Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Виды концепций правового и социального государства
Содержание:
- 03 сентября 2023
- 17 минут
- 351
Подходы к правовому социальному государству
Целостную концепцию правового государства можно отнести к концу XVIII – началу XIX в.. В то время появлялись политические теории, которые критиковали абсолютизм, беззаконие и феодализм. При этом сама идея такого государства стала зарождаться еще в период Античности. Разработку концепции правового государства осуществляли Г. Гроций, Б. Спиноза, Дж. Локк, Ш. Монтескье и др.
В современной политической науке до настоящего времени нет единой концепции правового государства, но выделяют 3 базовых концептуальных подхода, которые определяют его сущность:
- этатистский,
- юридизированный,
- субстанциональный (сущностный).
Первый из них отождествлял право с государственным законом, при этом основа подобной трактовки правового государства лежала в концепциях государственного суверенитета и волевой концепции права. Они рассматривали государственную волю в качестве источника и критерия права. Это можно считать примером классического юридического позитивизма. С его позиции поведенческую норму, которая исходит от государства и обеспечена его силой принуждения, автоматически можно считать правовой. В соответствии с данным признаком любую страну, где существуют законы в виде приказа суверена гражданам, можно считать автоматически правовой.
Юридизированный подход к трактованию понятия правовое государство предложили немецкие юристы в XIX в.. В то время в научный оборот ввели понятие «правовое государство». Здесь государство рассматривали в качестве общего правопорядка, общения, которые урегулированы правом. В этом процессе происходит отождествление категорий государства и права.
В данном трактовании позитивным представляется положение, касающееся верховенства закона и правовой связанности государства, включая разграничение между законотворческими и административными функциями, судебную независимость, законодательную установку прав и обязанностей граждан. В число недостатков теории можно включить формальность в понимании закона, стремление к ограничению государственного вмешательства в общественные дела, включая рационализацию данного вмешательства. Таким образом, правовое государство можно представить в виде государства порядка и всеобщей урегулированности.
Субстанциональный (сущностный) подход к социальному государству
Последний подход различал закон и право, право и государство, отдавая приоритет первому. Закон представлялся установлением власти, а право выступало в качестве особого феномена. Оно провозглашается равным для любого субъекта, включая бедных и богатых, слабых и сильных. Любой человек при этом рассматривался как субъект права. Трактовка справедливости в праве состоит в восстановлении правового равенства людей в качестве субъектов права при его нарушении. Это ведет к урегулированности и предсказуемости отношений в обществе. Основой субстанциональной концепции правового государства является теория прав и свобод индивида. Она зародилась в XVII-XVIII вв. в системе либеральной традиции правопонимания. Свобода, равенство, собственность должны признаваться правами, которые принадлежат людям с рождения. Источником права выступает не государство, а именно народ.
К внутреннему ограничителю необходимо добавить также внешние ограничители:
- конституцию, которая принимается с общего согласия общества и определяет формирование органов власти;
- законы, которые принимает представительный орган власти, избираемый обществом и отражающий его интересы.
Субстанциональная концепция правового государства разграничивает право и закон страны в качестве одного из его формальных источников. Право обращается к людям и имеет в основе свободу, равенство, собственность. Понимание государства заключается в средоточии реальной политической силы общества, оно может угрожать праву и свободе любого индивида. Можно сказать, что государство и право конфликтуют друг с другом, при этом конфликт должен решаться в пользу права, в состав которого включены индивиды и общество.
С позиции субстанционального подхода к категории правового государства разрабатывается несколько требований к государству и закону:
- Закон, принимаемый государством, должен соответствовать правовым принципам свободы и равенства, что не должно нарушать неотъемлемые права человека.
- Законы должны быть обнародованы, понятны, стабильны.
- Закон может приниматься только представительным органом власти, который избирается с помощью всеобщего, равного, тайного, прямого избирательного права при соблюдении специальной процедуры обсуждения и принятия. Помимо этого, законодательный орган функционирует в соответствии с Конституцией.
- Исполнительные органы власти создаются посредством Конституции, реализуя принятые представительным органом законы и осуществляя текущую государственную политику.
- Проведение разграничения полномочий осуществляется между центральными и местными органами в соответствии с управленческой вертикалью.
- Любой спор по поводу права между гражданами и между гражданами и государством рассматривается в суде, который выступает как беспристрастный арбитр. Споры властных органов должны разрешаться Конституционным Судом.
- Любые отношения, возникающие в правовом государстве между гражданином и государством, выстраиваются лишь на основе закона, при этом:
- >граждане несут ответственность перед государством лишь в таких случаях, которые предусматривает закон;
- >гражданин имеет обязанность выполнять только требования государственных представителей, основанных на законе;
- >если должностные лица или государственные органы посредством своих действий или бездействия наносят вред гражданину, то государство должно взять на себя ответственность за возмещение такого ущерба.
Выполнение институтами правовых государств собственных функций имеет в основе реализацию основных принципов демократии, которая представляет собой условие его формирования. В случае выполнения данных демократических принципов (включая всеобщее избирательное право; свободу слова, печати, собраний; конкуренцию политических организаций за голоса избирателей) производится контроль действий государства со стороны общества.
Особенности правового и социального государства
Можно выделить следующие характеристики правового государства:
- Верховенство законов в любой области жизни общества. Их принимают государственные законодательные органы в соответствии с конституцией. Они не могут быть изменены, приостановлены или отменены посредством других ветвей власти. Вся деятельность общества производится по законам, закрепление которых осуществляется с помощью Конституции.
- Соблюдение прав и свобод, которые принадлежат человеку и гражданину от рождения.
- Взаимная ответственность личности и государства. Оно издает законы и принимает обязательства перед гражданами, организациями в обществе, другими странами и всем международным сообществом. Не менее важной считается ответственность граждан перед страной и обществом. Она может ослабляться в периоды застоя, когда ослабляется интерес к делам государства. Преодоление отчуждения граждан от власти, повышение ответственности за их поступки достигается с помощью раскрепощения личности, предоставления возможности для инициативы.
- Разделение властей, включающее законодательную, исполнительную и судебную власть, что позволяет исключить монополию на власть с позиции одного органа, лица или социального слоя. Принцип разделения властей характеризуется работой механизма сдержек и противовесов, предназначенных для функционирования всех ветвей власти в рамках отведенных ей полномочий.
- Работа механизма контроля и надзора исполнения законов (арбитраж, суд, прокурорский надзор).
Правовое государство не является самоцелью, оно представляет собой форму выражения, организации и защиты прав и свобод граждан. Объем и содержание свобод могут определяться с помощью уровня развития демократии в определенном обществе. Наличие законов не способно сделать государство правовым. В число критериев необходимо включить несколько документов, которые признаются международным сообществом, включая Устав ООН, «Всеобщую декларацию прав человека», «Пакт об экономических, социальных и культурных правах» и др.
Если на ранних стадиях развития концепции правового государства общество, в первую очередь, отстаивало так называемую негативную свободу в виде ограничения государственного вмешательства в экономику и личную свободу индивида, то позже происходит формирование требований к государству в области обеспечения позитивных прав. Они относятся к борьбе граждан за улучшение собственного экономического положения, за социальные права, рост культурного статуса. Для этого появляется необходимость не отстранять государство, а выполнение им функций, предполагающих организацию и координацию. Это прямым образом подводит к появлению теории социального государства.
Немецкий исследователь Лоренц фон Штайн во второй половине XIX века впервые предлагает концепцию социального государства, которое должно стремиться к обеспечению для каждого гражданина достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством. В конечном счете для каждого должны быть обеспечены равные жизненные шансы на самореализацию в обществе.
Условия, которые требуются для возникновения социального государства:
- высокая степень экономического развития государств;
- целенаправленная государственная политика и политика гражданского общества;
- правовое, в первую очередь конституционное, закрепление частной собственности, включая принципы смешанной экономики рыночного типа, социальную и политическую свободу и демократию в форме правового государства, систему гражданского, трудового законодательства и др.;
- открытость власти государства, ее либерализм, приверженность гражданскому миру и социальному согласию, демократизм, социальная защита граждан, высокая степень социальной и правовой культуры граждан. Это помогает достигать уровня социального партнерства в отношениях между государством и обществом.
Было бы ошибкой трактовать социальное государство в качестве благотворителя, который поддерживает лишь малоимущие слои населения. Подобное государство формирует новый тип социальных связей в обществе. Они имеют в основе принципы социальной справедливости, социального мира, гражданского согласия. Такое государство не ставит цель достижения общего равенства и процветания, не должно порождать иждивенчество. Социальные государства гарантируют стабильное социально-экономическое положение, правовую и социально-политическую безопасность. В свою очередь, они ждут от граждан инициативы в разных областях жизни общества, готовности поддержать гражданское согласие и мир.
В число основных задач социального государства включены:
- защищать всех граждан от нужды и бедности, гарантировать минимальное достойное существование;
- обеспечить большее равенство с помощью исключения различия в уровне благосостояния;
- обеспечить большую защиту перед лицом различных рисков, осуществлять адресную социальную помощь не только бедным, но и людям, которые попали в сложную жизненную ситуацию;
- обеспечить рост и расширение благосостояния в обществе.
Эти задачи реализуются с помощью использования нескольких стратегий: правовое вмешательство с целью улучшения юридического статуса, экономическое вмешательство с целью роста доходов человека, экономическое вмешательство с целью улучшения условий окружения, педагогическое вмешательство для совершенствования жизни личности на основе информационных и образовательных мероприятий.
Западные политологи выделяют 3 базовых типа социального государства: консервативный, либеральный, социал-демократический. Это производится в соответствии со степенью выраженности и масштабами следующих индикаторов:
- защита от стихийного рынка, низкого уровня дохода граждан;
- социальные права и поддержка самых бедных слоев общества;
- удельный вес частных ассигнований, предназначенных для страхования, пенсионного обеспечения, медицинского страхования, в сравнении с бюджетными выплатами;
- индивидуальное и коллективное финансирование социальных программ;
- дифференцированная система социального обеспечения, разделенная на профессиональные группы и группы социального риска;
- емкость фондов социального страхования;
- гарантия и обеспечение полной занятости.
Отметим, что при необеспеченности социальной стороны жизнедеятельности людей происходит деформация всей структуры прав и свобод человека. Снижается политическая активность, растет политическая апатия и неверие в государство, индивиду не всегда доступны правовые гарантии свобод и прав и т.д. По этой причине важно помнить, что социальные государства являются гарантами не только экономических, социальных и культурных, но и политических и гражданских прав.
Если рассматривать становление социального правового государства, то оно представляет собой долгий и сложный процесс. В нашей стране он еще далек от своего логического завершения. В современной России право действует в большей мере формально, оно не наделено свойством всеобщности, а скорее работает избирательно в соответствии с обстоятельствами. Данный феномен называется «селективная юстиция»: к кому-либо предъявляются все существующие и даже не существующие требования, а кто-то может освобождаться от всякой ответственности. Не следует забывать основное предназначение права, которое состоит в формировании устойчивых правил игры, обеспечивающих предсказуемость протекания любого социального процесса. И если в положениях Конституции РФ отмечено, что наша страна является демократическим, правовым и социальным государством (ст. 1 и 7), то практические шаги по реализации данного положения еще только необходимо совершить.
Навигация по статьям