Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik
Правовая система средневекового Китая
- 26 сентября 2023
- 4 минуты
- 816
Особенности китайского средневекового права
Право средневекового Китая в своем развитии было феодальным, на него влияли философско-этические концепции, в том числе конфуцианство, легизм, даосизм и буддизм, которые в разные временные периоды выступали в качестве идеологии государства. Это отразилось на процессах китайского правообразования, в которых основная проблема заключалась в соотношении между ритуалом, моралью и правом.
Источники права в средневековом Китае
Средневековый Китай переходит от обычного права к формам кодифицированного законодательства. Вне зависимости от того, что сохраняет свою роль обычное право как источник (его нормы используются на уровне общин и уездов), доминирующим источником стали законы, кодексы и указа императора.
Примером можно считать Свод законов династии Тан (VII век), «Исправленное и пересмотренное собрание уголовных законов», принятых династией Сун (X век), «Свод законов из девятисот статей» (XI век), «Свод законов династии Мин» (XIV век) и др.
На уровне законов общественные отношения постепенно стали регулироваться все больше. Законы вытесняют нормы и институты обычного права. Так, принцип талиона, заключающийся в кровной мести, постепенно заменили на откуп (композицию). Кодифицированное законодательство стало приобретать более четко обозначенную внутреннюю структуру. Нормы и законы становятся специализированными с позиции предмета правового регулирования и их юридической силы.
Законодательство Тан
Законодательство, присущее для империи Тан, дает возможность рассмотреть несколько видов законов и норм, которые в соответствии с юридической силой и предметом правового регулирования включены в состав понятия «фа» (право, закон):
- законы «люй» (включают уголовно-правовые нормы, квалифицирующие преступления и определяющие точные наказания);
- законы «лип» (дополняют законы «люй» и содержат меры административного и властного воздействия при нарушении предписаний и образцов хорошего поведения при осуществлении взаимоотношений между «благородными» и «простолюдинами»);
- законы «кэ» и «ши» (в виде ведомственных административных предписаний, которые можно отнести к соблюдению внутреннего распорядка в учреждении, они включали меры поощрения и порицания в рамках ведомства).
В процессе централизации императорской власти особое значение в качестве источника права стали приобретать сборники императорских указов («чи»), которые не отменяли действия закона, но нормы «указного права» были верховными в отношении кодексов в процессе разрешения конкретного дела.
Самостоятельным источником права в средневековье выступают в Китае правила ритуала («ли»). Основной законодательного регулирования разных областей жизнедеятельности традиционного китайского общества являлось ортодоксальное конфуцианство. Оно представляло собой основную мировоззренческую и законоведческую доктрину, которая исходила из необходимости взаимодействия, возникающего между моральными устоями и нормами ритуала (ли), а также жесткими предписаниями закона (фа).