Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Источники права средневековой Франции
Содержание:
- 10 апреля 2023
- 6 минут
- 473
Основные источники права средневековой Франции
В IX -XI вв. вводится принцип территориального воздействия права в средневековой Франции, население повиновалось этим общепризнанным меркам права, которые сформировались в местности его проживания.
Появление это принципа объяснялось:
- верховенством естественного хозяйства, обособлением отдельных феодальных сеньорий;
- сосредоточением в руках сеньоров, имеющих политическое значение, судебной власти.
В промежуток феодальной раздробленности страны нравы считались основным источником права. Страна до ликвидации феодализма не знала единой правовой системы. В зависимости от источников права все государство делилось на 2 части, ориентировочной границей между которыми была речка Лаура. Земля южнее данной грани называлась «государством писаного права», ибо на ней действовало римское право, адаптированное под воздействием традиций к новым условиям, за ним признавалось значение «совместного обычая». Север Франции числился государством «простого права», ибо главным источником права считались территориальные обычаи (кутюмы).
Парижский парламент
Во время формирования централизации страны сословно-презентабельной монархии предпринимаются попытки классификации и записи кутюмов. Людовик IX предписал собственным бальи сделать обычаи округов, отредактировать и прислать их в парижский парламент. В 1453 г. Карл VII предписал составить кутюмы, обыкновения, разные формулы, используемые судами, также при помощи знающих людей записать обычаи и весь материал представить в парламент, который обязан его изучить, отредактировать и представить на утверждение короля. В итоге, было записано и возымело мощь закона около 300 местных кутюмов и 60 огромных кутюмов, которые распространяли свое действие на большой территории.
Во время абсолютной монархии при Людовике XIV было запрещено выявлять в судах обычаи методом опроса знающих людей, и всякое изменение традиций либо введение новых традиций могло происходить лишь по распоряжению короля.
Популярны некоторое количество сборников традиций, составленных в неофициальном порядке. В 1389 г. бальи Жак Д. Аблейг составил Большущий сборник традиций Франции.
Царский бальи и сенешали Ф. Бомануар составили Кутюмы Бовези, которые охватывали традиции сенешаль Франции. Но сборники кутюмов, которые составляются как по царскому велению, так и в личном порядке, не формировали всеобщего права для всей страны. Право продолжало сохранять личный партикуляристский нрав.
Законодательный монумент Кутюмы Бовези закрепил принцип презумпции:
- невиновности и одновременно беспристрастного вменения (гл. 1);
- принцип наказуемости (гл. 3);
- предугадывал вопросы судопроизводства, явки на трибунал (гл. 2);
- выделял подтверждения и его виды.
Мера наказания по нему обязана была зависеть от проступка, также от того, кто его сделал и кому нанесен вред.
Акты королевской власти
Письменными источниками права считались акты королевской власти:
- распоряжения;
- эдикты;
- ордонансы.
Вначале акты царской власти имели реальную власть лишь на территории царского доменного имени, но по мере укрепления царской власти их общеобязательное значение распространилось на всю территорию государства. В XVI в. было принято представлять королевские акты в парижский парламент с целью их регистрации, что равносильно их публикации.
Источником права, вводящего общие принципы, единообразие в контрастной системе обычного права, являлось римское право. Вместе с ним в качестве доп источников действовало огромное количество местных кутюмов. Вместе с ордонансами существовали указания больших сеньоров, именовавшихся «ассизами».
Институты гражданского права (имущественного права, обязательственного права, брачного и семейного права) и городского права получили особое развитие в феодальной Франции.
Семейное право Франции в период феодализма регулировало вопросы брака, отношений родителей и детей, вопросы развода. Условиями для вступления в брак были достижение брачного возраста: для мужчин – 30 лет, для женщин – 25 лет и согласия родителей пары.
Брак требовал церковного освящения. Браки между родственниками и лицами, которые не были крещены, заключены под влиянием обмана, насилия или ошибки, под принуждением духовенства, были признаны недействительными. Муж во французской семье был главой семьи и покровителем его жены.
Навигация по статьям