Автор статьи

Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.

Виды источников мусульманского права

Содержание:

Коран

Стоит отметить, что в роли основного источника шариата выступает именно Коран.

Определение 1

Коран – это священная мусульманская книга, которая состоит из определенных притч, а также молитв и, что не менее важно проповедей в свою очередь приписываемых пророку Мухаммеду.

В Коране содержится 114 глав (сур), расчлененных на 6219 стихов (аята). Большая часть данных стихов имеет специальный мифологический характер и только около 500 стихов содержат конкретные предписания, которые имеют отношение к правилам поведения мусульман. При этом важно, что не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые (по большей части это правила, которые имеют отношение к браку и семье), остальные же касаются религиозного ритуала, а также обязанностей.

В качестве иного авторитетным и, что наиболее важно обязательным для всех мусульман правовым источником была Сунна, которая состояла из достаточно большого количества рассказов (хадисов) о поступках, а также суждениях самого Мухаммеда. В хадисах в свое время вполне можно встретить различные напластования правовой направленности, которые служили для отражения развития отношений социального характера в арабском обществе. Что касается окончательного редактирования хадисов, то оно было осуществлено в 9 веке в то время когда были составлены 6 ортодоксальных сборников Сунны самым популярным из которых стал сборник Бухари. Из Сунны в свое время также выводятся определенные нормы наследственного и брачного, доказательственного, а также судебного права, правила о рабах.

Иджма

Иджма среди источников мусульманского права занимала третье место, она в свою очередь рассматривалась как «специальное согласие общего характера мусульманской общины». В свое время Иджма складывалась именно из совпадающих мнений по вопросам религиозного, а также правового порядка, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда или впоследствии наиболее влиятельными мусульманскими теологами-правоведами (имамами, муфтиями, муджтахидами). Также важно обратить внимание, что Иджма развивалась как в виде определенных интерпретаций текста Сунны или Корана, так и путем формирования совершенно новых норм, которые никаким образом не связывались с Мухаммедом. Они в свою очередь предусматривали определенные правила самостоятельного поведения и при этом становились обязательными в силу единодушной поддержки муджтахидов или муфтиев. Данный способ развития норм права мусульманского характера получил название «иджтихад».

К иджме в роли специального правового источника дополняющего шариат примыкала и фетва – мнения, а также решения отдельных муфтиев относительно правовых вопросов. В 8-9 веке в связи с достаточно широким распространением метода «иджтихада» право мусульманского порядка достаточно активно развивалось доктринальным путем в трудах, которые являются отмеченными выше основателей главных школ правовой направленности, а позднее в работах их ведущих учеников и, конечно, последователей. В 10 веке рядом авторитетных теологов-юристов были проведены специальные работы направленные на систематизацию материала правового характера, который на данный момент был накоплен. С 11 века в связи с противоречиями, которые являлись обостренными между главными течениями в исламе, а также разными школами правовой направленности (мазхабами) мусульманское право по факту просто не существовало как единая система. Какие-либо расхождения внутреннего порядка в нем приобрели существенный характер.

Замечание 1

В качестве одного из самых спорных источников права мусульманского характера, который вызвал острые разногласия между разными направлениями был кияс – решение дел правовой направленности по аналогии. Согласно данному источнику киясу правило, которое в свое время была установлено в Коране, Сунне или иджме, вполне может быть использовано по отношению к делу, которое прямо не предусмотрено в данных правовых источниках. Кияс не только давал возможность достаточно быстро урегулировать новые отношения общественной направленности, но также и способствовал освобождению шариата в целом ряде моментов от теологического налета.

Дополнительный источник права шариат

Что же касается дополнительного источника права шариат, то он допускал и местные обычаи, которые являлись не вошедшими непосредственно в само право мусульманского характера во время его становления, но не противоречившие прямо его нормам, а также принципам. При этом признавались определенные обычаи правовой направленности, которые сложились в самом арабском обществе (урф), а также у достаточно большого количества народов, которые являлись покоренными в результате арабских завоеваний или же подвергшихся в более позднее время влиянию права мусульманского характера (адаты).

Наконец, в роли производного от шариата источника права мусульманской направленности были отмечены и распоряжения халифов – фирманы. В последующем в иных государствах мусульманского характера с развитием законодательной деятельности в качестве правового источника стали рассматриваться и, что не менее важно играть все возрастающую роль законы – кануны.

Замечание 2

Кануны и фирманы не должны были противоречить нормам шариата, а также они дополняли его специальными нормами, которые регламентировали деятельность органов государственной власти, а также осуществляющих функции по регулированию административно-правовых отношений государственной власти с населением.

Навигация по статьям

Выполненные работы по праву
  • Право

    Тема не указана тема согласована

    • Вид работы:

      Доклад

    • Выполнена:

      16 сентября 2024 г.

    • Стоимость:

      800 руб

    Заказать такую же работу
  • Право

    Правовые основы профессиональной деятельности и охрана труда

    • Вид работы:

      Контрольная работа

    • Выполнена:

      15 сентября 2024 г.

    • Стоимость:

      900 руб

    Заказать такую же работу
  • Право

    Тема работы на выбор из списка

    • Вид работы:

      Курсовая

    • Выполнена:

      10 сентября 2024 г.

    • Стоимость:

      3 100 руб

    Заказать такую же работу
  • Право

    Амнистия и е уголовноправовое значение

    • Вид работы:

      Курсовая

    • Выполнена:

      9 сентября 2024 г.

    • Стоимость:

      3 600 руб

    Заказать такую же работу
  • Право

    особенности организационнотехнического обеспечения деятельности судей

    • Вид работы:

      Ответы на вопросы

    • Выполнена:

      31 августа 2024 г.

    • Стоимость:

      1 400 руб

    Заказать такую же работу
  • Право

    Корпоративное право и управление ответственность бизнеса и стандарты корпоративной этики

    • Вид работы:

      Исправление и доработка готовой работы

    • Выполнена:

      30 августа 2024 г.

    • Стоимость:

      3 200 руб

    Заказать такую же работу