Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Исторические периоды государства и права Древнего Китая
Содержание:
- 06 мая 2023
- 20 минут
- 1620
Периодизацию Древнего Китая можно разделить на следующие этапы, связанные с управлением конкретных фамильных родов:
- Инь (Шан) – XVI-XI вв. до н.э.;
- Чжоу – XI–III вв. до н.э.;
- Цинь – 221–207 гг. до н.э.;
- Хань – 206 г. до н.э. – 220 г. н.э.
В течение последнего периода формируется процесс трансформации рабовладельческого государства в феодальное.
Образование Древнекитайского государства
Формирование древнекитайского государства, следуя китайской традиции, было смежное с покорением племенем Шан близлежащих племен. Важность удержания в покорном состоянии людей простимулировало процесс организации государства.
Правительственный строй Древнекитайского государства с течением времени превратился в классическую восточную тиранию. Царь считался средоточием высшей правительственной власти, управляющим войском, высшей судебной ступенью, верховным жрецом, считающим свое происхождение от бога. Высшие ступени в государственном механизме занимали родные царя, а более низкие – судей, писцов, сборщиков налогов и другие – специализированные служащие.
В зависимости от близости к царю знать наделялась званиями, которые давали право на различные преимущества.
Большая часть жителей были свободные общинники. Во время государства Инь (Шан) община играла основную роль. Общинное землевладение было сформировано по форме «колодезных полей».
Категории земель
Все территории разделялись на 2 категории:
- «социальные» территории;
- «индивидуальные» территории.
«Социальная» земля ухаживалась совместно целой общиной, весь доход сначала поступал старосте данной общины и после царю.
«Частные» территории были в индивидуальном использовании семьи, в пользовании которой находилась и вся жатва. Все поля представлялись как правительственная собственность и были в пользовании царя. В личном имуществе были рабы, дома, орудия труда.
Не только частные собственники, но и государство имело возможность править рабами.
Началами рабства были:
- военная неволя;
- продажа за задолжности;
- обращение в рабство за различные криминальные действия;
- получение рабов в виде подарка.
Рабы были в роли животных без права иметь семьи и имущество.
Второй этап формирования Китая
В XII в. государство Инь (Шан) подверглось жесткому перелому. Одновременно с этим укреплял свои позиции народ – Чжоу, которым управляло государство Шан. В 1027 г. до н.э. жители Чжоу нанесли удар войскам Шан. После этого династию Шан свергло племя Чжоу.
Правление династии Чжоу делится на три эпохи:
- Западного Чжоу;
- Восточного Чжоу;
- Чжаньго.
Первые правители Чжоу расформировали своим родным и главам дружественных общин территории в наследственное пользование. В целом зафиксировано около 200 таких дарований. Хозяины участков сформировали классы наследственной знати – чжу хоу. Самые элитные звания – гун и хоу – имели ближайшие родные правителя. Гуны и хоу, в свою очередь, даровали своим самым родным звание даифу. Последний слой чжоуской элиты составляли служилые люди – ши – будущее поколение знатных граждан по боковой линии.
Верховное правительство в государстве было во власти царя (вана), который считался Сыном Неба (тянь цзы).
Во время империи Чжоу царь также был верховным хозяином территории, но владения рабовладельческой знати постепенно превращались в личную собственность, которую можно было конфисковывать, арендовывать, закладывать. Для рабочих оставалась значимой община и общинное землепользование. Однако на этапе «противоборствующих царств» происходит разваливание структуры «колодезных полей» и идет дальнейшее установление частного землевладения.
Постепенно области традиционного проживания чжоу стали испытывать все более регулярные набеги западных народов и в 771 г. до н.э. царь Китая Пин-ван был вынужден перенести центр на восток. Пошел этап Восточного Чжоу или, как его еще называют, «разъединенных царств» (чунцю). Оказавшись на территории удельных правителей китайские цари обладали лишь некоторыми полномочиями. Усиливалась разобщенность и противоборство между участками, которые превращаются в фактически обособленные государства. В средних районах располагались относительно маленькие царства, созданные ближайшими родными чжоуских царей. К их числу входят царства Лу, Вэй, Чжэн, Хань, Цзинь и др. Именно их управляющие первыми стали обозначать свои территории серединными государствами. На окраине находились более властвующие государства:
- на востоке – царство Ци;
- на западе – царство Цинь;
- в низовьях реки Янцзы – царства У, Юэ и Чу.
С VII в. до н.э. эти территории вступили в противоборство за власть, которое изначально велось под девизом восстановление власти чжоуских правителей. Возник термин «гегемона» (ба), полномочия которого основывались на голой мощи, в отличие от царя (вана), который управлял подчиненными «силой добродетели». Первый раз титул принял в 651 г. хозяин царства Ци Хуаиь-гуи. Позже он много раз переходил к правителям иных царств. В 544 г. до н.э. хозяины территорий подписали соглашение о мире, который длился очень короткое время.
В V в. до н.э. государство разделилось на много отдельных территорий, которые вели между собой жестокую войну.
Но для сравнения двух этапов имелись справедливые поводы, смежные с глубокими изменениями в социальной и финансовой жизни Китая. Во многих царствах проводились политические перемены, направленные на локализацию преимуществ родовой аристократии и усиление единоличных полномочий правителя. Основной задачей данных изменений была привлечение всех сил государства в войне за существование.
Циньская империя
В III в. до н.э. чемпионом в этой схватке стало государство Цинь, превратившееся в мощную центральную страну. Важную роль для усиления Циньской державы имели изменения Шан Яна – чиновника Циньской территории (умер в 338 г. до н.э.). Для объединения государства управленческое разделение проводилось по территориальному положению, была легализована свободная продажа и приобретение территории, прописано налогообложение в соответствии с числом принадлежащих земель, было перевооружено и расформировано войско. В каждую из 36 полученных территорий были поставлены по 2 управителя, армейский и гражданский, бывшая аристократия была подвергнута постоянному наблюдению. Мера известности стали состояние и государственные достижения, старые титулы были отобраны. Были добавлены строгие законы, наказывающие за незначительные нарушения. Перемены Шан Яна способствовали мгновенному укреплению циньской армии и территории в целом. В 249 г. до н.э. циньские вооруженные силы разгромили домен чжоуского царя, тем самым завершив Чжоускую империю. В дальнейшие годы правителям Цинь получилось разбить и другие государства. К 221 г. до н.э. объединение государство закончилось.
Цинь Шихуанди
Правитель Цинь получил титул хуанди (император) и вошел в историю под именем Цинь Шихуанди, т.е. первый император Цинь.
Закончив слияние Китая, Цинь Шихуанди сразу сделал несколько значительных жестов, обозначающих его статус неизменного владыки. Он побывал на всей территории своей страны, расположив на многих ее частях памятные плиты, взошел на божественную гору Тайшань и сделал на ее пике жертвоприношение Небу, начал строительство величественных замков в столице и т.п.
Цинь Шихуанди упразднил ранее удельную собственность и ввел целую структуру правления государством, разделив Китай на 36 областей, которые, в свою очередь, разделились на районы.
Были введены цельные положения правительственной службы и меры оценки служебных отличий служащих, причем местным чиновникам вменялось в обязательства чуть ли ни каждый день подавать своим начальникам доклады о положении дел в управах; даже отсутствие служащего на работе по состоянию здоровья следовало удостоверять на бумаге.
Подчиненным государствам запрещалось иметь оружием, и из изъятых циньскими властями медных мечей, копий и другого вооружения были отлиты 12 огромных статуй, которые поставили в циньской столице.
Цинь Шихуанди волновался о защите внешних границ своего государства. Он решил построить великие стены вдоль северных границ Китая, согнав на работы ни один миллион людей. Эта стена должна была уберечь Китай от набегов кочевых народов сюнну. Вместе с этим Цинь Шихуанди отправил войска на юг – в район нынешних столиц Гуандун и Фуцзянь. Там были возведены крепости и построены новые столицы, первое китайское поселение которых названы ссыльнопоселенцы.
Цинь Шихуанди принял нужные меры и для создания идеологических целостностей. Он не разрешил своим подчиненным чтение всех книг кроме тех, которые могли принести существенную пользу. В 213 г. до н.э. произошло известное «сожжение книг», за которым произведена казнь более 400 человек, уличенных в несоблюдении правил.
Но затеянные величественные постройки оказались нереально тяжелым бременем для капитала, а назначенные меры административного наблюдения далеко не такими рабочими, как предполагал Цинь Шихуанди. Едва он умер и был помещен в своей шикарной усыпальнице, как по всему государству начались беспокойства, быстро превратившиеся в вооруженные столкновения. Авторитет преемника Цинь Шихуанди – Эршихуанди («Второй император») был явно мал для того, чтобы циньские вооруженные силы могли локализовать волну людского возмущения. Острые общественные противоречия и человеческие восстания привели к уничтожению циньской монархии.
Лю Баном
В 209 г. до н.э. на землях бывшей империи Чу закипело мощное восстание. Несколько лет позже одни из повстанческих вооруженных сил, под предводительством Лю Баном, нанесли мощное поражение цинским войскам.
Лю Бан не стал реставрировать циньский механизм управления. Он подарил семерым своим самым ближайшим помощникам титул царя, а позже передал наследственные участки еще 130 соратникам. Но все наследственные имущества располагались в восточных и южных областях государства, тогда как в западной части остались области и уезды, созданные Цинь Шихуанди. Заведенная Лю Баном система существовала еще в течение около 50 лет после его смерти, когда на престоле правили его сын и внук.
Император У-ди
Взошедший же на престол в 140 г. до н.э. правнук Лю Бана император У-ди совершил значительные меры для облегчения центральной власти. Теперь участок необходимо делить между всеми родственниками его владельца. Вместе с этим У-ди реставрировал существовавшее в Цинь ведомство участковых, мониторившее местное руководство.
Основным государственным ведомством стал секретариат государя.
Ванами нового рода были созданы множество попыток ослабить остроту общественных столкновений.
В конце I в. до н.э. императором У-ди были введены локализация на объем земельных территорий и количество рабов, находящихся во владениях. Каждый должен иметь до 138 га земли и не более 200 рабов.
После смерти У-ди на ханьский престол взошли мало способные правители. При дворе был распространен фаворитизм, полномочия часто оказывались в руках временщиков из числа родни императриц или служителей императорского гарема. Одновременно большое количество крестьян – неизменной основой трона – разорялись и восполняли ряды бомжей или батраков имений громоздких землевладельцев.
Император династии Синь
Упадок ханьского дома вызвал смену власти. Родня императрицы Ван Ман в 8 г., став «да сы ма» – великим чиновником державы Хань, овладел полномочиями после правительственного переворота. В 9 г. н.э. он назвал себя императором нового рода Синь. Придя к управлению в положения нарастающей войны народных масс против великих собственников, Ван Ман совершил множество изменений.
Свой социальный образец Ван Ман нашел в представлении раннечжоуского государства. Он отменил куплю-продажу территории, которая была названа царской, возобновил структуру коммунального землевладения. Каждой семье был выдан пахотный участок. Купля-продажа рабов также была отменена, но одновременно возросло число правительственных рабов. Было введено правительственное управление рыночными ценами и процентными ставками по займам, подписана реформа в сфере денег и введено дополнительное налогообложение. Утвердилась правительственная монополия на изготовление монеты, холмистые и водные добычи.
Однако предупредить кризис рабовладельческого правительства все эти перемены, конечно, не могли. В 12 г. под натиском знатных землевладельцев было снова введено разрешение на куплю-продажу территорий и рабов. Одновременно безводность и наводнения, проявляющееся с исключительным постоянством несколько лет к ряду, вызвали в центральных областях массовое голодание, за которым последовали вооруженные восстания. Наибольшую популярность приобрели повстанческие группировки из Шэньдуна, членов которых называли «краснобровыми», потому что они красили лица красным цветом, чтобы своим видом походить на чертов. Их глава выдавал себя за потомка Ханьской рода. В 23 г. «краснобровым» удалось занять царскую столицу. Ван Маи умер в своих хоромах.
Поздняя Хань
Но победа досталась наследнику известной ветви ханьского рода Лю Сю, который в 25 г. провозгласил реорганизацию Ханьской династии. Поскольку Лю Сю избрал своим центром Лоян, его род получил наименование Восточная, или Поздняя Хань.
Прошлое позднеханьского рода во многом похоже на историю ее предшественницы. На первых началах центральные полномочия восстановили наблюдение над всей территорией страны, хотя покой в державе был куплен ценой договора между руководством и местной элитой. Со временем увеличение большой земельной собственности и разорение крестьянства разрушили государство. Политически падение рода, как и в эпоху Ранней Хань, выразилось в увеличении императорских лидеров из числа родни императриц и дворцовых прислуги, что привело к усугублению противодействия между этими временщиками и постоянным чиновничеством. Общественная база власти постоянно сужалась, а вместе с этим уменьшались налоговые отчисления в казну.
В 189 г. дворцовые военные силы провели побоище евнухов гарема императора, а затем вернувшиеся с границы армии генерала Дун Чжо окончательно разграбили столицу. Ханьская империя фактически была стерта. Правда, официально власть ханьского императора существовала еще 30 лет, пока конкуренты на трон выясняли отношения друг с другом. Почти все это время ханьский император был в положении полководца Цао Цао, который легко использовал влияние ханьского дома для того, чтобы укорениться в центральных территориях бывшей державы. В 220 г. Цао Пи, старший сын Цао Цао, подтолкнул ханьского управляющего отказаться от своего титула и объявил о воцарение рода Вэй.
Царство Вэй
Царство Вэй являлось самым великим среди новых держав. Базой его силы стала структура военных поселений, в которых находилось около 80% подданных. Одновременно был придуман новый механизм отбора и категорирования чиновников. Отныне все державные рабочие в соответствии с их «достижениями, добродетелями, талантами и образом мышления» группировались на 9 рангов. На территориях учреждались особые ранги чжунчжэнов («беспристрастных и прямых»), ведавшие назначением кандидатов на должность. Последним присваивался «деревенский» статус, который обозначал их личные способности. Институт «деревенских» рангов закреплял главенство местной элиты, очень быстро давшей себе право на имение высшей 2-ой категории.
Цао недолго являлись хозяевами в своей державе.
К этому времени Сыма Янь уже покорил себе империю Шу-Хань, а в 280 г. пало и Южнокитайское царство. Китай был снова заключен под власть рода Цзинь. Однако победа дома Сыма была кратковременной. В конце 311 г. внутри царствующей династии вспыхнула недопонимание между собой, которое привело в движение кочевые народы, уже давно существовавшие на северных и западных районах державы. В 308 г. Лю Юань назвал себя императором, а 3 года после конница кочевников завоевала и разграбила цзиньскую державу Лоян. Это происшествие можно назвать окончание эпохи древних империй.
Навигация по статьям