Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Основы теории права: понятие, правовые функции
Содержание:
- 06 октября 2023
- 10 минут
- 232
Понятие права
Вопрос о сущности, а также понятии права во многом обладает мировоззренческим характером. Данный вопрос имеет большое значения для любого лица, юридического характера, так как тот или иной ответ на него определяет отношение человека к юриспруденции и при этом формирует понимание юристом своего места и своей цели в конкретной профессии.
Различные право-теоретиков концепции дают абсолютно различные определения права. Обобщая все эти подходы, под правом можно понимать определенную систему норм социальной направленности, которая при этом имеет общеобязательный характера и обеспечивается государственных принуждением.
Правовые функции
Отмечая две главные правовые функции – регулятивную и охранительную. Функция регулятивного характера осуществляется путем проведения закрепления в специальных нормах правил оптимального функционирования общественной жизни, предоставлении определенных субъективных прав и возложений обязанностей юридического характера на субъектов права. Функция по охране в большей мере обеспечивает охрану отношений общественной направленности от каких-либо противоправных посягательств. Данная функция осуществляется путем запрещения общественно опасных действий, а также путем использования специальных юридических санкций к лицам, которые выступают в качестве правонарушителей.
Школа позитивно-правового характера, представленная такими исследователями, как Г. Ф. Шершеневич, Г. Кельзен, Г. Харт, понимает право как определенную совокупность конкретных норм (правил поведения в обществе), созданных либо санкционированных властью государственного порядка и обеспеченных силой государственного принуждения. Эта теория проводит четкую дифференциацию между правовыми нормами, а также другими нормами социальной направленности, замечая самый главный критерий их отличия в наличии или отсутствии государственной защиты. С точки зрения сторонников теории позитивно-правового характера, термины «право» и «законодательство» являются если не тождественными, то, достаточно родственными по содержанию.
Естественно-правовая школа, где в качестве самых известных представителей выступают Д. Локк и Т Джефферсон, исходит из определенного постулата свидетельствующего о том, что абсолютно любой человек от рождения наделен специальными правами субъективной направленности, исходящими не от самой государственной власти, а обусловленными конкретной принадлежностью лица к человеческому роду. Обычно к числу данных прав имеет отношение право на жизнь человека, право на свободу и право на какую-либо собственность. Все явления общественного характера, соответствующие естественным правам человека, имеют прямое отношение сторонниками данной школы к разряду «правовых» явлений. И при этом наоборот, все то, что противоречит естественным правам гражданина, посягает на них, имеет отношение к категории явлений «неправовых», «антиправовых». Важным является то, что естественно-правовая школа проводит конкретную четкую границу между такими понятиями как «право» и «закон». Исходя из предпосылок логического порядка, отмеченных выше, закон, который был принят властью государственного порядка, может быть как «правовым», так и «неправовым», в зависимости от его содержания.
Марксистская доктрина (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин) осуществляет процесс определяя право как возмездную в закон волю господствующего класса в экономической сфере. Это понимание в свою очередь, возвращает нас к учению о определенной классовой борьбе и при этом сводит право к инструменту, с помощью которого класс эксплуататоров (рабовладельцев, феодалов, буржуа) совершает действия по защите своих интересов в общественной жизни.
Школа психологического порядка (Л. И. Петражицкий) рассматривает основы теории права, как некую совокупность особого рода эмоций человека, достаточно тесно связанных, с одной стороны, с осознанием определенного гражданина своей обязанности осуществлять действия специальным образом и, с другой стороны, с осознанием ожидания подобного поведения как должного теми или иными членами общества (так называемые «императивно-атрибутивные эмоции»). Данный подход допускает считать право явлением индивидуальной направленности которое может содержать различные относительно к каждой отдельной личности или к каждой конкретной группе лиц.
Теория «солидаризма» (Л. Дюги), которая в свое время, является одним из самых главных направлений социологической школы правовой направленности, в противовес марксизму считает право определенным явлением, появление которого напрямую связано со стремлением граждан (абсолютно разных как по мировоззрению, так и по устремлениям) к гармоничной, а также справедливой совместной жизни в обществе. Стоит отметить, что сторонники этой теории полагают, что «правовым» является все то, что соответствует специальной идее социальной солидарности, а «не правовым» является все то, что этой идее противоречит. Правоведение в данной ситуации рассматривается как наука, призванная проводить необходимый анализ отношений общественного характера, искать их закономерности на том или другом этапе развития общества с конкретной целью выявить те из них, которые соответствуют определенной идее «социальной солидарности», и закрепить их посредством конкретного закона.
Понимание правовой сущности
Совершенно иной подход опирается на естественно-правовой тип правового понимания и при этом признает государство, и, что самое главное право относительно самостоятельными общественными институтами. Государство в свое время осуществляет необходимые деяния по формированию права, но при этом не формирует его. Создавая какие-либо законы, государство закрепляет в них естественное право, но не творит право. В соответствии с данным путем право выступает одним из самых эффективных контролеров социальной направленности, так как лишь за правом стоит определенная сила государственного принуждения, а государство в свое время выступает как специальный механизм, который осуществляет функции по закреплению, защите и восстановлению справедливости ярко выраженной в праве. Но тем не менее государство оказывается достаточно тесно связанным правом. Так, например, 2 статья Конституции Российской Федерации отмечает, что признание, соблюдение и защита определенных прав и свобод человека и гражданина – государственная обязанность.
Навигация по статьям