Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Право Древней Индии
Содержание:
- 19 мая 2023
- 6 минут
- 455
Общество Древней Индии
Индия достаточно консервативна, общественные порядки здесь сохраняются в течение длительного времени, например, деление населения на варны.
Образование варн произошло в тот период, когда в индийском обществе разрушился общинный строй. Для каждой варны были предусмотрены свои правила, обязательные для соблюдения – дхарму. Нарушение дхарму варны ее представителем приравнивалось к совершению греха
Брахманы
Самая высокая каста в древнеиндийском обществе, именно представители этой варны составляли законы и трактовали их так, как считали нужным, в их полномочиях было давать рекомендации другим варнам. Столь высокий статус обусловлен тем, что брахманы совершали религиозные ритуалы и занимались изучением священных писаний. Представителям данной касты было запрещено произносить ругательные слова и лгать, они не могли проявить алчность, жестокость, пренебрежение и даже гнев.
В ведении брахманов было обучение и осуществление справедливого суда, они были задействованы в управлении государством, с ними консультировался даже верховный правитель. Личность представителя этой варны обладала неприкосновенностью, они были наделены правом потребовать от представителя другой варны что угодно и непременно это получить. Если человек из другой варны не угождал брахману, его ожидало строгое наказание.
Кшатрии
Варна кшатрии образовалась исторически в результате нескольких войн, постепенно стала второй по значимости варной, в полномочия которой входило управление страной. Именно в эту варну входил верховный правитель Древней Индии. Главной задачей кшатрии было сохранение мира, поэтому они ведали не только государственным управлением, но и военным делом. Вторая по значимости варна была более закрытой, чем первая. Кшатрии, как и все, подчинялись Законам Ману, которые возлагали на них защиту всей страны, обязательное изучение веды и выполнение ритуальных жертвоприношений.
Вайшьи
Варна вайшьев – самая обширная варна в Древней Индии, в нее входили те, кто имел какой-то статус, но не имели возможности стать представителями первых двух каст. Варна состояла из свободных общинников – дельцов и землевладельцев, также в нее входили ремесленники. Вайшьи создавали те материальные блага, которые были необходимы им самим и представителям других варн.
Вайшьи были разными – кто-то успешно занимался торговлей, кто-то зарабатывал на жизнь тем, что пас скот, но все они были озадачены преумножением своего имущества. Для представителей этого сословия государство ввело высокие налоги, так как именно они являлись производителями товаров и оказывали услуги населению, зарабатывая на этом.
Шудры
Представители этой касты не проходили особого ритуала, поэтому они рождались всего один раз. Это самое низкое положение в обществе, к варне относились жители, племена которых были покорены более сильными. Также в шудры входили обанкротившиеся крестьяне и ремесленники, освобожденные рабы.
Законы Ману гласили, что представители низшей касты должны служить более высоким. Если шудру удавалось устроиться на службу к брахману, считалось, что ему очень повезло. Право древней Индии лишило шудр политической воли, но при этом они оставались свободными. Люди из низшего сословия были вольны заключать браки и рожать детей, оставлять потомству имущество, им не запрещалось участвовать в религиозных ритуалах и носить при себе оружие.
Законы Ману
Данный законы являлись правовой основой общества. Главное назначение законов сводилось к утверждению положения первых двух по значимости сословий. Также законы были призваны не допускать кровосмешения между варнами, тщательнее всего охранялась генетическая чистота брахманов. Если же рождался ребенок от связи брахмана и шудры, то его называли чандал. Такие незаконнорожденные дети были обязаны покинуть общество и терпеть всяческие лишения. Представители высших варн не могли даже прикасаться к чандалу, это было равносильно осквернению.
В самих Законах Ману, а также в другом древнейшем священном писании, Артхашастре, приведена классификация рабов и обозначен их правовой статус. Класс, к которому принадлежал раб, определялся причиной, по которой тот оказался в рабстве. Это не только рождение у рабов, но и продажа свободного человека в рабство, а также порабощение военнопленных. Обращением в рабство карали за преступления. Несмотря на большое количество рабов, их труд не составлял основу производства.
Навигация по статьям