Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Происхождение, понятие, признаки и функции государства
Содержание:
- 07 мая 2023
- 10 минут
- 272
Обычно в понятие «государство» с момента его появления вкладывался достаточно конкретный различный смысл. Уже давно сам король Франции Людовик XIV. которого в свое время льстецы называли «король-солнце», изрек: «Государство – это я». Это соответствовало истине, так как за 72 года царствования (с 1643 до 1715 года) он превратил власть короля в абсолютную монархию, а Францию – в одну из самых сильных и могущественных европейских держав. Тем не менее, это было вовсе не бесспорное суждение о государстве, поскольку абсолютно каждая эпоха из давней истории вносила в него свой определенный смысл.
Можно сказать, что никакое явление из всей социальной жизни не вызывало столько размышлений, суждений и различных споров, как государство. Таким образом, один из самых известных древнегреческих философ Аристотель (384-322 до и.э.) считал, что государство является олицетворением разума, а также справедливости, красоты и блага общего характера. По мнению этого философа, государство представляет собой отражение родовой сущности человека как «животного политической направленности», в свое время стремящегося к «совместному сожительству». Человек, который уже нашел свое завершение в государстве, – отмечал Аристотель, – одно из лучших творений творений, и, наоборот, человек, который в свою очередь живет вне закона и права, занимает жалчайшее место в этом мире.
Мыслитель родом из Англии Т. Гоббс (1588-1679) решил сравнить государство с мифическим существом левиафаном – то есть чудовищем, описанным в Библии: «Из пасти этого зверя выходят пламенники, выскакивают огненные искры. Из его ноздрей идет дым, как из кипящего котла или же горшка. Его дыхание способно раскалять угли, а из пасти выходит пламя. На его шее обитает огромная сила, и перед ним самим бежит ужас».
Государство как организационная власть
Как показал опыт из истории, государство не может быть ни добрым, ни злым. Государство представляет собой специальную организационную власть, главная цель которой – согласовывать интересы людей, которые при этом еще и не совпадают, а также выражать их потребности общезначимой направленности, опираясь на конкретные принуждения и нормы.
Тем не менее, понятие «государство» в современном значении появилось только в начале 16 века. В современную науку его ввел один из итальянских мыслителей Николло Макиавелли (1469-1527). Он в свое время, применил для того чтобы обозначить государство слово slato (от лат. status – то есть определенный статус, положение). До этого момента какие-либо государственные образования обозначались различными терминами: «республика», «община городской направленности», «господство княжеского характера», «земля», «полис», «появление уникального единовластия», «тирания», «олигархия» и т.п. Но теперь все эти образования государственной направленности стали обозначаться единым термином.
Два конкретных подхода к сущности государства
Государственная сущность, то есть какая-либо устойчивая совокупность черт внутреннего характера, а также различных свойств, в свою очередь отражающих цели, природу и специальные назначения государства в обществе, до сих пор остается в науке юридической направленности некой дискуссионной проблемой. Поэтому, обычно можно отметить два подхода в понимании сущности государства.
Общесоциальный, коммуникативный, подход имеет достаточно сильную связь с именем философа Древней Греции Аристотеля. Государство в свою очередь, воспринималось Аристотелем как определенное пиитическое общение, как ассоциация граждан, которая появилась для того, чтобы служить «благу общей направленности».
Есть специальный фактор, который оказывает влияние на объединение людей свободных и равных в общий союз граждан. И таким фактором является власть.
Далее само понимание государства, как единого сообщества политического характера достаточно быстро развивается в европейской мысли. Так, римский оратор, а также мыслитель Цицерон (106-43 до и.о.) рассматривал государство, как своего рода соединение в единое целое (общину гражданского порядка) всех составляющих его граждан. Такая традиция тянется через Средневековье до немецкого философа И. Канта (1724- 1804). Кант был величайший философ и утверждал, что сущность «государства» проявляется в определенном обществе людей, которое само способно распоряжаться, и управлять собой», такое «объединение людей под специальной эгидой правовых законов».
Стоит отметить, что основоположником совершенно другого подхода в понимании самой сущности государства был юрист родом из Франции Ж. Боден (1529-1596). Подход Бодена вполне можно определить, как институциональный Он трактовал государство, как своего рода особую организацию верховной власти политической направленности. Что касается суверенитета государства, то он проявлялся в его исключительной возможности творить право и проводить в жизнь законы. В такой связи Ж. Воден смотрел на государство более глубоко, он рассматривал его, как некое правовое управление семействами и тем, что у них есть, властью верховной направленности, которая обязана опираться на конкретные вечные начала добра и справедливости. Эти начала в свою очередь, должны давать благо общего характера, которое и занимается тем, что составляет определенную цель государственного устройства.
Государство как специальный механизм
Стоит помнить, что государство служит специальным механизмом для реализации интересов сообщества политической направленности, при этом оно опирается на определенные органы: армию, орган судебной власти, полицию, правительство. Именно верховные органы государства, где во главе находится правитель (монарх) являются носителями суверенитета. Следовательно, органы государственной власти выделяются из общества и при этом противопоставляются ему.
Во втором же случае государство можно понимать в неком узком смысле, ведь оно показывается как некая система институтов публичной власти, как некий аппарат, который используется для управления, обособленный от общества и при этом выражающий его интересы или интересы каких-либо определенных групп. На основе узкого, а также широкого понимания государства в его сущности выделялась либо его конкретная особенность в выражении общезначимых интересов большинства общества, либо сущность классового характера государства, то есть специфическая способность осуществлять интересы экономически господствующего класса. В определениях современных авторов два данных подхода объединяются.
Навигация по статьям