Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Традиционная правовая система Китая
Содержание:
- 12 апреля 2023
- 6 минут
- 233
Традиционная правовая система распространена на Дальнем Востоке, в Африке и Океании. Их различия обусловлены историческими особенностями появления и развития, но они схожи по принципу отрицания западных правовых идей и рассмотрения права как вспомогательного элемента управления общественных отношений. В данной статье будут рассмотрены особенности традиционных правовых систем.
Правовая система в Китае
То, как к правовым системам относилось китайское общество многие века, было неоднозначным. Понимание места и роли правовых систем при регулировании общественных отношений отличалось во всех философско-этических системах.
Данное трактование появилось из идеи общества, где во главе стояли мужчины, сохраняя патриархальные традиции в семьях. В те времена общество подразделялось в зависимости от обязанностей и функций членов семьи на 3 группы: старшая, средняя и младшая. Конфуцием была выдвинута идея идеализации человека, которому приписывались добродетель, повиновение, поклонение обычаям и ритуалам.
Те люди, которые были приверженцами легизма, основывали свои трактаты на том, что люди – агрессивные и эгоистичные существа. Для того, чтобы обеспечить социальный порядок в обществе, они должны постоянно находится в страхе из-за системы наказаний. Для этого создавались постоянные законы, которые неукоснительно соблюдались всеми членами общества, а власть над ними и над самими законами находилась у правителей. В дальнейшие годы последователей конфуцианства поглотила система легизма.
Право на Дальнем Востоке
Право в странах Дальнего Востока было сформировано основываясь на традициях, обычаях и философско-этических учениях. Именно на последних строились традиционные взгляды членов китайского общества, что и определяло приоритеты и цели, а также способы их достижения.
Традиционная философия Китая основывается на гармонии и социальном порядке, который складывается из того, как между собой взаимодействуют люди, земля и небо. Основой социальных порядков являются гармоничные отношение между людьми и природой, а также согласие каждого человека друг с другом. С помощью морали и ритуалов достигается равновесие и соблюдение социального порядка и справедливости, а не с помощью правовых норм.
История развития права в Китае
До 19 века развитие Китая находилось в отдалении от западного влияния, но после того, как жители смогли ближе познакомиться с нею, правительство отрицательно отнеслось к субъективным правам и индивидуализму, строгости и абстрактности. Традиционная философия указывает на то, что человек должен стремиться к тому, чтобы находиться в согласии с миром, позабыв о собственном я. Во время исполнения и применения закона, необходимо сохранять свободу усмотрения, так как идея идеального общества заключается в отказе от применения законов и вынесения судебных решений.
В традиционном китайском мировоззрении не отрицается право как таковое, там лишь упоминается, что оно необходимо только варварам, которые не заботятся о моральных принципах. Согласно воспитанию китайцев, они должны искать причины раздора только в себе и собственных поступках. Именно поэтому правовая система является лишь вспомогательным элементом, которое необходимо в тех случаях, когда одной морали недостаточно для разрешения конфликта.
После провозглашения Китайской Народной Республики (КНР) в 1949 году, правительство решило резко перейти от традиционной системы права, к социалистической, которая была основана на идее борьбы между классами. Формирование чувства классовой неприязни к элементам контрреволюции со временем полностью вытеснило мораль и принципы граждан, а помимо этого также и принцип целесообразности и отсутствия потребности в праве для разрешения конфликтов. У жителей Китая появилось чувство негодования относительно законопорядка, правил и судов, и это можно было объяснить тем, что правительство отрицало западные либеральные ценности и институты, стремилось к формированию альтернативных способов регуляции общественных отношений.
В 1979 году были проведены Китайские реформы, которые ставили перед собой цель модернизировать различные стороны общества и создать многоукладную рыночную экономику. Они стали причиной того, что постепенно началось возвращение к конфуцианским традициям, повысилась роль и значение законопорядков в качестве истоков правовых норм. В 1982 году приняли новую Конституцию, которая стала основой для множества кодексов. Принципы Китайского права все больше приближались к европейской традиции. Хоть принципы больше и тяготеют к западной системе, в них все равно остались те постулаты, которые были важны много веков назад – ритуалы, обычаи и моральные нормы.
Навигация по статьям