Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Правовая система Древнего Китая
Содержание:
- 24 июня 2023
- 13 минут
- 1114
История Китая берет свое начало в периоде неолита, который был семь тысяч лет назад. Третья часть истории Китая сейчас именуется эпохой древнекитайской цивилизации, это одна из самых древних цивилизаций из существующих. Данная эпоха датируется III–II веком до нашей эры, в те времена жители Китая селились в долинах реки Хуанхэ по нижнему и среднему течению.
На этом месте появились первые не укрепленные поселения. Кроме возделывания земель жители Древнего Китая занимались охотой и рыбалкой, собирали ягоды и травы. Численность населения была мала, несмотря на богатый природными ресурсами край. Население не увеличивалось из-за междоусобиц с соседними поселениями.
История гласит, что изначально на берегу реки Хуанхэ появилось племя Ся, оно смогло подчинить себе близлежащие племена. Последний правитель племени Ся оказался очень жестоким, благодаря чему вожди подчиненных племен были настроены враждебно. Вождь племени Тан поднял восстание против деспота. Ему удалось свергнуть его с трона и объединить Древний Китай. Новая династия Шан началась с Чэн-Тана. Позднее ее переименовали в династию Инь. Племя переселилось в лощину Хуанхэ.
Геополитические и социально-экономические аспекты сыграли важную роль в возникновении Древнего Китая. Первое, что нужно было сделать – это организовать систему полива, объединить работу множества людей. Не имея государства, сложно освоить незнакомые почвы, которые находятся далеко от воды, построить каналы, поливать почву, уберечь от разрушительного исхода природных стихий, половодья.
Второе – это необходимость примирения людей с разными интересами. Важно было управлять государством и поддерживать порядок среди неравного населения. В Иньских племенах произошло разложение родоплеменных отношений. Общество разделилось на управляющую верхушку и обычных работников: земледельцев, скотоводов, ремесленников.
Третье – это защита государством населенных племенами земель.
Периоды развития
История развития государства Древнего Китая делится на четыре периода.
Древнекитайское государство развивалось в 4 этапа.
Первый период
Начиналось все с рабовладельческого городка Шан (Инь) (II–I тыс. до нашей эры)
Государство было не централизованным. Соседние племена подчинялись царю и платили дань. Уже в 1027 году до нашей эры государство Шан было завоевано западными племенами, которые правили царством Чжоу.
Второй период
Во втором периоде появляется государство Чжоу (XI–III вв до нашей эры). Это государство, не имеющее точных границ. Государства, которые были покорены признавали власть правящей династии. Государство было названо Поднебесной империей, а его правитель – Сыном Неба. Власть появилась у него благодаря воле Неба и ему не было дела до коалиции, которая боролась за власть. Тем временем не прекращающаяся война за власть приводит к тому, что период царствования династии Чжоу делится на 2 периода.
Период с II–I тыс. до нашей эры – 770 г. до нашей эры). К нему же относятся этапы Чуньцю и Чжаньго. В середине первого тысячелетия китайская политическая карта очень изменилась, из двух сотен городов, осталось меньше 30.
Третий период
В третьем периоде появляется империя Цинь(221-202 гг. до нашей эры), которая была создана благодаря объединению 7 государств.
Четвертый период
В четвертом периоде появляется империя Хань (202-г. до нашей эры- 220 г. нашей эры). В этот период расцветает рабовладельческий строй. Империя входит в эпоху раннего феодализма.
Право Древнего Китая
Право Древнего Китая отличалось развитием от государства. Оно развивалось в 3 этапа. Данные периоды связаны механизмами социального урегулирования и его отношения с остальными соц нормами. Конфуцианство и легизм описывает различное отношение к праву. Эти идеи общества Древнего Китая сформировали правосознание в разных этапах политической истории.
Первый этап
Первый этап – это права государств Шан и Чжоу (VI–V вв до нашей эры). На этом этапе выступают законы права, обычаи, ритуалы и эстетичные правила. В VI веке до нашей эры появилось ортодоксальное конфуцианство. Оно стало сознательной концепцией политической и правовой древнекитайской социальной системы. Появился механизм социального регулирования. Людские счастье и гармония становятся главным условием порядка, такие учения проповедовал Конфуций (ок. 551-479 г. до нашей эры). Это приносило гражданам гармонию с природой, легкие отношения друг с другом. Все эти принципы строились на правилах морали и этики. Появились такие понятия как человеколюбие, единство и умеренность.
Конфуций считал, что для того,чтобы поддерживать порядок нужен не закон, а следование традициям и обычаям, моральным порядкам. Выполнение этих норм вело к тому, что человек шел на уступки, примирение. Из учений Конфуция следует, что если соблюдать требования и следовать ритуалам, то проще предопределить роль права и закона (фа).
Второй этап
Второй этап – государство и право Древнего Китая периода Чжаньго и Цинь(V–III вв до нашей эры). В V–III вв до нашей эры возросла роль права. Объяснение теории о том, что необходимо управлять народом, через законы и жестокие порицания, принадлежит законоведам (Шан Ян, Хань Фэй-цзы). Чжаньго переводится как «воюющее царство».
В период «воюющих царств» происходит замена правовой схемы. Повелитель маленького государства Цинь Ин Чжэн в 258 году до нашей эры, решил провозгласить себя «первым императором» (Цинь Ши-хуанди) и создать империю Цинь. Для этого он покорил все соседние княжества. Его жесткое царствование желало не учений Конфуция, а усмирительной силы права. Основатель школы «законников» Шан Ян, подчеркнул, что настоящее благородство «ведет свое происхождение от наказания». Он настаивал на безграничной власти правителя и считал, что для достижения добродетели необходимы смертные казни и смиренность перед насилием. В империи Цинь в Древнем Китае Шан Ян запустил реформу, благодаря которой легизм стал государственным принципом. Когда легисты пришли к власти, они воплотили в жизнь свои идеи и правовые взгляды. Посредством наказаний и насилия, легисты пытались выбить учения Конфуция из умов людей. Последователей учений Конфуция преследовали, сжигали книги с его учениями.
Третий этап
В третьем этапе в империи Хань (III в. до нашей эры. – III в. нашей эры) право было основано на комбинировании легизма и учений Конфуция, при этом учения Конфуция преобладали.
Идеей государства Хань становится ортодоксальное конфуцианство. Оно использовалось для упрочнения жесткой власти императора, которое было обосновано поддержкой политической дисциплины. Главным положением ортодоксального конфуцианства становится учение Конфуция. Это отражается на том, что людское неравенство вполне справедливо и оно зависит от сословия, ранга, пола и возраста, а также положения в семье. Устойчивостью этого неравенства служила полной регламентацией действий горожан в обществе и семье, это был официальный ритуал, который поддерживался с помощью жестких мер. Учение Конфуция поддерживало закон о строгих наказаниях и предлагало взаимодействовать морали и праву, строгости и снисхождению. Нравственность давала модель поведения в человеческой среде, а право поддерживало его выполнение с помощью наказания. Если нарушались нормы морального поведения, то нарушителей ждало жестокое наказание. Порядок поддерживался благодаря закону фа.
Специфика древнекитайской политики
Политика и право на Древнем Востоке отличалось от политического права Древнего Китая.
- Насилие в Древнем Китае играло немаловажную роль. Оно ставилось в один ряд с социальными и экономическими фактами. Империя Шан-Инь образовалась благодаря захвату соседних племен. Начала формироваться бюрократия и возникло классовое общество. Самые почтенные и взрослые жители племен становились единственными правителями, которые провозглашали себя «сыновьями неба» и считали, что власть им дана свыше, по воле богов.
- Форма древнекитайской власти была восточной тиранией. Она была не похожа на ближневосточную тиранию и абсолютную власть в Европе. Важнейшее отличие заключалось в прагматическом подходе к управлению народом. Считалось, что если народ доволен, то царство процветало. Бюрократизм стал идеальной культурой, показателем нравственности и интеллекта.
В железном веке произошло резкое похолодание и это только усугубило древнекитайский прагматический деспотизм. После того, как произошло резкое похолодание, леса начали пустеть. Животные и растения начали исчезать. Жители вынуждены были плотно заняться возделыванием земли, выращивать зерно и рис. Именно он стал главной культурой страны. Чтобы пережить кризис в первом тысячелетии нашей эры, нужно было создать централизованное стабильное государство. Эпоха Ранней Хань (206 г. до нашей эры. – 23 г. нашей эры.) устойчиво и стабильно развивалась в течении двух тысяч лет.
Данная эпоха стояла на «3х китах»:
-
- стабильность территории;
- не меняющее количество жителей (в определенный период времени);
- основные правила не менялись, т.е. стабильные экономика, политика, соц. отношения, идеи государства и ценности.
Отсюда следует, что уже в первом тысячелетии до нашей эры в Древнем Китае была стабильность. Главной ценностью для китайцев были соблюдения законов, порядка, традиций и почтение к предкам. В течении длительного времени, до двадцатого века, Китай оставался неизменным. В связи с этим китайцы жили на много лучше, чем европейское общество, вплоть до восемнадцатого века. Китайцы освоили поливные работы и поэтому за год собирали по два и даже три урожая риса и овощей с одного поля.
- Развитию древнекитайского царства помогали учения Конфуция и, конечно, легизм. Они играли основную роль в то время в развитии государства. Благодаря легизму и учениям конфуцианства появились государственные и правовые организации. Так сложилось мнение об идеальном государстве. В Древнем Китае отношения между людьми строились на традициях, регулируемых системой ритуалов. Мировоззрение строилось на ритуалах. В «Книге песен» сказано: « основанный на природных земных явлениях, на поведении людей… это и есть основа общения верхов и низов».
Навигация по статьям