Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Основные виды смежных прав. Право на фонограмму. Коллективное управление авторскими и смежными правами
Содержание:
- 19 февраля 2023
- 8 минут
- 785
Смежные права являются группой прав, родственной, примыкающей к авторским.
Возникновение смежных прав аналогично авторским происходит автоматически, в момент создания объекта права, подразумевая защиту от непосредственного копирования.
Из существующих видов смежных прав, классифицированных по признаку объекта защиты, можно выделить две основные группы:
- права исполнителей;
- права производителей записей.
Смежные права исполнителей
В данной категории смежных прав речь идет о защите прав на те исполнения, которые можно воспроизвести и распространить.
Исполнения нематериальны, но в большинстве случаев получают закрепление при помощи технических средств (аудиозапись, видеозапись).
Каждый из объектов имеет автора исполнения, а автор, в свою очередь, обладает рядом личных неимущественных и имущественных прав. Личные неимущественные права неотъемлемы от личности исполнителя, сюда относятся, например, право на имя, право на защиту исполнения от искажения и пр., а имущественными правами являются: право на первую запись, право на передачу в эфир, право на воспроизведение и пр.
Исключительное право
Одним из ключевых имущественных прав является исключительное право. Данным правомочием обладает сам исполнитель и далее его правопреемник.
Воспроизведение записи исполнения в эфирах радиовещания, например, предполагает выплату субъекту исключительного права определенного вознаграждения.
Срок действия исключительного права закреплен в ГК РФ: в общем случае оно действует на протяжении всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет, начиная с 1 января года, следующего за тем, в котором впервые произошло исполнение, запись и пр. После окончания указанных сроков результат интеллектуальной деятельности становится достоянием общества.
Аналогично авторскому праву в исключительном исполнительском смежном праве есть исключения, закрепленные законодательно: случаи свободного использования творений в культурных и информационных целях.
Основой признания прав исполнителей является то, что для создания исполнения любого рода требуется творческое участие, приложения навыков, знаний, таланта, индивидуального видения произведения: это, несомненно, оправдывает интерес в правовой охране результата их деятельности.
Смежные права изготовителей записей
Объектом права здесь является фонограмма.
Изготовителем фонограммы является физическое или юридическое лицо, осуществившее первую аудиозапись исполнения, не скопированную с другой записи. К числу производителей фонограммы относится и лицо, которое обратилось с заказом на создание фонограммы.
Непосредственно фонограмма не может считаться результатом интеллектуальной деятельности, поскольку производитель фонограммы не принимает творческого участия в создании исполнения, а лишь осуществляет техническое его закрепление посредством специального оборудования и определенного набора знаний и умений. Таким образом, правом авторства производитель фонограммы не наделен, но вправе размещать на экземплярах фонограммы свои имя и/или лейбл.
Производитель фонограммы также обладает исключительным правом в контексте возможности использования фонограммы и ее копий, их распространения и продажи, в том числе, через сеть Интернет. Воспроизведение фонограммы публичного характера, например, в эфирах радиовещания, предполагает выплату производителю фонограммы вознаграждения.
Основой признания прав изготовителей записей является то, что для доведения до слушателей, аудитории созданного творческого исполнения необходимо вложение разнообразных ресурсов: финансовых ресурсов, управленческих и организационных навыков, современной технической базы и пр.
Коллективное управление авторскими и смежными правами
Очевидно, что любой результат творческой интеллектуальной деятельности в большинстве случаев предусматривает его дальнейшее публичное применение при императивном соблюдении авторских и смежных прав. Основой публичности авторских произведений или фонограмм является соответствующий договор, где субъекты – правообладатели и пользователи. В большинстве своем это лицензионные договоры.
В отдельных ситуациях такой подход затруднен или совсем нереализуем: если объекты права достаточно малы, но при этом имеют массовое распространение.
В указанных случаях целесообразным будет заключение договора с неким посредником, который от лица правообладателей осуществляет заключение договоров общего характера с потенциальными пользователями. В качестве посредника выступает некоторая организация, выполняющая функцию коллективного управлениям правами; потенциальными пользователями являются все организации, владеющие площадками для трансляции, публичного распространения объектов творческой интеллектуальной деятельности. В Гражданском Кодексе положения относительно вышеуказанного вопроса закреплены в статьях 1242-1244.
В России основной объем подобной деятельности осуществляет Российское авторское общество. В числе его задач: сбор вознаграждений за использование интеллектуальной собственности и выплата их правообладателям, уплата налогов. За свою деятельность Российское авторское общество из общей суммы вознаграждений начисляет себе комиссионные выплаты.
Навигация по статьям