование философии политики Платона огромное значение представил кризис античного полиса, и, как итог – необходимость решения проблемы закрепления власти государства, которая выступает в виде гарантии порядка и согласия в обществе.
Помимо этого, как основа справедливость идеального государства отражалась в том, что всем гражданам страны должно быть представлено определенное занятие, которое в большей мере соответствует его натуре. Другими словами, справедливость в масштабе государства, по мнению Платона, значит соответствие положения реальных вещей их идее, потому что государство идеально отвечает своей собственной идее только в тот момент, когда каждый его житель поступает в полном согласии с индивидуальной, собственной сущностью.
Часто предполагают, что заслуга Платона в чертах политической философии состоит в том, что ему принадлежит практически первая в истории человечества проработанная систематически концепция социально-политического устройства государства, которая освещает как положительные, так и отрицательные проявления государственности, основные положения этой концепции оказывали на протяжении очень долгого времени влияние на дальнейшее развитие политической теории в социуме.
Рассмотрим более подробно главные положения философии политики Платона.
Негативные типы государств по мнению Платона
По мнению Платона человечеству известно четыре негативных типа государств, каждый из которых являют собой поэтапное ухудшение, или уничтожение формы идеального государства.
Говоря о определенных негативных государственных типах, Платон указывал следующие:
- Тимократия представляет собой исторически первый из всех негативных государственных типов, который характеризуется процветанием страсти честолюбцев к обогащению, их властью. При всем этом схожие государства с самого начала были похожи на идеальное устройство – воины свободны от ремесленных и земледельческих работ, правители легитимны, и так далее, только по мере популяризации страсти к тайному накоплению драгоценностей и богатств, происходит быстрое расслоение имущества и переход к следующему типу негативного государства;
- Олигархия представляет собой господство небольшого количества над большинством. По мнению Платона, при олигархическом устройстве государства периодически имеет нарушение главного закона благополучия общества: «чтобы абсолютно все члены общества делали свое и при этом только свое». Здесь, наоборот, определенная часть общества занимается одновременно самыми разными делами, а в то же время, при имении возможности полного отчуждения своего собственного имущества, часть граждан превращается в «полностью бесполезные» члены общества, которые на составляют государственной части;
- Демократия представляет собой результат последующего развития олигархии, который выражен в правлении и власти большинства. При всем этом само общество оказывается в условиях, когда противоположность между бедными и богатыми обостряется значительно сильнее, чем при олигархии и может привести к открытым социальным столкновениям и противостояниям;
- Тирания по мнению Платона, представляет собой самую худшую форму отклонения от идеального государства, которая выражается во власти над всеми в обществе одного, как итог выражения демократической власти доминирующего большинства.
Платон и его идеальное видение государства
Рассмотренным ранее негативным типам устройства государства, Платон противопоставлял «идеальное государство», в котором, подобно олигархии, управляют небольшое количество, но в отличие от нее, этими небольшим количеством могут стать только те люди, которые действительно способны хорошо управлять государством наличия в них многолетней подготовки и природных задатков к государственному управлению.
В числе свойств присущих идеальному государству Платон выделял:
- Могущество государственной организации и наличие достаточных средств ее защиты от враждебного окружения;
- Систематическое снабжение абсолютно всех членов общества необходимыми для каждого из них материальными благами;
- Обеспечение высокого уровня развития духовной деятельности и творчества в государстве;
- И так далее.
Навигация по статьям