Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Право в системе регулирования общественных отношений: понятие, виды, признаки
Содержание:
- 24 февраля 2023
- 21 минута
- 356
Первые сведения о праве как о рычаге регулирования общественных отношений появлялись ещё на стыке III—II тыс. до н. э., одновременно со становлением понятия государственности. Новый тип взаимоотношений в обществе диктовал необходимость применения и нового социально-политического уклада бытия, а также новых правил, регулирующих общественные отношения.
Право: сущность понятия
Право является наиважнейшим регулятором общественных отношений. Правовые понятия и нормы призваны оказывать воздействие на сознание людей, склоняя их к определённому поведению.
На протяжении всей истории существования и развития юридической науки человечество пыталось как можно точнее определить, что же такое есть «право». Однако сформировать общепризнанное мнение по этому вопросу не удалось до сегодняшнего дня, что доставляет немало проблем юристам, занимающимся теорией права. Ведь отсутствие чёткого определения понятия «право» не позволяет очертить точные рамки теории, которая при отсутствии основополагающего определения рискует стать набором противоречивых утверждений и потерять смысл в качестве основы правоведения.
В конце XIX в. известный российский правовед Е. Н. Трубецкой определил понятие права как внешнюю свободу, предоставленную человеку, но ограниченную нормой. Эта трактовка до сих пор считается наиболее точной в передаче глубинного смысла понятия.
На определённом этапе развития человеческого общества объективно возникают государство и право. И то, и другое необходимо для упорядочения постоянно усложняющихся взаимоотношений между группами и сообществами людей, совместно участвующих в брачно-семейных и трудовых отношениях, в производстве материальных благ и их потреблении, управлении обществом. Руководствуясь нормами права, каждый человек получает возможность самореализовываться в социуме, а государство, в свою очередь, – упорядочить многообразие общественных отношений.
Социальные нормы первобытного общества
В период первобытнообщинного строя право в нынешнем понимании не существовало, однако это не означает, что в обществе того периода отсутствовали всякие правила. Нормы первобытного общества диктовались самой жизнью и складывались под её воздействием. Слабая защищённость человека от опасностей внешнего мира, несовершенство орудий труда вынуждали его объединяться в роды и племена, параллельно объединяя орудия труда и охоты, чтобы совместными усилиями обеспечить себе пропитание и безопасность. Под воздействием жизненных обстоятельств в обществе начали складываться определённые правила поведения, например, женщины занимались собирательством, мужчины охотой, все продукты, добытые на охоте или собранные в лесу, распределялись поровну между всеми членами социальной группы. Подобные нормы помогали обеспечивать существование первобытной экономики и продолжение рода. А поскольку все члены сообщества были заинтересованы в существовании подобных норм, современные историки дали им название мононорм.
Мононормы на протяжении десятков веков являлись регуляторами социальной жизни, ритуалами, нормами морали и т. п. В соответствии с ними, в обществе произошло разделение трудовых функций на мужские и женские, на те, с которыми может справиться только взрослый, и те, что под силу ребёнку. Эти нормы одновременно выступали и как требования первобытной мифологии, и как производственные обычаи, и как требования нравственности.
Главным признаком и одновременно отличием социальных норм первобытного общества являлось отсутствие прав и обязанностей в современном понимании, а регулятором запретов являлся простой и понятный приём воздействия – табу.
Кроме этого, историки выделяют и некоторые другие признаки социальных норм первобытного этапа развития человечества. Так, все существующие на тот период нормы:
- диктовались принципами присваивающей экономики и условиями окружающей среды, частью которой являлся первобытный человек;
- были полезны для всех представителей общества и выражали их интересы;
- не имели письменной формы выражения, а существовали в сознании людей, проявлялись в их поведении и на примере старших передавались новым поколениям;
- реализовывались в виде общеобязательных обычаев – правил поведения, вошедших в привычку в результате длительного применения;
- обеспечивались чаще силой привычки, но при необходимости применялись и более жёсткие меры принуждения и наказания, например, изгнание из рода.
Правовые основы существования рыночных отношений
В условиях общинно-родового строя прообразом права стали обычаи, которые никто специально в жизнь рода не вводил: они формировались естественно в процессе накопления бытового и сельскохозяйственного опыта. Действия, не приводившие к удовлетворительному результату, считались вредными и опасными для всей общины, а, следовательно, осуждались и попадали под запрет для всех её членов. Действия, приводившие к нужному результату, повторяясь множество раз, закреплялись, превращаясь в общепринятые правила поведения, обычаи, традиции, которые и передавались из поколения в поколение. Со временем традиции и обычаи превратились в постоянно действующие нормы, а затем стали основой коллективного хозяйства рода, при этом продолжая оставаться неписанными и несанкционированными.
Новый феодальный тип общественных отношений, при котором объединение людей основано на обмене товарами, требовал установления новых правил взаимодействия, при которых лично-родственный вид отношений заменялся общественным. Этот переход в правоведении принято считать первой и наиболее общей предпосылкой возникновения права.
По мнению известного российского правоведа Л. И. Спиридонова, если в основе общества лежат вещные связи, то его члены в первую очередь нуждаются в эффективном функционировании рынка, являющего фундаментом общества в целом и личного бытия каждого его представителя. Именно по этой причине главное, что должно быть закреплено в праве, – это условия рыночного обмена.
Взаимовыгодный обмен товарами возможен только при условии, что все его участники свободны от родственной и коллективной зависимости, следовательно, личная свобода является первым необходимым условием при товарообмене, которое следует защитить юридически.
В понимании И. Канта свобода является независимостью индивида от принуждения и произвола со стороны кого бы то ни было. Свобода личности должна рассматриваться как первоначальное и единственное право, присущее каждому человеку на основании его принадлежности к роду человеческому.
В специализированной литературе нередко встречается мнение о том, что свобода и право являются понятиями противоположными, также противопоставляются понятия права и равенства, права и справедливости. Подобная позиция авторов обусловлена в первую очередь тем, что понятие права трактуется как закон, веление власти, которые нередко могут носить насильственный, принудительный, а значит и антиправовой, сдерживающий свободу характер.
Однако если речь идёт о законе, построенном не на произволе и деспотизме, а на принципах равенства и справедливости, то вопрос противопоставления права и свободы отпадает. В таком обществе свобода и равенство — понятия не просто неотделимые друг от друга, а взаимно предполагающие.
Вторым неотъемлемым условием существования рынка, нуждающегося в правовой защите, является частная собственность, т. к. только собственник может владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, а для этого индивиду необходимо стать собственником.
И третье условие существования рыночных отношений, подлежащее правовому закреплению, заключается в равноправии участников рынка, потому что, если отношения неравноправны, люди обладают различными полномочиями, то у них неизбежно возникнет желание нарушить выработанные правила.
Основные черты права, отличающие его от иных норм поведения в обществе
Право представляет собой равную меру свободы индивидов во всеобщих масштабах. По мнению большинства современных правоведов, право является необходимой всеобщей формой свободы в общественных взаимоотношениях.
Юридические нормы отличаются от нравственных, религиозных и иных в первую очередь тем, что они направлены на консолидацию общества и обеспечение его целостности. Закрепляя или запрещая тот или иной пример поведения, правовые нормы сохранили новый способ общественных связей, объединивших людей в общественный коллектив, а также создали новый тип социального организма, успешно функционирующего до сегодняшнего дня. Стремление общества к самосохранению и поддержанию жизнеспособности придаёт правовым нормам общеобязательность. Обществу приходится особо заботиться об обеспечении реализации правовых норм, а также о соблюдении всеми членами общества всех юридических запретов.
Соблюдая правовые нормы, человек тем самым реализует определённые свободы. Однако право призвано не только обеспечивать человеку возможность реализовать свои свободы, но и выступает ограничителем поведенческих свобод, принудительно устанавливая определённые обязательные правила. Государство закрепляет эти правила в виде юридических норм, чем обеспечивает сохранность ценности правосознания всего общества.
Социальные нормы и их отличительные черты
Деятельность членов общества и государства, их поведение и взаимоотношения регулируются различными социальными нормами. Все они имеют общие черты, поскольку объединены единой нормативной природой. Они:
- являют собой стандарт (образец) поведения человека в типичной ситуации;
- очерчивают рамки допустимого (должного) поведения;
- выступают в качестве ориентира при выборе варианта одобряемого поведения;
- выступают сдерживающим фактором в контроле за поведением;
- преследуют общую цель, заключающуюся в упорядочении общественных отношений и их сохранении.
Обычаи как разновидность нормы социального поведения
Помимо правовых норм, социально-общественные отношения регулируются обычаями.
К обычаям как нормам поведения относятся ритуалы, обряды, традиции. В процессе эволюции общества право отделяется от ритуалов и традиций, но продолжает опираться на те формы поведения, которые исторически сложились и закрепились в данном обществе. Влияние обычаев на формирование права в системе регулирования общественных отношений выражается в том, что наиболее прогрессивные обычаи трансформируются в правовые нормы, а обычаи, приводящие к затормаживанию развития общества, угрожающие господству справедливости, безопасности, нарушающие либо ограничивающие личные свободы, становятся правонарушениями. Поскольку роль обычаев в российском обществе постоянно растёт, их следует признать одним из источников российского права.
Религиозные нормы, как регулятор социального поведения
Религиозные предписания, независимо от конфессии:
- обладают всеми признаками нормативности;
- выражают принципы вероисповедания, реализующиеся в виде официально установленного порядка и процедуры;
- регламентируют широкий круг вопросов, связанных не только непосредственно с религией, но и с другими сферами интересов верующих.
Религиозные нормы подразделяются на:
- вероучительные;
- правовые;
- нравственные;
- обрядово-богослужебные.
Религиозные нормы закреплены в многочисленных духовных источниках, таких как:
- основополагающие религиозные книги: у христиан – это Ветхий и Новый заветы, у мусульман – Коран и Сунна, у иудеев – Талмуд, у буддистов – религиозные книги;
- решения собраний духовенства конфессии (постановления конференций, соборов и т. п.);
- произведения религиозных писателей.
В истории выделяются целые эпохи, когда церковно-религиозные нормы выступали в качестве права, регулирующего абсолютно все сферы жизни: политическую, государственную, общественную, гражданскую, семейную. Разделение между нормами права и религии произошло в тот период, когда наступило осознание в различии между понятиями преступления и греха. Этому различию уделено много внимания в источниках римского права.
Правовые и религиозные нормы различаются между собой. Главное отличие заключается в том, что религиозные нормы действуют только в отношении верующих данной конфессии. Различаются также и механизмы действия: верующие строят своё поведение в соответствии с заветами Бога, который является для них высшим авторитетом, правовые нормы диктуются государством и обязательны к исполнению для всех его граждан. Третье различие между правом и нормами религии заключается в различном смысле, вкладываемом в понятие «свобода совести»: с точки зрения религии свобода совести распространяется только на верующих, а с точки зрения права – на всех граждан общества, следовательно, понятие свободы совести с позиции религии является более узким.
Корпоративные нормы социального поведения
Корпоративные нормы поведения – это правила поведения внутри коллектива фирмы, корпорации, политической партии и других объединений. Эти нормы закреплены в уставах организаций, принятых на съездах или общих собраниях. Действие этих норм выражает волю участников организации и распространяется на всех её членов. Корпоративные нормы схожи с правовыми, т. к. они:
- письменно зафиксированы в виде устава или иной формы;
- закрепляют полномочия, права и обязанности членов организации;
- определяют меры ответственности за нарушения норм.
Нормативные правовые акты тесно взаимосвязаны с корпоративными нормами: первые регламентируют порядок образования и функционирования организаций, которые в свою очередь, соблюдая правила корпоративные, входят в единое государственное правовое пространство и обязаны подчиняться праву.
Мораль и право: сходства и различия
Моральные принципы являются наиболее древним регулятором человеческого поведения. В общественных отношениях мораль оказывает наибольшее влияние на поведение человека и занимает важную роль в системе нормативного регулирования.
Право и мораль имеют много общего: они представляют собой ценностные ориентиры, служат регулятором поведения людей, являются неотъемлемой составной частью культуры общества, имеют нормативное содержание. Право и мораль формируются на основе политических, экономических и социальных реалий общества и преследуют общую цель, выражающуюся в обеспечении свободы, нравственности и достоинства индивидов, согласовании интересов общества и личности, поддержании порядка в социуме. В основе единства права и морали лежат общие социально-экономические интересы, культурные ценности, приверженности людей к идеалам справедливости.
Тем не менее, между нормами права и морали существуют отличия:
- Происхождение. Нормы морали формируются из представлений о совести, чести, добре и зле и приобретают обязательное значение для большинства членов социума по мере того, как наступает глубокое осознание смысла этих понятий. Нормы права вступают в силу сразу же после установления их государством и становятся обязательными для всех.
- Форма выражения. Нормы морали не закреплены документально, а являются частью сознания людей. Нормы права зафиксированы в многочисленных государственных актах.
- По санкциям. Нормы права и морали в большинстве случаев соблюдаются представителями социума добровольно, т.к. все они осознают справедливость предписаний и принимают их. Реализация обеих норм обеспечивается средствами общественного мнения, а также внутренними убеждениями каждого представителя социума. При этом для сохранения моральных норм влияния внутренних убеждений и общественного мнения вполне достаточно, однако для соблюдения норм права необходимы меры принуждения в виде санкций.
- Степень детализации. Нормы морали представляют собой наиболее общие правила поведения, например, соблюдение честности, справедливости и т.п. Правовые нормы отличаются повышенной детализацией: в них чётко прописаны юридические права и обязанности всех участников общественных взаимоотношений.
- Сфера действия. Нормами морали пронизаны все области человеческих взаимоотношений, в том числе и область права. Право же оказывает влияние только на самые важные области социально-общественных отношений, регулируя лишь те, которые подконтрольны государству.
Навигация по статьям