Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Социальное регулирование в догосударственном обществе
Содержание:
- 27 ноября 2023
- 12 минут
- 1339
Социальное регулирование: понятие и элементы
Жизнь первобытных людей, несмотря на свой примитивный характер, необходимо было регулировать. Благодаря различным формам социальной практики (охоте, обмену, брачным отношениям и пр.) участники могли успешно взаимодействовать друг с другом, вырабатывая конкретные регуляторы совместного бытия: образцы, правила поведения, которым должны были следовать все. При этом удачные регуляторы закреплялись в жизни, а неудачные – отсеивались.
В систему социального регулирования входят регуляторы:
- ненормативные (ценностные, информационные, предсказания, приказы и т.п.);
- нормативные (правовые нормы, мораль, религия, традиция, обычаи и т.д.).
Данные группы регуляторов действуют по-разному.
Ненормативная подсистема оказывает воздействие на подсознание, чувства, привычки, эмоциональный фон индивидуума, стремясь убедить его в полезности конкретного поведения.
Но в ходе самоорганизации рода, племени формировалась также нормативная подсистема. Она основана на становлении конкретных правил поведения (норм), которые содержали равный масштаб свободы. Данным правилам характерна обязательность исполнения и наличие санкций за их нарушение. На основании таких правил людьми организовывался и регулировался общий труд, совместная охота, распределялся произведенный продукт, определялся порядок отношений между мужчиной и женщиной, процедуры решения возникающих конфликтов и т.п. Наличие данных общеобязательных правил ограничивало человеческий эгоизм, делало его действия предсказуемыми. Кроме этого, данные нормы затрагивали правила взаимной помощи, самозащиты, способствуя человеческому выживанию. Потому человек стремился непреклонно осуществлять эти правила. Нормы догосударственного общества исторически выступали первым видом социальных норм.
Нормативная сущность данных правил состоит в следующем: они устанавливают масштаб допускаемого и должного поведения, общепринятого в этом обществе. За несоблюдение правил применяются санкции – отрицательные последствия для нарушителя. Отрицательные последствия выражаются применением мер:
- общественного воздействия (замечания, лишение статусов, привилегий, порицание, отлучение от церкви);
- принудительного характера (изгнание из общины, рода, телесные наказания, членовредительство и пр.).
Мононормы
Такое наименование они заслужили, потому что были едиными и нерасчлененными, состояли из моральных предписаний, религиозных запретов, обычаев, традиций и правовых обвязываний. Внутреннее единство морально правовых начал в мононормах обуславливается не дифференцированностью самой жизни первобытных людей, где соединяется личное и общественное, сливаются права и обязанности, потому мононормы невозможно включить ни в моральные нормы, ни в нормы права. Их главная функция состояла в помощи человеку приспособиться к окружающему миру, способствуя выживанию и воспроизводству человека в качестве биологического рода.
Мононормы формировались стихийно, через пробы и ошибки. При отборе сохранялись лишь те поведенческие правила, которые наилучшим образом способствовали выживанию рода, племени, сохранению их целостности. К мононормам относятся нормы-запреты и нормы-ожидания, различающиеся по характеру санкций. Запреты существовали в форме табу, за нарушение таких норм предусматривались жестокие наказания. Нормы-ожидания выражались в традициях, обычаях, обрядах, ритуалах, мифах, формируя у индивидуума установку на позитивное поведение.
Нормы-запреты
Многие первобытные народы придерживались строгих правил поведения, к которым относились нормы-запреты, направленные на ограничение произвола сильных личностей, существования животного эгоизма у первобытных людей. Запреты, то есть недопустимость совершения тех или иных поступков, базировались на религиозных верованиях. Первобытные люди считали, нарушение определенных запретов было чревато последствиями: духи либо разные божества наказывали людей болезнями и смертями. Так как в первый раз данная система запретов учеными была обнаружена в Полинезии, то с целью обозначения запрета использовали полинезийское слово «табу». Табу имели существенное значение в жизни первобытных людей и касались разнообразных сторон его жизнедеятельности.
Большинство табу у некоторых народов существует и до сегодняшнего дня: табу на прикасание к священным особам, племенным вождям, императорам.
Раньше существовал запрет, в соответствии с которым никто не имел права дотрагиваться до императора Кореи. Если император все же позволял кому-то прикоснуться к себе либо сам прикасался к кому-нибудь, тогда счастливчик удостаивался большой чести. На протяжении оставшейся жизни он носил особенный знак отличия. Обычно это был красный шелковый шнурок.
Нормы-ожидания
Среди норм-ожиданий особенную роль играли мифы. Они в форме мистики или религии отражали окружающую среду и помогали людям ориентироваться в ней. Мифы помогали человеку узнавать хорошие и плохие способы поведения, а также их последствия. В мифах содержался накопленный за предшествующие годы социальный опыт. Мифологические обряды и действия первобытным людям помогали лучше усваивать социальные нормы, опыт, знания о природных и общественных явлениях. На основании полученных знаний люди определяли собственное поведение, строили отношения друг с другом. Поэтому мифы выступали инструкцией к действию и комплексом верований, которые придавали человеческой жизни смысл. В ценностно нормативном и информационном плане мифы помогали первобытным людям лучше адаптироваться к окружающему миру и нарабатывать стабильные правила поведения.
Нормами-ожиданиями, согласно которым первобытный человек «выстраивал» собственное поведение, помимо мифа, выступают нормы морали, религиозные нормы, ритуалы, всевозможные традиции и обычаи.
В некоторых первобытных племенах до сих пор существует очень древний обычай наносить на тело или лицо татуировку. Для первобытных людей татуировка, прежде всего, выступала незыблемой традицией, а еще обладала магической силой. Индейцы полинезийское племя Маорми украшают татуировкой лицо. Таким способом индейцы племени охраняют себя и своих близких от злых чар. Некоторыми колдунами используются с целью излечения. В Древнем Китае татуировка являлась символическим наказанием, когда вместо отрезания ноги окрашивали тушью колена. Таким образом, общество стремилось перевоспитать преступника и выставить его на общее осуждение и презрение.
Характер санкции зачастую основывался на том, что человек из первобытного общества не выступал самостоятельным субъектом, а был органической частью рода. Его стремление к выживанию защищалось правилом талиона (с латинского языка talionis означает «возмездие, равное по силе преступлению»). Суть наказания заключалась в том, чтобы причинить виновному такой же вред, который был нанесен им. В быту это действовало по принципу «око за око, зуб за зуб».
Навигация по статьям