Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Посадские люди
Содержание:
- 09 октября 2024
- 9 минут
- 236
Посадское общество
Процесс формирования городов происходил постепенно. Вначале боярин или князь размещался на определенной территории, княжестве, вокруг которого селились чернорабочие. Такую территорию называли посад или, иначе, подол. Торговое и ремесленное население (холопы), сироты и крестьяне обязаны были уплачивать дань князю или боярину, на территории которого они селились, и выполнять разнообразные повинности. Таким образом такие поселения образовывало торговые объединения и ремесленные организации вроде цехов.
Все сословия были одного вероисповедания. Для всех сословий существовали запреты на:
- свободу слова;
- нецензурную брань;
- употребление табака.
В XVII в. общество объединилось под руководством государства, сформировав сословную иерархию с определёнными служебными обязанностями. Социальная структура общества определялась набором привилегий и обязанностей для каждого сословия.
Внизу иерархической лестницы находились крестьяне.
Крестьяне имели возможность менять хозяев, что делали довольно часто и что не устраивало последних. В середине XVII ст. государством была проведена перепись населения для распределения посадского населения по конкретным местам с закреплением их за лицами высшего сословия. Этот процесс носил финансово-полицейский характер. В это время появилось понятие «урочных лет».
В конце XVII в. во время очередной переписи населения в Соборном уложении, в разделе «Суд о крестьянах», крестьяне были закреплены без ограничения срока (урочных лет), навсегда. Это означало, что беглых крестьян можно было возвращать вне зависимости от продолжительности их отсутствия в поместье, за котором они были закреплены
Закон определял категории крестьянского населения и их обязанности следующим образом:
- государственные крестьяне были лично свободными, но привязанными к земле;
- дворцовые крестьяне принадлежали лично царю и его династии;
- монастырские крестьяне были собственностью духовенства как феодалов;
- вотчинные крестьяне принадлежали высшему сословию вместе со своими семьями, и это право передавалось по наследству;
- помещичьи крестьяне были крепостными, принадлежащими дворянам-помещикам на правах личной собственности.
Крестьяне были привязаны к земле и личности землевладельца, считаясь наследством и потомственным состоянием. В Соборном уложении детально описывались права землевладельцев на крестьян, их личность, имущество и труд, закрепляя всеобщее бесправие и полную зависимость крестьян от воли господ. Унификация завершилась в XVII в., когда крепостные крестьяне были разделены на частновладельческих и черносошных, что определило правовой статус крестьян.
Влияние налогового бремени на структуру посадского общества
В середине XVII в. произошли значительные изменения в социальной структуре общества, в результате чего появилось понятие «посадские люди».
Население других городов делилось на три категории: лучшие, средние и младшие. Торговцы и суконные сотни освобождались от налогов и повинностей со двора, включая плату за проезд через мосты и перевозы, пеней с огня и топки, пошлин за «питье».
Жизнь посадских людей строго регламентировалась официальной властью, заинтересованной в том, чтобы налоговые поступления были регулярными.
Правительство могло включать представителей чёрных сотен и провинциального купечества в состав гостиной и суконной сотен.
Служилые люди – казаки, стрельцы, пушкари – также относились к посадскому населению. Служилые селились вместе с семьями в слободах. Кроме военного дела они также занимались различными промыслами, земледелием, торговлей, за что получали жалование. Такое положение дел было выгодно государству, что связано с тем, что на тот момент экономика не покрывала содержание регулярной армии.
Взаимоотношения между беломестцами и жителями посада ухудшались. Некоторые люди переходили в «заклад» беломестцев, и тогда последние должны были выплачивать бремя общине посада. Налоги являлись основным источником дохода для казны, поэтому правительству приходилось регулярно запрещать передачу посадских людей в заклад и приобретение земель беломестцами. У беломестцев отбирали все земли и возвращали их в распоряжение посадов (в «государево тягло»), их продажа и передача в залог тоже становились под запретом. Теперь необременённые крестьяне в городах могли торговать только с воза, а свои торгово-ремесленные предприятия должны были продать посадским или записаться в городское тягло. Таким образом, положения Соборного уложения облегчили налоговое бремя жителей посада и расширили их права на занятие ремёслами и торговлей.
Лавки служилых людей облагались налогами также, как и посадские. Нарушение каралось битьем кнутом. Посадские земли стали считаться государственными. Равноправие, которое установилось в экономической сфере и городской торговле привело к специфике крепостничества в посадах, которое выражалось в запрете на продажу земли или самовольный переезд. Сделки с землёй теперь проводились скрытно, и поэтому правительству пришлось принять меры, обязав новых владельцев земли выполнять все повинности в полном объёме.
Изменение правового статуса посадских людей отражало противоречия между чертами современной и средневековой цивилизаций, в рамках которых развивалась Россия в XVII ст. Российское законодательство в эпоху Просвещения зависело от власти, и обязанности, продиктованные интересами государства, определяли объём и виды прав. Государство формировало удобную для себя структуру общества. Каждый член общества нёс ответственность перед государством и выполнял определенные обязанности. При этом отсутствие обязанностей по сравнению с другими сословиями являлось привилегией.
XVII ст. – это было столетие войн, народных возмущений и революций, в ходе которых служилое сословие понесло существенные потери. Потери были и среди боярских и дворянских детей.
Самой привилегированной частью элиты общества были служилые люди. Правительство стремилось заинтересовать этот класс службой и заботиться о семьях погибших воинов-дворян.
Однако, укрепление крепостного права не соответствовало развитию цивилизации. Промышленное производство нуждалось в свободных рабочих руках, но государство стремилось укрепить правовой статус тех сословий, которые составляли основу самодержавия.
Навигация по статьям